Доклад Романа Мамина « Советская литература и психоанализ: случай Михаила Зощенко»
20 мая 2025 года научно-учебная группа НИУ ВШЭ «История российской психиатрии: новые подходы к изучению» провела очередной научный семинар. С докладом «Советская литература и психоанализ: случай Михаила Зощенко» выступил участник НУГ Роман Мамин (Université Paris Cité).

Доклад был посвящён творчеству советского писателя М.М. Зощенко (1894 - 1958), широко известного благодаря коротким юмористическим рассказам, в которых высмеивалась повседневность 1920-х гг. Однако с середины 1930-х годов Зощенко обратился к исследованию глубинных механизмов человеческой психики. В автобиографической трилогии («Возвращенная молодость», «Голубая книга», «Перед восходом солнца») писатель стремился разобраться в причинах собственных душевных страданий и предложить универсальный способ избавления от них, который был бы полезен другим людям. Случай Зощенко интересен как пример применения фрейдистской перспективы в литературном творчестве в тот период советской истории, когда фрейдизм находился под запретом.
Роман Мамин начал своё выступление с ключевых сведений биографии М. Зощенко, позволяющих понять увлечение писателя исследованием человеческой психики. Этот интерес прослеживается уже в его рассказах 1920-х гг., рисующих яркие психологические портреты советских людей. При этом поступки его персонажей нередко приписываются чисто психологическим или физиологическим причинам – болезням нервов, нервному перенапряжению, бессоннице. Исследователи отмечали, что Зощенко был хорошо знаком с методами работы психоаналитиков и достаточно много знал о нервных болезнях. Отчасти это объясняется тем, что сам Зощенко большую часть жизни болел: ему ставили диагнозы от неврастении до «кастрационного комплекса». После одного из кризисов он, пытаясь разобраться в собственном состоянии, делает записи в дневнике, в которых отчётливо заметно влияние фрейдистской теории.
В автобиографической трилогии, ставшей результатом этого самоанализа, Зощенко описывал события своего детства и юности - в них он искал причину своей психологической травмы. Рассказывая о прошлом, Зощенко использовал психоаналитический словарь, но язык Фрейда писатель сочетал с языком теории условных рефлексов Павлова. Как отметил Р. Мамин, Фрейд в Советском Союзе в это время был уже практически запрещён, а Павлов, напротив, - почти канонизирован. Зощенко, несмотря на постоянные отсылки к методу Фрейда, эксплицитно не говорил о нём, предпочитая подчёркивать вместо этого значимость теории Павлова. Именно она, по словам писателя, позволила ему существенно изменить свою жизнь к лучшему.
Советские литературоведы, обсуждая работу «Перед восходом солнца», высказывали полярные оценки: одни критиковали писателя за явные отсылки к «буржуазному философу» Фрейду, другие, совершенно не касаясь фрейдизма у Зощенко, одобряли использование автором павловской теории, акцентируя внимание на возможностях науки в борьбе с нервными заболеваниями. Характерно, что, например, во Франции Зощенко ещё в XX веке считался фрейдистским писателем, который преследовался советскими властями именно за приверженность психоанализу. Современные французские исследователи предполагают, что Зощенко был вынужден умалчивать о влиянии Фрейда и говорить вместо этого о Павлове из соображений безопасности.
В постсоветском литературоведении в изучении творчества Зощенко произошла смена акцентов: в работе «Михаил Зощенко: поэтика недоверия» (1999) исследователь Жолковский предложил применить психоанализ для интегрального прочтения как ранних юмористических рассказов писателя, так и более поздних автобиографических текстов. В результате такого подхода творчество Зощенко предстаёт гораздо более единым и целостным, чем это считалось раньше. В современных исследованиях прозы Зощенко всё чаще признаётся продуктивность психоанализа, и интерес писателя к фрейдизму не подвергается сомнению.
После доклада состоялась дискуссия, в ходе которой участниками были подняты вопросы о соотносимости теорий Павлова и Фрейда – прежде всего, для современников Зощенко, - о других писателях его эпохи, которые также занимались изучением человеческой психики, о влиянии разгрома психоанализа на творчество Зощенко. Обсуждалась степень осведомлённости Зощенко в области нервных болезней и уровень его знакомства с идеями Фрейда. Говорилось о склонности писателя к саморефлексии как факторе, обусловливающем специфический интерес исследователей-«зощенковедов» к личной жизни автора.
Презентация доклада Романа Мамина
