• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теория государства

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины студенты получают знания о различных представлениях о природе и задачах государственной власти, учатся понимать методологические основы исследования феномена государственности, различие между фактическим и нормативным аспектом государственности. Особое внимание обращается на различные варианты определения государства и на исторические, идеологические и иные причины, которые лежат в основе того или иного варианта. Эти знания и навыки студенты получают через изучение истории развития представлений о государстве (историю понятия «государство»). На базе этих знаний студенты далее осваивают современные представления о государстве и об основных элементах определения этого понятия. В курсе изучается комплекс представлений о формах государствах и соответствующие классификации. Также студенты осваивают основы знаний о современных требованиях к способам и целям осуществления государственной власти (учения о правовом, социальном государстве, разделении властей и проч.). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплине «Обществознание». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - Конституционное право; - Административное право; - Гражданское право; - Международное публичное право; - Римское частное право; - Финансовое право; - Уголовное право.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента понимания социальной ценности государства ;
  • усвоение сущности основных социально-экономических процессов, их взаимосвязи с развитием государственности;
  • осмысление природы взаимоотношений человека, общества и государства в современном мире, основных принципов упорядочивания этих взаимоотношений путем правового регулирования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент понимает основные концептуальные модели, рассмотренные в рамках данной темы, владеет основными понятиями по теме.
  • Студент знает базовый понятийный аппарат современной юридической науки, основные категории, понятия и классификационные определения права и государствоведения
  • Студент понимает основные концептуальные модели, рассмотренные в рамках данной темы, владеет основными понятиями по теме
  • Студент знает основные принципы и параметры российской государственности в сопоставлении с государственностью зарубежных стран
  • Студент знает социально-политические, экономические и прочие факторы, определяющие развитие государства и права
  • Студент умеет анализировать конкретную юридическую практику и делать заключение о правовой сущности практического казуса на основе анализа
  • Студент умеет оперировать правовой методологией в целях выявления сущности конкретно-правовой ситуации
  • Студент умеет оценивать характер той или иной ситуации, отнесения ее к сфере правового или внеправового (этического и т.п.) регулирования
  • Студент умеет прослеживать социальные, экономические взаимосвязи развития отдельных правовых институтов и норм с развитием системы права России и с тенденциями международного права
  • Студент умеет юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства, осуществлять толкование нормативно-правовых актов
  • Студент знает основные тенденции развития политической и правовой систем общества
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Теория государства и ее методология
  • Тема 2. Понимание государства в Античности
  • Тема 3. Понимание государства в Средневековье
  • Тема 4. Понимание государства в эпоху Возрождения
  • Тема 5. Понимание государства в эпоху Нового времени
  • Тема 6. Происхождение государства
  • Тема 7. Понятие и сущность государства, его механизм и функции
  • Тема 8. Формы государства
  • Тема 9. Личность в ее отношении к государству
  • Тема 10. Политическая система, гражданское общество и правовое государство
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. В рамках экзамена студент должен ответить на три открытых вопроса – ответ на каждый вопрос в форме эссе максимум 15 строк, и дать комментарий правового текста в форме эссе максимум 15 строк. Текст набирается шрифтом Times New Roman 12 кегль, одинарный междустрочный интервал. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям в соответствии с предложенными заданиями, участие в дискуссии, решении задач и выполнении иных заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки не предусматривается.
  • неблокирующий Реферат
    Реферат является формой самостоятельного изучения научной литературы студентом. Целью реферата является проверка овладения студентом приемами аналитического мышления, реферирования текстов, юридико-логического мышления, поиска научных источников по определенной тематике исследования, первичных навыков написания научной работы. Реферат пишется студентами в свободное от занятий время. По объему содержание реферата не должно превышать двадцать страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал, включая сноски (10 шрифт). Как правило, реферат должен представляться в печатной форме, в исключительных случаях преподавателем может быть разрешено представление реферата в рукописной форме. В реферате должны быть ссылки на использованную при подготовке научную литературу. Реферат должен быть разделен на самостоятельные блоки (введение, основная часть, заключение) . Составление библиографического списка при написании реферата не требуется. В процессе написания реферата разрешается пользоваться любой учебной и научной литературой, нормативно-правовыми актами, конспектом лекций. При этом запрещаются списывание, другие формы заимствования чужих текстов, любые действия по нарушению авторских прав других лиц, использование средств искусственного интеллекта и иных форм машинного генерирования текстов. Также запрещается неправомерное заимствование чужых текстов, включая анонимные материалы, размещенные в свободном доступе. В случае использования чужого текста, он должен быть закавычен, дана ссылка на источник цитирования. Реферат должен быть самостоятельной научной работой студента по обозначенной преподавателем теме, написание реферата не может быть поручено иным лицам. Темы для рефератов формулируются предподавателем и заблаговременно выкладываются в ЛМС для выбора студентами. Студенты должны распределить между собой темы рефератов так, чтобы исключить дублирование. 1. Введение – суть и обоснование данной темы. На этом этапе важно правильно сформулировать вопрос, на который ищется ответ в ходе своего исследования. 2. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. 3. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает работу или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    Окончательная оценка выставляется по следующей формуле: О дисциплина = 0,3 * (О р + О р/с) + 0,7 * О экзамен, где: О дисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимум - 10 баллов); О р – баллы, полученные за реферат(максимум - 5 баллов); О р/с – баллы, полученные за работу на семинарах (максимум – 5 баллов); О экзамен – оценка, полученная за экзамен (максимум - 10 баллов). Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. 1. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 2. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Антонов, М. В.  Теория государства : учебник для вузов / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 513 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-21515-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/575014 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Чичерин, Б. Н.  Политические мыслители Древнего и Нового мира : учебное пособие для вузов / Б. Н. Чичерин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 272 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09379-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452603 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гаджиев, К. С.  Политическая философия и социология : учебник для вузов / К. С. Гаджиев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 451 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-4139-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450151 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Фетискина Ксения Дмитриевна
  • Волкова Юлия Михайловна
  • Антонов Михаил Валерьевич