Доклад Евгении Овчинниковой «"Женская сексопатология" А.М. Свядоща как исторический источник»
16 декабря 2024 г. состоялось заседание регулярного научного семинара группы; с докладом «"Женская сексопатология" А.М. Свядоща как исторический источник» выступила участница НУГа, студентка ОП «Филология» (НИУ ВШЭ) Евгения Овчинникова.
Начиная с середины 1950-х гг. в СССР происходило постепенное формирование медицинской сексопатологии. В 1963 году было принято решение Минздрава РСФСР «О состоянии научных исследований в учреждениях здравоохранения РСФСР по вопросу о расстройствах половых функций и о мерах по улучшению лечебно-профилактической помощи населению в отношении этих заболеваний». В 1970-е гг. была налажена подготовка новых кадров и развернута сеть сексологических консультаций в Москве, Ленинграде и других городах СССР. Впоследствии приказом Минздрава СССР №370 от 10.05.88 г. «О дальнейшем совершенствовании сексопатологической помощи населению» в номенклатуру врачебных специальностей были добавлены должности «сексопатолог» и «врач-сексопатолог», а также открыты два центра по обучению этой специальности — в Ленинграде и в Харькове.
Большинство исследований по сексопатологии были посвящены мужчинам, работ о женщинах было не так много. Среди последних выделяется книга А.М. Свядоща «Женская сексопатология», вышедшая в 1974 г. и выдержавшая 6 переизданий с 1974 по 1998 (5 на русском и 1 на венгерском). Доклад Евгении Овчинниковой был построен вокруг анализа разных изданий этого труда, сопоставления и объяснения различий в его содержании в контексте перемен, происходивших в медицинском дискурсе в 1970-е – 1990-е гг.
А.М. Свядощ – советский психиатр, сексопатолог, известность которому принесла книга о неврозах, изданная в 1959 году и выдержавшая четыре переиздания. В 1971 году он основал первую сексологическую консультацию «Семья и брак» в Ленинграде. Опыт работы в этой консультации отразился в труде Свядоща «Женская сексопатология». Анализ этой книги и её переизданий даёт возможность узнать о методах лечения пациентов с сексуальными расстройствами в позднесоветский период, а также увидеть, как женская сексуальность концептуализировалась врачами.
Как показала Евгения Овчинникова, для работ Свядоща парадигмальное значение имела рефлекторная теория Павлова, развитая его последователями. Именно с точки зрения теории условных и безусловных рефлексов Свядощ объяснял сексуальные перверсии. Врач считал их болезнями, требующими диагностики и лечения, но отказывался рассматривать их как психопатии, полагая более корректным относить их к неврозам навязчивых состояний.
Важным элементом всех изданий «Женской сексопатологии» Свядоща был нарратив о семье. С точки зрения учёного, именно семья являлась единственным пространством для реализации женской сексуальности. Такое понимание сексуальности и полового опыта, которые рассматриваются исключительно в рамках брака, совпадало с официальным нарративом советских органов здравоохранения о смысле сексопатологии - помощи семейным парам, страдающим сексуальными расстройствами.
Консультация «Семья и брак», основанная Свядощем, была также нацелена прежде всего на работу с супружескими парами. В ней читались лекции и давались индивидуальные консультации; существовали абонементы для семейных пар и молодых хозяек. Пациенты заполняли анкеты, которые дальше могли обрабатываться с помощью ЭВМ. Такие попытки вести статистический учёт пациентов и данных об их сексуальном здоровье свидетельствуют о стремлении рационализировать сексуальное поле, понять его количественно. Среди методов лечения сексуальных расстройств врач отводил важное значение психотерапии - в паре и одиночной, - а также гипнотическому внушению и аутогенной тренировке. Кроме того, использовалось медикаментозное лечение, от средств на основе элеутерококка и женьшеня до гормональной терапии и нейролептиков. Наконец, пациентам рекомендовалось физиотерапевтическое лечение.
После доклада состоялось обсуждение, в ходе которого был поднят широкий круг вопросов. Слушателей интересовало, изменялось ли критическое отношение Свядоща к психоанализу как методу лечения сексуальных расстройств на протяжении рассмотренного периода, каким был отклик на книгу Свядоща в советских журналах (таких, как «Работница» или «Здоровье») и в какой степени учёного, использовавшего довольно эклектичный набор подходов к лечению сексуальных расстройств, действительно можно называть последователем И. Павлова. Объясняя интерес Свядоща к количественным методам, участники семинара указали на влияние медицинского дискурса 1970-х гг., известного своей социологоцентричностью, а также влияние работ американского сексолога А. Кинси, где он оперировал массивами данных. Отдельно обсуждался вопрос о системе абонементов консультации Свядоща, который выводит на проблему экономических и финансовых моделей советской медицины и показывает, что она была устроена намного сложнее, чем это обычно представляется.