• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Границы истории" 05/10: А.В. Головнёв - "Антропология движения и феномен колонизации"

Отчеты:

Александр Турбин:

Пятого октября, в рамках научного семинара "Границы истории" Андрей Владимирович Головнев, директор Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН представил доклад "Антропология движения и феномен колонизации".
Андрей Владимирович начал свой доклад с обсуждения феномена движения, и, приведя пример знаменитой апории «Ахиллес и черепаха», отметил, что науки, особенно естественные, с трудом выходят на охват феномена движения, работая вместо этого с бесконечным множеством его статичных оттисков. Рассуждая об истоках своего интереса к феномену движения, он выделил несколько моментов: специфику кино и своей кинорежиссёрской деятельности (Андрей Владимирович - автор ряда антропологических фильмов), ряд фактов, указывающих на то, что люди палеолитического периода больше бегали, чем ходили, а также открытие «комфорта в кочевье».
На примере арктических кочевников докладчик продемонстрировал отличность их жизненных ритмов, их «ментальных карт», в которых движение оказывается «нормальным» состоянием, в противоположность состоянию покоя. «Переезд хуже пожара - вот, как мы характеризуем состояние движения, а эталоном культуры определённо является осёдлость» - отметил он. В это же время глагольность мировосприятия у кочевых народов проявляется даже в языке, движение становится центром онтологии. При этом нельзя отнести движение к характеристикам, присущим только древним людям или современным кочевникам. Андрей Владимирович привёл пример концепции Homo mobilis – человека мобильного, применяемого для того, чтобы охарактеризовать взаимодействие человека с технологиями мобильной связи. Движение может быть разным, сегодняшнее состояние статики при мобильности виртуальной – это тоже вариант движения. По словам докладчика, усиление роли фактора движения в современной антропологии вполне можно охарактеризовать как «мобильный поворот». И обращение к «очевидному» движению на примере современных кочевников автор считает только началом большого пути.
По мнению автора, одним из выразительных феноменов движения является колонизация. Проводя параллели с биологическими примерами колонизации пространства, используя термины симбиоза и сукцессии, Андрей Владимирович отметил естественный характер колонизации и взаимосвязь становления современного человека и его масштабной экспансии, стратегии механизмов его движения. «Не человек создал колонизацию, а колонизация создала человека» - сказал он. Далее он отметил двусторонне направленный характер колонизации, существование феномена, который можно назвать «колонизацией вспять». По его словам, хотя в процессе колонизации часто можно выделить доминантную, «магистральную» культуру, можно проследить и определённые элементы обратного влияния и взаимовыгодного сосуществования подвижных колонизующих и оседлых колонизуемых культур. Получающиеся схемы социального взаимодействия, которые, по мнению докладчика, можно охарактеризовать как симбиотические или гибридные, оказываются более универсальными. Следы подобной гибридности можно обнаружить не только и не столько на границах, сколько в столицах, центрах, соединённых «магистральной» культурой. В качестве примера эффекта «колонизации вспять» Андрей Владимирович привёл примеры Великого Новгорода, Москвы и Нью-Йорка.
Говоря об этнологии движения, затрагивающей вопросы подвижности этничности, он, в частности, обратился к термину печатного капитализма (print capitalism) Б. Андерсена и конструктивистскому взгляду на понятия нации и этноса. Охарактеризовав этничность как нечто подвижное и «накапливающееся», он всё же отметил, что склонен рассматривать сообщество на основе этничности как нечто природное, проистекающее из потребностей в безопасности и самореализации.
После этого профессор Головнёв рассказал о своём проекте, проведённом на средства, выделенные Российским научным фондом. Идея проекта заключалась в синхронизации посредством GPS наблюдений за перемещениями кочевников Арктики разных районов: Чукотки, Ямала, Кольского полуострова. Записывая треки всех людей, картографируя их сезонные перемещения и фиксируя их посредством фото- и видеосъёмки (tracking – mapping - acting), исследователи попытались понять, что собой представляет это движение. По его словам, полученные ритмограммы жизни кочевников позволяют говорить состоянии кочевья-движения как определяющем состоянии процесса освоения пространства, контроля и управления им, в противовес статичным состояниям покоя. Закончил свою лекцию Андрей Владимирович характеристикой кочевого освоения тундры как устойчивой модели освоения, в противовес «оседлым» вариантам взаимодействия с этим пространством, и выразил мнение, что заимствование модульных, «трансформерных» способов освоения тундры является наиболее перспективным путём развития, в том числе для работающих в регионе крупных добывающих компаний. 
 


Мария Гулакова
:

Андрей Владимирович Головнев доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, с июня 2017 года директор Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН. Основные исследовательские интересы сфокусированы на изучение народов  Западной Сибири. Андрей Владимирович является основоположником научной школы антропологии движения, его концепция «антропология движения» названа одним из выдающихся достижений РАН 2009 г.  Данная тема получила развитие на страницах его монографий, «Антропология движения» и «Феномен колонизации».

Главный тезис доклада «движение – это жизнь», А. В. Головнев предположил, что движение периода палеолита – освоение пространства, своего рода стратегия контроля над пространством. Докладчиком были строго разграничены понятия колонизации, как механизма распространения жизни в природе от понятия колониализма, термина имеющего идеологическую окраску. 
В докладе были представлены основные положения теории антропологии движения, такие как, изучение жизнедеятельности человека и общества в единицах и категориях действия, в измерении динамики и статики; кочевник - наследник древнего  homo mobilis и культуры контроля над пространством; взаимодействие магистральных и локальных культур; алгоритм мотив-решение-действие; «крупный план» в выявлении мотивационно-деятельностной схеме; сценарии социального движения (миграций, колонизаций, траекторий этничности, социомоторики) и индивидуальной мобильности (персональных мотивационно-деятельностных схем, вариантов биопсхомоторики).
Во время обсуждения мы выяснили, что у женщин и мужчин кочевых сообществ разные функциональные роли способствующие движению и освоению пространства. Колонизационный процесс может быть движением в обе стороны, что при столкновении культур ведет к гибридности результатов. По мнению докладчика, любая колонизация – не однонаправленное действие, а «дорога с встречным движением», и колонии по-своему колонизируют свои метрополии (через пленников и пленниц, рабов, инкорпорируемую элиту), благодаря чему возникаем эффект колонизации-вспять.  Рассказывая о процессе колонизации оратор так же обращался к примерам из биологии, фитоколонизации и симбиозу. 
Подводя итоги, докладчик рассказал, о современном междисциплинарном подходе в изучении «движения», проводимом на стыке антропологии, этнологии и этнографии.



Никита Зубарев:

5 октября Головнёв Андрей Владимирович, директор Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера), в рамках семинара «Границы истории» выступил со своим докладом «Антропология движения и феномен колонизации». Андрей Владимирович Головнёв является одни из крупнейших специалистов в области этнологии и истории Северной Евразии, методологии истории и антропологии. Кроме того, ему принадлежит авторство 10 антропологических фильмов. Профессор также является автором концепции «антропологии движения», об основных положениях которой он и рассказывал на семинаре. 
Лекция началась с определения понятия движения. В отличие от физиков антропологи говорят, что движение статично по той причине, что оно является комбинацией множества отдельных изображений, то есть, например, летящая стрела стоит по той причине, что каждый момент её движения в пространстве является застывшей картинкой. Из-за того, что движение является таковым, его очень трудно описать с помощью текста: ресурсов, которые последний предоставляет попросту недостаточно. Таки образом был сделан вывод, что наиболее подходящей формой репрезентации того, что такое движение, является видео. Само слово «кинематограф» в переводе с греческого обозначает «запись движения». Для того, чтобы понять движение нужен взгляд со стороны, потому что попытаться осознать это понятие - это как попытаться осознать себя через свою культуру. Это трудно, так как наша культура и является нашими глазами. 
Движение может принимать совершенно разнообразные формы особенно в наше время. Движение может быть этническим, классовым, под ним может пониматься социальная мобильность. Наверно, самой интересной его формой сейчас является движение в сети Интернет: физически человек может находиться в одном месте, а его разум в другом. 
Движение имеет большое значение для всей истории хотя бы по той причине, что мы произошли от бегающего человека. Человек двигался и осваивал новые территории. Движение - это стратегия контроля над пространством. Таким образом, можно сказать, что такое явление как колонизация существует на нашей планете уже довольно продолжительное время. Когда первые организмы только начали заселение сушу, они тоже занимались колонизацией так же, как и первые люди, которые вышли в Европу и другие части мира. Произошло превращение человека в человека посредством движения. Колонизация создала человека. 
Завершающая часть доклада была посвящена роли движения у кочевых народов и тому, как это движение изучается. Благодаря развитию технологий сейчас возможно отслеживать перемещение кочевников, например, с помощью закрепления специальных маячков на оленях. Это помогает антропологам отмечать, какой логике следуют исследуемые народы при движении. Последнее очень важно для малых народов, так как в их среде сильный человек - это не тот, кто физически силён, а тот, кто ловок и может быстро перемещаться. Движение - это и есть жизнь тундры. 

 


 

Головнёв Андрей Владимирович

Директор Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН

 
Доктор исторических наук, профессор, директор Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, крупнейший специалист в области этнологии и истории Северной Евразии, методологии истории и антропологии, освновоположник концепции «антропологии движения». Автор 10 антропологических фильмов и теоретик визуальной антропологии (киноантропологии), лауреат премии Смитсониевского Института США и гран-при Российских фестивалей антропологических фильмов. С июня 2017 г. возглавляет Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.