16.05.1682, вт. П. в Кремле.
П. в Кремле, у гроба царя Федора Алексеевича «нихто не сидел и псалтыри не говорили»[1], продолжение расправ стрельцов с родственниками и сторонниками Нарышкиных, шли переговоры царской семьи с мятежникам о выдаче им требуемых людей*. Место пребывания П. в документах не указано, хотя он находился в Кремле и наверняка видел, как стрельцы обыскивали покои дворца в поисках Нарышкиных и других людей, крови которых жаждали бунтовщики.
Письма и бумаги П.: указ о назначении новых начальников приказов: в Посольский – кн. В.В.Голицын, в Стрелецкий – кн. И.А.Хованский[2], в Иноземный, Рейтарский и Пушкарский – И.М.Милославский, в Судный – стольник кн. А.И.Хованский и др.[3].
Комментарий.
* В событиях этого дня П. только упоминается. Согласно версии Летописца 1619-1691 гг. утром 16-го стрельцы, после разгрома дома Нарышкиных, вернулись в Кремль и стали бить П. челом, чтобы выдал К.П. и И.К. Нарышкиных, угрожая, что побьют всех бояр. «И великие государи со всем своим царским домом просиша у них уреченнаго дне, среды майя 17-го числа»[4]. Неясно, это фигуральное выражение или действительно П. с родней присутствовал при челобитьи стрельцов. В Мазуринском летописце сказано, что после просьбы о даче срока до среды, взяли с Верху думного дьяка А.С.Кириллова (Аверкий Степанов), «и царь-государь и царица-государыня и царевны <…> со слезами у стрельцов просили, чтоб Аверкия отпустили и стрельцы не послушали» и Аверкия убили[5]. Словом, точных сведений о степени участия П. в этих событиях нет.
Принято считать, что с этого момента фактическая власть перешла к царевне Софье Алексеевне. Кн. Б.И.Куракин полагал, что назначение судьей Стрелецкого приказа авторитетного у стрельцов кн. И.А.Хованского шло через Софью Алексеевну и было связано с тем, что «учиняя по своему желанию все чрез тот бунт, (она) начала трудиться, дабы оной угасить и покой возстановить и на кого ни есть сие взвалить»[6]. А.А.Матвеев считал, что мысль назначить кн. И.А.Хованского царевне Софье Алексеевне подал И.М.Милославский, зная, что кн. И.А.Хованский был авторитетен у стрельцов[7]. О спорах касательно роли Софьи в событиях весны 1682 г. подр. см.: Павленко Н.И. Об оценке стрелецкого восстания. С. 88-90. Вольтер, опираясь на присланную ему записку М.В.Ломоносова, считал, что царевна Софья, видя неминуемую смерть царя Федора, «задумала сама возглавить государство» и для этого инициировала стрелецкий бунт и стрельцами «руководила исподтишка» (Вольтер. История Российской империи. С. 146-148).
[1] Восстание в Москве. С. 18.
[2] Как считал шведский агент К.Кох кн. Хованского «стрельцы посадили по собственному усмотрению», что похоже на истину (Донесения шведских агентов. С. 40); Погодин. Семнадцать первых лет. С. 56.
[3] Восстание в Москве. С. 18.
[4] ПСРЛ. 31. С. 195-196.
[5] ПСРЛ. 31. С. 174.
[6] Куракин. Гистория. С. 47.
[7] Матвеев. Описание. С. 389-390; Донесения шведских агентов. С. 30-31, 34, 51.
.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.