История Успеха
Успешные выпускники НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург делятся мечтами юности и рассказывают о том, как воплощали их в жизнь.
Ярослав Болдинов окончил Питерскую Вышку по специальности «Юриспруденция» в 2014 году. А сегодня сам преподает «Административное право» бакалаврам своей Альма-матер и работает в Конституционном суде Российской Федерации.
– О чем вы мечтали студентом, когда только поступили на юридический факультет?
– Мы с моими однокурсниками, теперь уже с коллегами, мечтали, прежде всего, о том, что мир вокруг нас, благодаря нам и нашим усилиям, станет каким-то другим: более соответствующим нашим идеям и концепциям, которыми мы тогда болели. Этими концепциями нас заражали наши преподаватели.
В тот момент я и несколько моих хороших товарищей были замечены нашим заместителем декана, как перспективных для занятия научной деятельностью. Это полностью совпадало с моими интересами, поскольку я любил и люблю науку. Нам с ребятами очень нравилась жизнь полная конференций, докладов и выступлений. Нравилось что-то придумывать и, естественно, был азарт проверить, можно ли наши идеи как-то воплотить в жизнь. Хотелось попробовать превратить замыслы во что-то реальное, меняющее нашу жизнь. И профессия юриста для этого самая подходящая.
Представьте себе настольную ролевую игру DND. Она интересна тем, что там есть фигура мастера - человека, который, стараясь не слишком вмешиваться в суть игры и действия персонажей, следит за тем, чтобы правила физики этого мира сохранялись. По сути, профессия юриста – это то же самое. Только есть еще возможность эти правила физики немного менять. То есть, если ты видишь, что они мешают людям жить, у тебя есть возможность корректировать их соответствующим образом. Мне и моим сверстникам тогда казалось, что мы все это сможем.
– А почему именно наука? Обычно многие мечтают стать известными адвокатами или о чем-то подобном.
– Меня никогда всерьез не привлекал образ большого адвоката или большого чиновника. Мне как раз всегда хотелось заниматься «тканью» моей дисциплиной как ученому, и, именно как ученому, в Аристотелевском смысле неким образом внедрять свои мысли в жизнь. Естественно я мечтал об этом, буквально был этим окрылен.
Хороший симбиоз талантливых ученых и практиков, преподававших у нас, не давал нам превратиться в сказочников, при этом мы не становились и просто рабочими машинками, которые хорошо понимают, как это работает, но не представляют, как могло бы быть иначе.
Подготовка и вдохновение, полученные в Высшей школе экономики, будучи студентом, стали моим фундаментом в последующей жизни. Вся моя карьера складывается так, что мои желания, иногда на первый взгляд невероятные, воплощаются в реальность. И это очень приятно. Я воспринимаю это как знак, что я иду правильной дорогой.
– О чем мечтаете сейчас?
– Знаете, наверно, это желание еще больше высунуться из окошка. Поясню. Когда ты учишься, тебе кажется, что ты хорошо понимаешь мир за окном. Потом начинаешь работать и осознаешь, что ты был знаком только с двухмерной картинкой, и она слабо отражает действительность. Вновь возникает ощущение, что теперь ты точно знаешь мир, ты же теперь не смотришь в окно, но оказывается, ты всего лишь стоишь на балконе, и ты еще не знаешь мир. Просто он стал для тебя трехмерным. Ты увидел, что есть что-то внизу, что-то сверху, есть люди, с которыми так или иначе взаимодействуешь. Но ты сам при этом первое время не понимаешь, насколько другими они могут быть.
Позже, наработав некоторый опыт, столкнувшись с проблемами, выбором, прежде всего моральным, ты вновь думаешь, что теперь-то точно знаешь мир. Но есть же еще физика, химия, биология! И этот путь от античной философии к современной науке с ее открытиями самых мелких частиц, с правилами их взаимодействия.
Я понимаю, что я еще достаточно молодой специалист и исследователь. Конечно, мне хочется узнать больше, дотронуться рукой до чего-то такого, до чего еще никто, как минимум, в нашей стране, не дотрагивался.
– А какова сфера ваших научных интересов?
– Я исследую антимонопольное регулирование энергетики. Конечно, с моей точки зрения, многие существующие у нас институты можно было бы сделать эффективнее. У меня есть определенные идеи, и я хочу понять, как они на практике сопрягаются с существующей реальностью. Наверное, сейчас это моя главная профессиональная мечта. Хотя, возможно, она звучит излишне амбициозно.
Очень радуют нынешние студенты. От своих коллег из других вузов я слышу разные отзывы. Но в своих студентах я уверен. Они постоянно участвуют в конкурсах, хотят чего-то большего. Это не алчность или желание быть лучше других. Это действительно желание узнать больше, жажда профессии. Я всегда постулировал мысль, что мир был бы идеальнее, если бы каждый занимался тем, что ему действительно нравится, действительно мотивирует его к новым высотам, достижениям.
Я смотрю на наших студентов и мне приятно осознавать, что они пошли дальше, чем я. Когда я был студентом, для меня пределом мечтаний были выступления на международных конференциях в других городах. Сейчас наши студенты берут призовые места в крупных международных конкурсах. Это большой прогресс. Это хорошо для них и для нас, как для людей, которые будут в том жить в мире, где правила игры, о которых я говорил, будут создавать наши сегодняшние ученики.
Я вижу в этом, в том числе и исполнение одного из моих сокровенных желаний – работать и учить людей, которые действительно хотят учиться.
Кстати, о тех мечтах, которые были и есть. Мечта, которая сбылась, – вернуться в Высшую школу экономики уже преподавателем. Я действительно этого хотел. Студентом я смотрел на своих преподавателей, мне очень хотелось быть с ними в одном ряду, ведь это умнейшие и достойнейшие люди. И сейчас возможность ходить с ними по одним коридорам, беседовать с ними, обмениваться мнениями – это бесценно.
П. Д. Блохин, к.ю.н., советник судьи Конституционного Суда РФ
Не последнюю роль при выборе мною дальнейшей специализации сыграли выдающиеся – в масштабах не только отечественной, но и западной юриспруденции в целом – юристы, преподававшие на Факультете права, такие как Тамара Морщакова или Сергей Пашин. Они привили мне интерес к проблематике судебной власти с акцентом на ее правозащитную составляющую, а следовательно, к деятельности Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека. Я вообще считаю, что для подрастающего юриста иметь моральные и научные авторитеты – это важно, поскольку юриспруденция – глубоко нравственное дело, неподвластное вездесущей автоматизации, а значит, оно требует надежного ценностного ориентира.
Кроме того, большую (если не определяющую) роль для меня сыграла и возможность дважды пройти практику в Конституционного Суде (сначала в Управлении уголовной юстиции, а затем – в судейском офисе). Начитавшись обращений граждан, пообщавшись со своими будущими коллегами, куда более опытными, я загорелся идеей написать две научные статьи, посвященные конституционному судопроизводству. После летних каникул, проведенных в трудах, обе они увидели свет в престижных научных журналах и получили высокую оценку в среде конституционалистов. Поэтому я по-прежнему убежден, что практика, стажировка – даже в непростые карантинные времена, даже заочно – это очень важно для будущего юриста.
Собственно, еще не завершив обучение на пятом курсе специалитета, я и получил от судьи Гадиса Гаджиева, научного руководителя Юридического факультета, приглашение пойти к нему на работу. Думаю, что за первые пару лет, когда я дневал и ночевал на службе, изучая дела и готовя разного рода справки и меморандумы, я приобрел больше знаний, чем за все пять лет обучения. Однако это было бы невозможно без того абсолютного минимума, которому учат в высшей школе, – юридическому мышлению, правовым максимам, правилам разрешения коллизий («lex specialis derogat lex generalis», «in dubio pro libertate», «major continet in se minus», «ex injuria non oritur jus» и т.п.). В связи с этим, я призываю абитуриентов помнить, что уже начальные курсы призваны дать основной инструментарий для работы будущему юристу.
За 8 лет работы в Конституционном Суде, которую я совмещал с преподаванием конституционного права в Высшей школе экономики и подготовкой диссертации, я постарался развить в себе важное качество – универсальность, т.е. навыки работы с разными делами (от свободы мирных собраний и свободы слова до проблем медицинской помощи и алиментных споров). Можно назвать это конституционно-правовым или «надотраслевым» подходом, который, в принципе, позволяет выработать сбалансированное, справедливое решение любой правовой коллизии. Именно это качество – умение взглянуть на проблему под разными углами, я бы рекомендовал каждому студенту культивировать в себе с самого первого года обучения!
М.Д. Скрябина, управляющий директор в департаменте инфраструктурных проектов и ГЧП, Газпромбанк
Стать юристом я решила еще в 9 классе, когда на уроках риторики мы знакомились с отрывками вступлений А.Ф.Кони. Судебным оратором я, конечно, не стала, но это предопределило мой выбор при поступлении в университет.
Надо сказать, что в 2008 году, когда я поступала, наш факультет был еще на этапе становления, и существенно отличался от того, что он представляет собой сейчас. В период обучения, по счастливой случайности, в Петербург переехал Конституционный суд РФ, в связи с чем факультет приобрел очень много первоклассных юристов в качестве преподавателей и наставников. Студенческие годы я вспоминаю с большой теплотой, так как это была своя неповторимая атмосфера интеллектуальности, больших надежд и неизвестности.
Для меня университет стал также площадкой для знакомства с будущим работодателем (АБ «Качкин и Партнеры»), которое явилось началом моего карьерного пути.
В настоящий момент я занимаю позицию управляющего директора в департаменте инфраструктурных проектов и ГЧП в Газпромбанк (АО) и занимаюсь правовым сопровождением проектов государственно-частного партнерства, финансируемых банком. Последний год я также делюсь знаниями со студентами нашего факультета в качестве преподавателя кафедры финансового права в рамках курса «Введение в регулирование государственно-частного партнерства». Надо сказать, что наш факультет является очень прогрессивным и предлагает студентам знания в тех сферах, которые становятся все более востребованными на рынке юридических услуг.
Для данной сферы необходимо не только знание гражданского права, но также финансового права (бюджетного, налогового), которое в период обучения не было в числе моих интересов. Поэтому стоит внимательно относиться ко всему, что университет готов предложить студентам в период обучения. Никогда не знаешь наверняка, в какой отрасли права будет происходить профессиональное развитие. Зачастую это вопрос случая, а не осознанного выбора. Своим «случаем» я чрезвычайно довольна.