• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Публикации

Кулева М. И. Труд творческих работников: социологическая концептуализация // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020

Данная статья рассматривает критические исследования творческого труда (critical creative labour studies, CCLS) в качестве теоретической традиции. Статья состоит из трех основных разделов. В первом разделе дан экскурс в более ранние, чем CCLS, исследования по социологии искусства, сформировавшие специфическую индустриальную логику взгляда на культуру и ее производителей (Р. Петерсон, Г. Беккер, Н.Эник, П. Бурдье). Во втором разделе представлены основные положения критических исследований творческого труда, рассмотрен контекст их появления этого направления(А. Макробби, Д. Хезмондалш, Р. Гилл, М. Бэнкс и др). Наконец, в третьем разделе рассмотрен вопрос о применимости этой исследовательской парадигмы к российскому контексту, даны методологические рекомендации для проведения подобных исследований.


Малич К. А. 
«Я поражен всем виденным»: поездки британских архитекторов в СССР (к вопросу о восприятии советской архитектуры и об особенностях коммуникации между английскими и советскими зодчими в 1920–1930-е годы) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2020. Т. 10. № 3. С. 475-487 
Статья посвящена малоизученному в отечественной и британской историографии вопросу контактов между советскими и британскими архитекторами в период 1920–1930-х годов. Проблема рассмотрена одновременно в двух ракурсах. С одной стороны, анализируются политические и социально-экономические обстоятельства организации подобных командировок в Англии, профессиональные цели и задачи визитов, а также проблема рецепции и интерпретации английскими специалистами советской архитектурной и градостроительной практики. Второй аспект, которому уделено внимание, — особенности программы показа советской архитектуры, которая была организована принимающей стороной. С тех пор как в начале 1930-х годов состоялся ряд визитов иностранных архитекторов с ознакомительными поездками в СССР, характер взаимного интереса к творческому опыту советских и английских коллег в течение десятилетий не
раз менялся. Главной задачей исследования была попытка в первом приближении рассмотреть начальный этап этих взаимоотношений (конец 1920-х — 1930-е годы) и наиболее важные формы коммуникации между английскими и советскими зодчими. Анализ материалов позволяет прийти к выводу, что более консервативная среда, представителями которой были приезжавшие в СССР английские архитекторы, давала серьезную почву для скепсиса и мешала советской стороне произвести то впечатление, на которое она рассчитывала. Прокоммунистически настроенные Бертольд Любеткин и Эрно Голдфингер, представители Современного движения в Англии и сами недавние эмигранты, в те годы не решились на поездку в Россию. Однако, даже несмотря на это обстоятельство, интерес к эксперименту советских архитекторов и нового государства в целом был велик. Приводится анализ путешествий, организованных благодаря работе Общества культурных связей между Британским Содружеством и СССР, ВОКСа, «Интуриста», советских торговых представительств. Использованы материалы русских и британских архивов, в том числе ранее непубликовавшиеся записи Бертольда Любеткина и Эрно Голдфингера.


Kuleva M. Manifesta without a Manifesto? Artistic Statements in Times of Political Turbulence // Culture, Theory and Critique. 2021 (на рецензии)
This paper seeks to explore the evolving form of art manifestos not as a single statement, but rather as a set of tactful performative actions that involve multiple agents and are developed over time. I examine performative manifestos by using the case of European Biennale Manifesta 10, held in St. Petersburg in 2014. This event was both the easternmost venue for the travelling Manifesta biennale alongside the first global-scale contemporary art exhibition held in St. Petersburg and Russia more broadly. As the organisers of Manifesta 10 confessed publicly, the political conditions for bringing Manifesta to St Petersburg in 2014 could not be worse. The recent approval of the anti-gay law by the Russian Parliament and the midst of the Ukrainian crisis including the Annexation of Crimea put the biennial into a very vulnerable position. An international petition to ban and boycott Manifesta by several artists, whose participation was already announced, heated up the existing tensions. Despite the negative setting, Manifesta opened for the public view with no theme or a clear statement. The absence of a manifesto was simply explained in the following way: the curator Kaspar König is primarily an artist and therefore his approach is different. Although Manifesta 10 did not produce a single declaration that could be clearly identified as a manifesto, König and the biennale team made a series of tactical visual and written statements for different audiences that helped Manifesta 10 overcome many of existing conflicts. The following paper aims to reconstruct this fragmented polyphonic manifesto produced by cultural workers, artists and visitors of the 2014 Manifesta Biennale into one cohesive written statement.

Malich K. Two Delegations of British Architects in the Soviet Union: On the Question of Professional Contacts between British and Soviet Architects at the Beginning of the Khrushchev Thaw // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета / М.: МГУ имени М.В. Ломоносова  — 2021 (статья в печати)
The article is devoted to the history of professional contacts between British and Soviet architects at the beginning of the Khrushchev "thaw" period. A great deal of work that has been carried out in recent decades in the field of studying the activities of VOKS and Soviet cultural international politics, as well as a discussion about the features and role of Soviet architectural practice in the 1930s-1950s, prompt us to look at this subject with special attention. After all, the reasons, circumstances and the very nature of professional communication between Russian architects and foreign colleagues help us to take a fresh look at the peculiarities of the development of post-war architecture. Before World War II, some British architects, although they considered the possibility of coming to the USSR in the hope of getting an order, nevertheless, most came here out of curiosity. However, in the 1940s, the context of the perception of Soviet art changed. The tasks of post-war reconstruction were common to both Great Britain and the USSR: the industrialization of the construction sector, mass housing, the redevelopment of cities, the restoration of damaged historical monuments. Intensive communication between the VOKS architectural section and English architects already during the war years predetermined the mutual interest that flared up in the post-war period. The first trips, which took place in 1953 and 1955, as well as their results, are reviewed in this study.

Сафонова М.А. Медали, барьеры, отцы и карьеры: институциональная инерция и изменения в российском художественном мире конца XIX - начала XX вв. //  Социологическое обозрение, 2022 (статья в печати)

Опираясь на историко-социологические работы о культурном производстве и традицию количественных биографических исследований, данный текст описывает стартовые позиции, профессиональные практики и достижения трех поколений российских художников, участвовавших в выставочной деятельности в 1871-1917 годах. Тестируются тезисы о переходе художественного мира к «институциализации аномии» (Бурдье) и «режиму сингулярности» (Эник). Анализируется влияние стартовых ресурсов и карьерных инвестиций на шансы художников на признание при жизни и музейную сакрализацию после смерти. Исследование позволяет увидеть, как российские художники, создававшие первую художественную инновацию, называемую сегодня «русский авангард», отличались от предшествующих поколений. Учитываются такие параметры, как класс и статус отца художника, принадлежность к этническому меньшинству, принадлежность отца к художественной среде, гендер, признание при жизни. Мы обнаруживаем, что, вопреки тезисам о «режиме сингулярности», художники, работы которых больше представлены в главных российских художественных музеях, не были непризнанными при жизни асоциальными одиночками. Полученное при жизни признание от Академии художеств, учеба в зарубежных художественных мастерских и в одном из главных в стране учреждений высшего художественного образования, участие в институциональном строительстве значимо усиливало шансы художника быть причисленным музеями к лику подлинных творцов и увеличивало число его произведений, представленных на обозрение потомкам.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.