• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Введение в социальные исследования искусства

18 февраля в 18.30 в рамках научно-учебной группы «Цифровая история искусства» прошёл открытый семинар, где совместно с Маргаритой Кулевой и Ксенией Малич были обсуждены классические тексты Г. Беккера, А. Хаузера, П. Бурдье.

 

Музыканты, фотографы, художники непроизвольно считаются единственными творцами своих произведений. Смотря на картину, не часто в голову приходит вопрос: "Интересно, а у какого мастера художник приобрёл кисти?", однако, без  кистей, воплотить замысел творца не получилось бы. Таким образом, искусство перестаёт ассоциироваться только лишь с автором идеи, а переходит в форму коллективной деятельности.

 

С точки зрения Говарда Беккера, произведения искусства - это не просто продукт деятельности одного человека, это результат работы многих, часто невидимых, членов творческого сообщества (invisible structures). Для того, чтобы арт-продукт нашёл свою аудиторию и был признан, автор в процессе создания произведения должен отвечать требованиям набора агентов вовлеченных в культурное производство. Галеристы, кураторы выставок, владельцы аукционных домов, коллекционеры не влияют напрямую на создание арт-объектов, но именно они устанавливают негласные соглашения (конвенции)  о том, как должно выглядеть искусство и, что следует называть искусством.  При слове “творец” легко в мыслях возникает образ свободного создателя, ограниченного лишь собственным воображением, но в реальности,  автору приходиться творить, находясь в строгих рамках, созданных арт-сообществом. Создатель всегда стоит перед сложным выбором: следовать конвенциям или самовыражение. Первый вариант менее подвержен риску, чем второй, и вероятнее всего принесет больше прибыли автору. Музыкальный исполнитель, выпускающий трек длительностью десять часов, с меньшей вероятностью добьется признания широкой публики, чем другой, использующий типичный, общепринятый тайминг композиций.

 

На семинаре была затронута тема социологических методов анализа культурного производства. Самый излюбленный метод анализа в социологии - статистика, и желание ею объяснить каждое явление, генерализируя кейсы. Бурдье предлагает выбирать объектом изучения не результат работы художников и даже не самих творцов, а связи между создателем работы и остальными членами творческого сообщества, их позиции и статус.  Ключ к пониманию культурного производства лежит не в грубой статистике, но в более детальном анализе социальной структуры творческого сообщества.

 

В завершении дискуссии, обсудили замысловатость природы перформанса, а также, как классические теории социологии искусства можно применить к современному арт-миру.

Материал подготовили: Ансон Марта и Шанина Александра.