• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О социальном неравенстве на неофициальной сцене советского искусства

6 ноября  в 16:00 в рамках НУГ “Цифровая История Искусства” состоялся  семинар, на котором мы поговорили о социальном неравенстве на неофициальной сцене советского искусства. Обсуждение было основано на статье Авраменко Олеси “Творческие пары. Гендерная проблематика в советском неофициальном искусстве”.

О социальном неравенстве на неофициальной сцене советского искусства

6 ноября в 16:00 в рамках НУГ “Цифровая История Искусства” состоялся семинар, на котором мы поговорили о социальном неравенстве на неофициальной сцене советского искусства. Обсуждение было основано на статье Авраменко Олеси “Творческие пары. Гендерная проблематика в советском неофициальном искусстве”.

Авторка - Анастасия Погорелова
Также
были представлены первичные данные, полученные нами в рамках полевой работы, о социальном положении художниц нонконформизма. Искусство андеграунда является неким антиподом официального искусства, то есть, подразумевается, что нонконформное искусство отрицает академические конвенции и правила. Хотя, даже в такой свободной от правил среде андеграунда, можно заметить негласную структуру порождающую неравенство, например, гендерное. Художницы андеграунда невидимы. Первой трудностью нашего исследования стало составление списка художниц на неофициальной сцене (аналогичный списку художников, который найти достаточно просто), которые были активны в 60-80-ых годах. Согласно статье О. Авраменко, художники не брали художниц в мастерские, а выбор женщины в качестве соавтора зиждился не на стилистических особенностях художницы, импонирующих художнику, а на социальном положении женщины в сообществе (например, художница была женой/партнёркокой другого знакомого художника); также художницы часто не указывались как соавторы в партнёрских проектах: указывался только супруг/пратнёр художницы.

Авторка - Вероника Акимова
На
фотографиях, найденных в архивах RAAN, художницы в большинстве случаев запечатлены совместно с художниками непропорционально: женщин на групповых снимках практически всегда меньше, чем мужчин. К тому же, очень мало фотографий (буквально одна-две), где показаны только женщины. Первичный поиск данных показал, что взаимодействие между художницами практически отсутствовало. Художницы начали участвовать в женских выставках только в конце 80-ых годов. На семинаре мы выдвинули гипотезу о сильной конкуренции между художницами в патриархальном сообществе художников-нонконформистов. Также, мы поговорили о возможной внутренней мизогинии художниц: в проанализированных интервью прослеживается паттерн избегания признаков феминности в искусстве самими художницами и отрицание идей феминизма.

Семинар завершился поиском возможных идей визуализации результатов исследования структуры андеграундного сообщества советских художников и художниц.