• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-учебная группа «Цифровая история искусства»

Проект предлагает использовать технологический арсенал цифровой истории искусства применительно к советскому периоду через совмещение нескольких исследовательских оптик: критических исследований культурного производства, сетевых социологических исследований искусства и социальной истории искусства.

С помощью перечисленных подходов мы надеемся создать новые нарративы в истории советского искусства, смещая фокус от больших имен, движений и направлений к истории социальных сред и сообществ. Меняя стратегию повествования на более инклюзивную, мы стремимся хотя бы частично компенсировать разрыв, вызванный особенностями художественного признания позднего модерна: между несколькими «звездами» и их невидимым социальным окружением.

Переключая оптику истории искусств на историю сообществ, мы хотим ретроспективно предоставить голос тем, кто был его лишен благодаря социальным особенностям художественных миров советского времени: в частности, художникам из регионов, за пределами Москвы и Петербурга, художникам-женщинам и так далее.

Избранная стратегия будет не только способствовать деколонизации и формированию феминистской повестки в истории искусства советского периода, но и позволит, в частности, представить более сложные модели взаимодействия поля культурного производства и поля власти в СССР, избегая упрощенной дихотомии «официальное искусство» – «андеграунд».

На данном этапе проект не претендует на полную презентацию советской истории искусства, вместо этого мы концентрируемся на плотном описании и анализе трех кейсов, обладающих высокой эвристичностью: Серебряном веке, тридцатых годах и послевоенном андеграунде.

Исследовательский проект "Дигитализируя невидимое: социальная история российского искусства XX века" осуществляется по результатам конкурса исследовательских проектов научно-учебных групп Программы "Научный фонд НИУ ВШЭ" (НУГ). Направление совместных исследований: Искусствоведение.

Новости

Маргарита Кулева приняла участие в Круглом столе «Как нам быть с искусством»

24 апреля в 16:00 в рамках онлайн-блока VI международной конференции клуба любителей интернета и общества Internet Beyond 2020 прошел круглый стол.

Лекция Дмитрия Маконнена о инфорграфике

17 апреля 2021 года в рамках семинара НУГ “Цифровая история искусства” состоятась лекция дизайнера, специалиста в области инфографики - Дмитрия Маконнена

Первый семинар Научно-учебной группы в 2021 году

Научно-учебная группа "Цифровая история искусства" начинает активную работу в 2021 году

Ура! Пролонгация нашей Научно-учебной группы "Цифровая история искусства" еще на один год

Наш проект, научно-учебная группа "Цифровая история искусства" (Digital Art History) продолжает свою работу в 2021 году

Статьи Маргариты Кулевой и Ксении Малич опубликованы в двухтомнике издательства фонда «Эрмитаж XXI век»

В январе 2021 года в рамках международного проекта выпущен 600-страничный двухтомник, в котором опубликованы статьи Маргариты Кулевой и Ксении Малич

Международный семинар о (НЕ)будущем культурных институций в Стамбуле

Доцент департамента социологии НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, руководитель Отделения дизайна и современного искусства - Маргарита Кулева, выступила на семинаре “(NO) Future Institution” с 15 по 17 декабря в Стамбуле, который она организовала совместно с кураторами и исследователями Эдой Йигит (Eda Yigit) и Орханом Джемом Четином (Orhan Cem Çetin).

Международный семинар в Стамбуле!

Соруководитель НУГ "Цифровая история искусства" Маргарита Кулева в сотрудничестве с Эда Йигит и Архан Джем Четин 15-17 декабря 2020 г. организовали международный семинар в Стамбуле.

Чем авангардисты отличались от предшествующих поколений? Инфографика

Путешествия британских архитекторов в СССР. Инфографика 2

Путешествия британских архитекторов в СССР. Инфографика 1

Еще новости