• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН

Семинар Границы истории "Политическая лояльность в Российской империи – верноподданство или верность? Случай «народных» панегириков монарху (1861-1884)"

16 июня в 18.30 состоялось очередное заседание семинара «Границы истории» Центра исторических исследований и департамента истории, на котором выступил Михаил Долбилов (Мэрилендский университет в Колледж-Парке) с докладом "Политическая лояльность в Российской империи – верноподданство или верность? Случай «народных» панегириков монарху (1861-1884)".

Среди работ М.Долбилова: Западные окраины Российской империи / под ред. М.Д. Долбилова, А.И. Миллера. М.: НЛО, 2006. Долбилов М.Д. Русский край, чужая вера: Этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II. М.: Новое литературное обозрение, 2010, совместно со Сталюнас Д.: Обратная уния: из истории отношений между католицизмом и православием в Российской империи 1840–1873 (2010). Он опубликовал ряд статей на русском, английском и других языках на следующие темы: реформа крепостного права 1861 г., культурные механизмы принятия решений российских императоров, восприятие друг друга России и Польшы в 19 веке, имперское восприятие и политика по отношению к Римско-католической церкви, и др.

В своем текущем проекте М. Долбилов рассматривает вопросы того, каким образом с точки зрения культурной и политической истории и истории эмоций сохранялась, реализовывалась, в чём выражалась и как применялась на практике политическая лояльность в царской России. 

Аннотация доклада:

Для нормального функционирования российской монархии имело важность умение властей разграничить не только нелояльность и лояльность правителю, но и различные модусы самой лояльности. Они зачастую выражались посредством узнаваемых эмоциональных состояний, красноречивых поведенческих практик и, конечно же, аффективно маркированной речи. В лекции пойдет речь об одном из таких различий – между «регулярным» верноподданством в значении законопослушности и благонадежности, с одной стороны, и верностью как индивидуализированной формой политической лояльности, с другой. Кому, когда, при каких обстоятельствах и сколь долго разрешалось или предписывалось проявлять «верноподданнические чувства» в манере более спонтанной и своеобразной, чем большинству членов соответствующей сословной, конфессиональной или этнической группы? Во второй половине XIX в. постоянной формой контакта между властью и «горячими» лоялистами были подававшиеся через Министерство императорского двора, но при этом добровольные и специально не регламентировавшиеся личные панегирики монарху от самых разных подданных.