Доклад Нины Максименковой «Диагноз обществу. Трезвенники Новосибирска 1980-х годов как моральное сообщество»
7 октября 2025 г. научный семинар НУГ «История российской психиатрии: новые подходы к изучению» возобновил свою работу после каникул. На семинаре выступила участница НУГ, студентка ФГН ОП «История» (НИУ ВШЭ) Нина Максименкова с докладом «Диагноз обществу. Трезвенники Новосибирска 1980-х годов как моральное сообщество».

В центре внимания доклада находились новосибирские общества трезвенников, которые стали появляться в городе после визита в Новосибирск хирурга и известного представителя трезвеннического движения Фёдора Григорьевича Углова в 1983 году. К этому времени в Новосибирске уже имела хождение изданная в самиздате лекция учёного, прочитанная в Дзержинске. Посетив город в декабре 1983 г., Ф.Г. Углов прочёл новую лекцию «Алкоголь и мозг» в Доме учёных СОАН СССР. Результатом его визита стало оформление сообществ трезвенников среди научных сотрудников новосибирского Академгородка.
Трезвенническое движение в СССР возникло в конце 1960-х гг. в Ленинграде, Горьком и других городах. Эта сеть активистов была принципиально децентрализована, но к началу 1990-х гг. она уже обладала некоторыми организационными формами (ячейки), собственной экспертизой и корпусом текстов, публиковавшихся в самиздате. В начале 1980-х гг. произошёл смысловой сдвиг в их деятельности: от борьбы с алкоголизмом они переходят к борьбе за трезвость как норму жизни.
Н. Максименкова очертила два исследовательских поля, в рамках которых можно изучать это движение: история низовых движений в СССР 1970 – 80-х гг. и антропология морали, и предложила рассматривать трезвенников г. Новосибирска 1980-х годов как «моральное сообщество», которое формировалось через специфические практики коммуникации и жесткие границы членства.
В основу наблюдений докладчицы легли документы коллекции «Первые «неформальные» общественные объединения Новосибирска и г. Бердска в годы перестройки» Государственного архива Новосибирской области. Коллекция содержит материалы 1984 – 1988 гг., изъятые у активистов трезвеннического движения, трезвеннический самиздат, тексты выступлений, лекции, письма лидеров трезвеннического движения страны, отрывки из литературных произведений антиалкогольной направленности, распространявшиеся активистами движения в Новосибирске. Помимо этих материалов, в коллекции отложились документы для внутреннего пользования партийных органов (характеристики лидеров трезвеннического движения, проекты решений, аналитическая записка о распространении движения), а также отзывы, рецензии, замечания специалистов о публикациях лекций и выступлениях активистов трезвеннического движения (В.Г. Жданова, Н.Г. Загоруйко, И.А. Богащенко, Д.П. Ковалева).
Изучив документы коллекции, Н. Максименкова сделала вывод о возможности описания новосибирских трезвенников 1980-х гг. как морального сообщества, которому свойственны: 1) дисциплина тела (абсолютная трезвость членов сообщества, представлявшаяся как моральный императив), 2) дисциплина речи (система риторических практик, которые строились на корпусе собственных источников), 3) дисциплина членства (жёсткие границы).
Исследование архивных документов также показало, что активисты-трезвенники, диагностируя советское общество 1980-х годов как больное, реактивировали риторику позднеимперских литераторов и психиатров. Особое место в корпусе самиздатских текстов занимал текст Л.Н. Толстого «Богу или маммоне», в котором он задавал моральную дихотомию: выбор между служением Богу (трезвость) или маммоне (пьянство).
Кроме того, для трезвенников Новосибирска важным был вопрос о влиянии алкоголя на мозг, при обсуждении которого они использовали характерный для к. XIX – нач. XX вв. дискурс вырождения и дегенерации: алкоголь рассматривался не просто как индивидуальная проблема, но как народная беда. Через метафоры болезни, вырождения трезвенники выносили вердикт всему современному им социальному порядку.
Доклад вызвал оживлённую дискуссию. Участников семинара интересовали вопросы об источниках заимствования термина «вырождение», который исчез из медицинского дискурса ещё в 1930-е гг. в связи с ассоциациями с биологическими теориями нацистов, об основаниях эпистемологии трезвенников в целом и восприятии их евгеники научным сообществом 1980-х гг. Говорилось о нарративе о вырождении и алкоголизме как возможном способе противопоставить себя официальному советскому дискурсу, о позитивной программе трезвеннического движения, об особенностях принятия в ряды трезвенников. Собравшиеся обсудили проблему применимости концепции морального сообщества к трезвенническому движению Новосибирска 1980-х гг. Отмечалось, что проблема морального принципиально важна в вопросах борьбы с алкоголизмом: представление об алкоголизме как о религиозно-нравственной, моральной проблеме доминировало в к. XIX – нач. XX вв. В советскую эпоху оно было потеснено медикалистской концептуализацией алкоголизма. Однако, как указала Н. Максименкова, едва ли можно говорить о чётком противопоставлении и переходе от одной концептуализации к другой, т.к. у трезвенников позднего СССР обнаруживаются оба толкования, образующие сложные комбинации.
Презентация доклада Нины Максименковой
