• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методология судебных решений

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль

Преподаватель

Патрикеева Елена Алексеевна

Патрикеева Елена Алексеевна

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к вариативной части дисциплин по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат). Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении следующих дисциплин: Теория государства и права; Гражданское право; Уголовное право; Гражданское процессуальное право; Уголовно-процессуальное право; Административное право. В результате освоения дисциплины студент должен знать способы получения информации из различных источников для решения профессиональных и социальных задач; сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Уметь составлять официальные документы различных видов; логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; толковать различные правовые акты. Иметь навыки анализа нормативных и индивидуальных правовых актов; работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента понимания сущности, содержания судебного решения и основных этапов его написания, осознания значимости профессии судьи и ее роли в современном обществе;
  • привитие студентом навыков юридического мышления, аргументации и обоснования;
  • ознакомление студентов с особенностями юридической логики и обучение их практическому применению ее инструментов;
  • обучение студентов практическим приемам толкования правовых норм и принципов, преодоления пробелов в законодательстве;
  • выработка у студентов базовых навыков профессиональной деятельности, умения работать с документами, грамотно использовать нормативный материал.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент понимает основные концептуальные модели, рассмотренные в рамках данной темы, владеет основными понятиями по теме.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в курс «Методология судебных решений». Задачи судебного решения
    Предмет, цели и задачи курса, методология.Различные подходы к пониманию судебного решения. Судебные решения в разных правовых системах. Качество судебного решения. Критерии качества судебного решения. Законность, обоснованность и справедливость судебного решения. Логичность, последовательность, корректность судебного решения. Объективность судебного решения. Цели и задачи судебного решения. Политические и юридические цели. Моральные цели судебного решения. Различие в задачах законодателя и правоприменителя.
  • Структура судебного решения
    Виды судебных решений и соответствующая им внутренняя структура. Соблюдение логической и смысловой последовательности при изложении судебных решений. Адресаты судебного решения. Вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части судебного решения: содержание, требования к оформлению. Единство формы и содержания судебного решения. Подготовка к написанию судебного решения: составление плана, подбор фактического и нормативного материала.
  • Общая логика составления судебного решения
    Значение логики для составления судебного решения. Особенности юридической логики. Юридический силлогизм. Юридическая логика при решении вопросов факта. Юридическая логика в решении вопросов права. Нормативное регулирование логики судебного решения.
  • Решение вопросов факта при составлении судебного решения
    Доказательства и доказывание. Значение процесса доказывания. Проверка и отсеивание доказательств. Исследование доказательств. Проверка доказательств. Оценка доказательств. Внутреннее убеждение судьи. Техники работы с доказательствами.
  • Решение вопросов права при составлении судебного решения
    Поиск нормы права при составлении судебного решения. Норма права и нормативное предписание. Проверка юридической силы нормы права. Коллизии и пробелы в праве. Преодоление пробелов в праве при составлении судебного решения. Разрешение коллизий правовых норм. Применение принципов права при составлении судебного решения. Правила балансирования (правило «умелой руки», теорема Коуза).
  • Толкование норм права при обосновании позиции судьи
    Содержание деятельности по толкованию норм права. Толкование как уяснение. Толкование как разъяснение. Особенности толкования текстов как герменевтической деятельности. Отражение свойств личности интерпретатора в результатах толкования. Предмет толкования. Виды и способы толкования. Результат толкования. Поиск идеального смысла правовых норм и требование соразмерности.
  • Проблемы составления судебных решений
    Несоблюдение нормативных требований, предъявляемых к судебному решению. Ошибки в составлении судебного решения. Неправильная оценка фактических обстоятельств дела. Ошибки при установлении и описании фактов. Несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Неправильное применение норм права. Ошибки при структурировании решения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Целью домашнего задания является проверка умений студента грамотно работать с нормативным материалом, логически верно и аргументировано излагать свою позицию. Домашнее задание состоит в составлении судебного документа (мнения) на основе задания, предоставленного преподавателем. Требования к форме и содержанию мнения формулируются преподавателем на лекциях и в рамках работы на семинарских занятиях. На специально отведенном занятии документ представляется в форме устного доклада (сообщения) и ответов на вопросы. Объем домашнего задания – до 20000 п.з. (включая пробелы и знаки препинания). Домашнее задание выполняется в письменной форме вне аудитории и сдается преподавателю в заранее объявленные сроки.
  • неблокирующий экзамен
    Целью проведения экзамена является проверка знаний студентов по пройденным темам, их умения точно решать поставленные задачи, составлять судебные решения по различным категориям дел, их знаний соответствующей правовой терминологии и навыков работы с юридическими текстами. Экзамен состоит из двух заданий: 1) выявление предмета и проблемы предложенного преподавателем юридического документа, анализ данного документа, предложение собственного варианта решения вопроса, которому посвящен документ; 2) составление судебного документа (или его части) по предложенной проблематике. Студент должен грамотно и логично выполнить задания. Экзамен проходит в письменной форме. Экзамен проводится в течение 60 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Домашнее задание + 0.6 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кудрявцева Е. В., Прокудина Л. А. - КАК НАПИСАТЬ СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ 4-е изд., пер. и доп - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 265с. - ISBN: 978-5-534-02767-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kak-napisat-sudebnoe-reshenie-431827

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Егорова Е. В., Бурыка Д. А. - ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ДОКАЗЫВАНИЕ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ 3-е изд. Практическое пособие - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 315с. - ISBN: 978-5-534-05733-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/dokazatelstva-i-dokazyvanie-v-sudebnoy-praktike-po-ugolovnym-delam-441367
  • Решетникова И.В. - ДОКАЗЫВАНИЕ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ 7-е изд., пер. и доп. Учебно-практическое пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 388с. - ISBN: 978-5-534-11601-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/dokazyvanie-v-grazhdanskom-processe-445701