• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вернем Истории большую длительность: создание электронного атласа коммуникационной инфраструктуры Российской империи, XVIII-XX вв.

Руководители проекта

Куприянов Алексей Валерьевич

Доцент Кафедры гуманитарных наук (Санкт-Петербург)

Бекасова Александра Викторовна

Доцент Департамента истории НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

О проекте

Развитие системы коммуникаций (регулярного транспортного, почтового и телеграфного сообщения) играло решающую роль в модернизации России и интеграции протяженной территории империи в единое управляемое целое в XVIII – начале XX вв. Несмотря на значительное число исследований, в которых рассматриваются отдельные аспекты этого масштабного процесса, мало известно о том, как эта система складывалась, трансформировалась и функционировала в длительной исторической перспективе. Возвращение интереса к «большой длительности» (longue durée) в исторических исследованиях, наличие еще необработанных в должной мере огромных массивов исторических данных, стремительное развитие цифровой гуманиоры (digital humanities) делает возможным создание машиночитаемых массивов «больших» и «средних» данных, позволяющих историкам ставить и решать как традиционные, так и принципиально новые исследовательские задачи. Изучение отдельных аспектов экономической и социальной истории, истории технологий, истории мобильности, транспорта и коммуникаций на российском материале во многом сдерживается отсутствием доступных детализированных данных по истории формирования и функционирования больших транспортных и коммуникационных систем. Дальнейший анализ этих данных важен для более глубокого понимания особенностей и динамики инфраструктурного и экономического развития в России в длительной исторической перспективе. 
Конечная цель проекта – создание массива машиночитаемых данных для исторического атласа сети коммуникаций Российской империи, предназначенного не только для решения учебных задач, но и для проведения исследований, требующих количественного анализа. Этот массив создается преимущественно на основе обработки материалов, публиковавшихся в «Почтовых Дорожниках», в которых отражалось состояние транспортной и коммуникационной инфраструктуры России на год их выпуска, с привлечением исторических карт и современных средств компьютерной картографии.

Основные результаты работы по проекту

За первый год почти полностью переведен в формат базы данных «Почтовый дорожник» 1915 г. На момент составления этого отчета в базе было 10,024 строк с описаниями станций, из которых для 4,518 уже установлены географические координаты. Современные средства компьютерной картографии позволяют с высокой точностью определить координаты для железнодорожных станций, многие из которых остались на своих исторических местах. Для почтовых станций в подавляющем большинстве случаев использованы центроиды населенных пунктов, в которых они были расположены. Для большинства станций введены и описания путей сообщения между ними (водные пути, шоссейные, грунтовые и железные дороги, их протяженность в верстах и километрах). Пока не полностью описаны почтовые и железнодорожные маршруты в Великом княжестве Финляндском и маршруты Земских почт. Вместе с тем, основной массив информации уже введен в базу и доступен для предварительного анализа. Помимо этого, на основе широко используемого в работах по исторической геоинформатике атласа Маркса 1905 г. создан предварительный вариант основы для отрисовки компьютерных карт.
На настоящий момент продолжается работа по вводу географических координат станций. В Могилевской, Калишской, Плоцкой и Сувалкской губерниях координаты установлены для 100% станций. Пока не охвачены геореференцированием станции Таврической и Черноморской губерний, Батумской области, Кутаисской губернии, Семипалатинской и Семиреченской областей, Томской и Енисейской губерний, Сахалинской области.

Рис. 1: Состояние базы данных по Почтовому дорожнику Российской империи 1915 г. на 31 августа 2019 г. Интенсивность заливки пропорциональна доле почтовых и железнодорожных станций губернии или области, для которых уже введены географические координаты. Следует учесть, что границы приведены по состоянию на весну 1905 г. и не полностью соответствуют территориальному делению на 1915 г.
Рис. 2: Состояние базы данных по Почтовому дорожнику Российской империи 1915 г. на 31 августа 2019 г. Интенсивность заливки пропорциональна доле почтовых и железнодорожных станций губернии или области, для которых уже введены географические координаты. Следует учесть, что границы приведены по состоянию на весну 1905 г. и не полностью соответствуют территориальному делению на 1915 г. Оранжевым цветом обозначены станции с уже определенными координатами.

Ближайшие планы

В 2019-2020 академическом году планируется завершить ввод и геопозиционирование описаний станций по «Дорожнику» 1915 г., актуализировать контуры административно-территориальных единиц по состоянию до 1915 г., подготовить к публикации аннотированный машиночитаемый массив данных и двинуться дальше – вглубь времен.

Участники проекта

Аббан София Каббсон

Авдеева Наталья

Адуканова Надежда Анатольевна

- Надия Афика Бинти Азерин

Бабикова Александра Сергеевна

Лаборатория экологической и технологической истории: Стажер-исследователь

Божченко Георгий Александрович

Василик Ирина Игоревна

Дирпол Ядхав

Исмоилова Парвина Хамиджон кизи

Калб Луиз

Красильникова Елена Владимировна

Кушарина Елена Сергеевна

Ляпина Дарья Игоревна

Матос Франко Райнер Мария

Павловская Анастасия Юрьевна

Павловский Алексей Федорович

Сейфетдинова Ольга Равилевна

Снигирь Дарья Игоревна

Сыкчина Евгения Сергеевна

Федкевич Даниил Кириллович


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.