• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современная история России

2017/2018
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 семестр

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая рабочая программа дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям аспиранта, а также определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Объясняет подходы и методы в изучении современной истории России
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у аспирантов представлений об основных подходах к научному осмыслению истории России;
  • выработку навыков беспристрастного анализа конкретного событийного ряда из истории России на основе методологически верно подобранного ряда источников;
  • освоение современных тенденций в исследованиях российской истории в отечественном и зарубежном научном сообществе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Проявлены навыки анализа источников и литературы.
  • Проявляет навыки выработки новых подходов и гипотез в отношении известных событий и результатам исследований
  • Демонстрирует способности выбора соответствующих целям и задачам рассматриваемой проблематики исследовательских методов
  • Проявляет навыки составления историографической справки с применением основных характеристик источников по своей теме
  • Имеет закрепленные навыки по оформлению исследовательских вопросов в рамках выбранной теоретической области
  • Умение обращаться с современными подписными базами данных и возможностями Интернета с целью поиска подходящих для своих исследовательских целей источников.
  • Проявляет уверенные навыки рефлексии в отношении изученных материалов в области исторического знания и материалов междисциплинарного характера
  • Способен выявить и продемонстрировать академической общественности актуальность собственного исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. СССР до эпохи перестройки.
    Тема 1. Проблемы изучения современной истории. Вопрос о хронологических границах в определении предмета современной истории. Понятие исторической политики. Методы современной истории Устная история, микроистория, визуальная антропология, дискурс-анализ. Просмотр отрывков д.ф. «Блокада» реж. С. Лозница (2005). Тема 2. СССР и мир после второй мировой войны. Проблема восстановления страны: курс на ускорение промышленного развития за счет сельского хозяйства. Коллективизация в новых районах СССР. Принудительное использование рабочей силы, издержки централизации и бюрократизации управления экономикой. Блеск и нищета позднего сталинизма. Продолжение военизированных практик реального верховного государственного управления. Ялтинско-потсдамская система. Биполярный мир. Страны «народной демократии» и борьба с империализмом. «Оппортунизм» и «парламентаризм». Советская атомная программа. Ждановщина. Борьба с космополитизмом. Дело врачей. Функционирование системы ГУЛАГ. Тема 3. 1960е: новое и старое. Десталинизация и ее ограничения. Экономические реформы. Достижения общества развитого социализма в кодификация советского гражданского и уголовного права начала 1960х гг. Физики и лирики. Шестидесятничество. Мирное сосуществование во внешнеполитическом курсе. От надежд 1960х к «застою» 1970х: конец оттепели. Экспорт сталинизма. Пражская весна. Проблемы в реализации экономических реформ. Борьба с инакомыслием. Разбор отрывков х. ф. «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен» реж. Э. Климов. Тема 4. Научно-техническая революция в СССР. Холодная война и научно-техническая революция в СССР. Ключевые достижения в науке и техники советских ученых. Освоение космоса. Проблемы сотрудничества с зарубежными научными организациями. Начало глобализации, экологические проблемы. Жизненные миры советских ученых и инженеров. Тема 5. 1970-е: эпоха застоя. Персонализация власти в брежневский период. Идеологическое обоснование концепции «общество развитого социализма». Конституция 1977 года. Экономические проблемы. Человек и общество периода «застоя». Политика разрядки международной напряженности между Востоком и Западом. Причины ухудшения положения СССР на международной арене в конце 1970-х годов.
  • Блок 2. Перестройка и современная Россия.
    Тема 6. Перестройка. Кризис первой половины 1980-х гг. и начало перестройки. Ю.А. Андропов и попытки преодоления негативных явлений в обществе. К.Н. Черненко. Кризис партийного руководства. М.С. Горбачев, XIX партконференция и начало перестройки политической системы в СССР. Новое политическое мышление и попытки его реализации во внутренней и внешней политике. «Бархатные революции» и крушение советского блока в Европе. Роль деятелей культуры и средств массовой информации в изменении настроений общества. Съезды народных депутатов СССР и их влияние на изменение общественно-политической ситуации в стране. Основные причины распада СССР. Тема 7. Начало новой России Национальные конфликты и процесс суверенизации республик СССР. Новоогаревский процесс. Создание СНГ. Проблема суверенитета в России и других бывших республиках СССР. Революции на постсоветском пространстве. Особенности становления рыночной экономики в постсоветской России. Политика приватизации в Российской Федерации в 1991 – 2000 гг. Социальные последствия нового экономического курса в 1990-х гг. Чеченский кризис: причины и способы разрешения. Внешнеполитические приоритеты российской дипломатии. Российская Федерация и НАТО. Становление и развитие политической системы Российской Федерации. Тема 8. Россия 90-х гг. Конституционный кризис 1993 года. Экономические проблемы начала 1990-х гг. Политика «большого шока». Угроза сепаратизма. Первая и вторая чеченские кампании. Развитие российского парламентаризма. Федерализация и регионализация в Российской Федерации в 1990-е гг.: причины и содержание. Дефолт 1998 года. Укрепление вертикали власти. Тема 9. Россия в современном мире: итоги XX века. Становление новых приоритетов во внутренней и внешней политики Российской Федерации на стыке тысячелетий. Становление «вертикали власти». Трансформация выборного законодательства. Кризис во взаимоотношениях с европейскими странами в рамках ОБСЕ. Новые вызовы в области ядерного нераспространения: договоры ПРО, СНВ-2, СНП, СНВ-3 – проблемы подписания, ратификации и реализации. Поиск новой идентичности на пространстве СНГ и воплощение идей евразийской интеграции: ЕврАзЭС, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, Единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание представляет собой письменное задание, содержащее 2 вопроса, письменный ответ на которые должен иметь объём не менее 1000 слов. Вопросы задания могут повторять вопросы из билетов итогового экзамена, чтобы аспирант в процессе выполнения домашнего задания ознакомился с предъявляемыми требованиями к ответу на итоговом контроле в форме экзамена, а также получил представление о достаточности/недостаточности собственного уровня освоения пройденного материала.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа, выполняется письменно в течение 40 минут, содержит 2 вопроса, письменный ответ на которые должен иметь объём не менее 1000 слов. Вопросы задания могут повторять вопросы из билетов итогового экзамена, чтобы аспирант в процессе выполнения контрольной работы ознакомился с предъявляемыми требованиями к ответу на итоговом контроле в форме экзамена, а также получил представление о достаточности/недостаточности собственного уровня освоения пройденного материала. Проведение контрольной работы в ограниченный период времени позволяет отработать подготовку ответа в условиях, приближенных к условиям проведения итогового контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль производится в форме экзамена. Экзамен проводится в устной форме по билетам. Аспирант имеет 30 минут на подготовку и должен дать развёрнутый ответ на представленные в билете вопросы, в соответствии с материалами учебной программы. Каждый билет содержит два экзаменационных вопроса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (II семестр)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ходяков М.В. - отв. ред. - ИСТОРИЯ РОССИИ (1914—2015) 8-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2017 - 553с. - ISBN: 978-5-534-04440-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-rossii-1914-2015-406275

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gerasimov, I., Glebov, S., Kusber, J., Mogilner, M., & Semyonov, A. (2010). Novaia imperskaia istoriia i vyzovy imperii. Ab Imperio, (1), 19–52. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=52945212
  • Gerasimov, I., Kusber, J., & Semyonov, A. (2009). Empire Speaks Out : Languages of Rationalization and Self-description in the Russian Empire. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=351006
  • SEMYONOV, A. (2017). How Five Empires Shaped the World and How This Process Shaped Those Empires. Ab Imperio, 18(4), 27–51. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=128449757