• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН

Семинар "Границы истории": презентация новой книги Дарюса Сталюнаса «Enemies for a Day: Antisemitism and Anti-Jewish Violence in Lithuania under the Tsars»

22 мая на базе Центра исторических исследований и Департамента истории НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге состоялась презентация новой книги Дарюса Сталюнаса «Enemies for a Day: Antisemitism and Anti-Jewish Violence in Lithuania under the Tsars». Организатором встречи выступил младший научный сотрудник ЦИИ Антон Котенко.

Дарюс Сталюнас – заместитель директора Института истории Литвы, автор работ по истории литовского национализма, проблемам нахождения литовских земель в составе Российской империи и межнациональным отношениям региона. Новая книга Д. Сталюнаса посвящена истории антиеврейского насилия на территории литовских губерний Российской империи в конце XIX – начале ХХ веков. В книге описаны структурные предпосылки коллективного антиеврейского насилия, а также его конкретные причины. Для автора важно выстраивание сравнительного контекста при анализе погромов на территории современной Литвы, источниками для сравнения служит исторический материал погромов в других губерниях Северо-западного края Российской империи и Бессарабии.  

Свой доклад автор начал с определения термина «погром» как продолжительного акта массового насилия в отношении еврейского населения. Одной из главных проблем в написании истории погромов в Российской империи является вопрос об ответственности имперских властей за антиеврейское насилие. С одной стороны, правительство в большинстве случаев не было напрямую ответственно за погромы, а полиция пыталась их пресекать и защищать жертв, однако не стоит забывать и об ответственности правящих элит за само создание структурной ситуации дискриминации евреев и, соответственно, атмосферы антисемитизма. Другой важной темой является оценка вовлеченности местного населения в погромы.

Далее Д. Сталюнас затронул тему причин погромов и мотивации самих погромщиков. Докладчик считает, что ключевую роль здесь играл религиозный антисемитизм. В Литве, как и в других регионах Восточной Европы, мы можем видеть регулярные обвинения в кровавом навете, зачастую даже без предполагаемой жертвы. Таким образом, евреи с легкостью становились легитимным объектом охоты. Другой важный вопрос – был ли одной из причин антисемитизма модерный литовский национализм? Д. Сталюнас в своей книге утверждает, что именно литовские националисты были чаще всего не заинтересованы в антиеврейском насилии, а с начала ХХ века можно говорить о «прагматическом альянсе» между еврейскими и литовскими активистами региона, альянсе, основным противником которого являлся польский национальный проект. Были ли евреи важны для литовского национализма как образ «другого», для объяснения на их примере границ идентификации? Скорее нет, потому что таким конституирующим «Другим» для литовского проекта в первую очередь были поляки. Потому что именно в сравнении с польским проектом литовская идентичность оставалась проблемной, а большое количество литовских крестьян были билингвами. В этих условиях главной проблемой национальной мобилизации для литовской интеллигенции было дистанцирование, отделение самих себя от польского культурного пространства.

Таким образом, еврейские погромы на литовских землях представляли собой комплексное явление. С одной стороны, развитый антисемитизм бесспорно существовал во многих идейных и политических плоскостях. С другой стороны, следует помнить, что в Литве конца XIX - начала ХХ веков не было случаев, аналогичных по-настоящему масштабным и кровопролитным погромам южной России и Бессарабии. Сложным вопросом остаётся проблема ответственности за погромы и анализ причин, стоявших за ними.

За докладом Д. Сталюнаса последовала оживленная дискуссия, в ходе которой были затронуты проблемы историзации антисемитизма, различия между сельскими погромами и городскими восстаниями начала ХХ века, а также оценки вовлеченности литовских крестьян в антиеврейские насильственные акции.

Отчет подготовлен Никитой Фоминым