• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Museums management and marketing

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина посвящена вопросам менеджмента и маркетинга в музее как некоммерческом социальном институте. Несмотря на то, что системы управления и маркетинговой деятельности очень похожи на те, что применяются в коммерческом секторе, имеется ряд особенностей, характерных именно для музея. В программе буду освещены вопросы управления такими направлениями музейной деятельности, как учетно-хранительская, экспозиционно-выставочная, культурно-образовательная. Также отдельно будут освещены вопросы управления финансовыми потоками в музее, безопасностью музея и управление персоналом. В итоге, студенты будут иметь как представление об управлении музеем и его основными направлениями деятельности, так и о положении музея в пространстве креативных индустрий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности» являются формирование у студентов системы представлений о менеджменте и маркетинге в музейной работе, навыков успешного создания и продвижения музейного продукта; получение студентами знаний о возможных финансовых источниках музейной деятельности, их особенностями и правилами работы с ними; формирование знаний о правилах и формах управления финансами музея в зависимости от источника их получения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает функции и основные направления деятельности современного музея
  • умеет применять PEST и SWOT анализ для формирования стратегического плана развития музейной организации: понимает необходимость формулирования миссии музея.
  • понимает особенности применения различных музейных автоматизированных информационных систем (АИС) для управления музейными коллекциями и работы с Госкаталогом РФ.
  • знает основные статьи расходов и доходов музейной организации; организует формирование грантовых и краудфандинговых проектов.
  • понимает функциональные обязанности сотрудников различных музейных отделов, знает инструменты для их мотивации и контролю; готов к формированию новых музейных профессий.
  • понимает особенности музейного маркетинга; владеет инструментами маркетингового исследования в музее; умеет формировать музейный продукт и продвигать его.
  • знает особенности управления экспозиционными и выставочными проектами; формирует и анализирует тематико-экспозиционный план (ТЭП).
  • знает различные форматы культурно-образовательной деятельности музея; владеет инструментами анализа и продвижения культурно-образовательного продукта.
  • понимает необходимость обеспечения безопасности не только для музейных предметов, но и для сотрудников и посетителей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социокультурные функции музея: генезис и современное состояние
    Современный музей выполняет 4 основных социокультурных функции: учетно-хранительскую, научно-исследовательскую, культурно-образовательную и экспозиционно-выставочную. Данная тема посвящена генезису и эволюции основных социокультурных музейных функций. Рассмотрены основные этапы развития музейных функций и их современное состояние.
  • Современный музейный менеджмент. Планирование. Миссия музея
    Тема посвящена планированию деятельности музея как социокультурного института. Несмотря на то, что музей - это некоммерческая организация, живет он по схожим с коммерческими структурами принципам. Однако существуют и особенности музейного менеджмента. Также тема освещает проблемы миссии музея: ее формирование и следование ей.
  • Управление музейными коллекциями: необходимость АИС
    В теме раскрываются особенности автоматизированных музейных систем (АИС): принципы их устройства, необходимость, проблемы и преимущества их использования, связь с Госкаталогом музейных предметов Российской Федерации. Освещаются вопросы применения АИС в управлении коллекциями.
  • Управление музейными финансами
    Тема раскрывает особенности работы с финансами в музейном учреждении: статьи основных расходов, возможности дополнительного финансирования (грантовые и краудфандинговые проекты). Особенности аутсорсинга и краудсорсинга в музейных проектах.
  • Управление персоналом музея
    Управление персоналом музея: функции, задачи сотрудников разных отделов, их мотивация. Новые музейные профессии - какие и для чего.
  • Особенности музейного маркетинга. Разработка музейного продукта
    Освещаются вопросы музейного маркетинга, выявляются его особенности. Рассматриваются маркетинговые музейные исследования: основные цели, задачи, этапы. Рассматриваются особенности изучения музейной аудитории с помощью цифровых технологий. Изучается эволюция музейного продукта за последние 30 лет (от экскурсии до виртуальных музеев и проч.). Музейный сувенир - необходимость или блажь?
  • Экспозиционно-выставочная деятельность: проблемы управления
    Изучаются проблемы управления экспозиционно-выставочной деятельностью: разработка и создание, особенности включения современных технологий, развитие и продвижение.
  • Управление культурно-образовательной деятельностью. Работа с посетителями
    Рассматриваются вопросы работы с посетителями: традиционные (экскурсии, мастер-классы, учебные занятия, лекции) и инновационные форматы (онлайн-академии, образовательные и обучающие онлайн-ресурсы, подкасты). Сравнивается отечественный и зарубежный опыт.
  • Безопасность музея: управленческие решения
    Безопасность - одна из важнейших задач современного музея, когда опасность угрожает не только музейным предметам и коллекциям в экспозиционном пространстве (кража), но и сотрудникам с посетителями. Отдельно рассматриваются вопросы глобальных опасностей, таких как вооруженные конфликты: эвакуация музейных ценностей, борьба с "черным рынком".
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Домашнее задание: Инструменты краудфандинга
  • неблокирующий Презентация: инструменты изучения музейной аудитории
  • неблокирующий Презентация: модернизация экспозиционно-выставочного пространства
  • неблокирующий Домашнее задание: бенчмаркинг музейных онлайн образовательных ресурсов
  • неблокирующий Презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Домашнее задание + 0.1 * Домашнее задание: бенчмаркинг музейных онлайн образовательных ресурсов + 0.1 * Домашнее задание: Инструменты краудфандинга + 0.1 * Презентация + 0.1 * Презентация: инструменты изучения музейной аудитории + 0.1 * Презентация: модернизация экспозиционно-выставочного пространства + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Майстровская М.Т. — Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля. - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2016 - ISBN: 978-5-89826-447-5 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/77253
  • - Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века - Издательство "Прогресс-Традиция" - 1999 - ISBN: 5-89826-037-4 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/77032
  • - Шляхтина Л.М. — Основы музейного дела: теория и практика: учебное пособие - Издательство "Лань", "Планета музыки" - 2019 - ISBN: 978-5-8114-2076-6 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/113995
  • Лозик, Н.Ф. Стратегический менеджмент : учебное пособие / Лозик Н.Ф., Кузина М.Н., Царегородцев Д.В., Семенова А.А. — Москва : Русайнс, 2020. — 150 с. — ISBN 978-5-4365-1070-5. — URL: https://book.ru/book/934086 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Лукасевич, И. Я. Испoльзoвaние пapaдигмы интеллектуaльных АИС при автоматизации анализа банковской деятельности [Электронный ресурс] / И. Я. Лукасевич // Компьютеризация обучения: теория и практика. Тез. докл. межвузовской научно-практической конференции по проблемам совершенствования преподавания в вузах в условиях перехода страны к рыночному хозяйству. - Москва : Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации, 1994. - с. 54-55. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/465445
  • Лысикова, О. В. Музеи мира [Электронныйресурс]: учебно пособие /О. В. Лысикова — 5-изд. стер — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 130 с: Ил. – ISBN 978-5-89349-184-5. – Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048007
  • Мартиросян, Р.М. Инновационные модели привлечения внеюджетных средств: фандрейзинг, краудфандинг, эндаумент. : учебное пособие / Мартиросян Р.М. — Москва : Русайнс, 2018. — 99 с. — ISBN 978-5-4365-2982-0. — URL: https://book.ru/book/931111 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Молчанова О. П.-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-261-Высшее образование-978-5-534-00757-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/strategicheskiy-menedzhment-nekommercheskih-organizaciy-433470
  • Петелин, В.Г. Основы менеджмента выставочной деятельности: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000), специальностям «Коммерция» (351300) и «Реклама» (350400) / В.Г. Петелин. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.- 447 с. - ISBN 978-5-238-00935-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028738
  • Сафонов А. А., Сафонова М. А.-МУЗЕЕВЕДЕНИЕ. Учебник и практикум для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-300-Профессиональное образование-978-5-534-10773-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/muzeevedenie-431506
  • Тульчинский Г. Л., Терентьева В. И.-БРЕНД-МЕНЕДЖМЕНТ. БРЕНДИНГ И РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-255-Авторский учебник-978-5-534-05503-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/brend-menedzhment-brending-i-rabota-s-personalom-437894

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Майстровская М.Т. — Музей как объект культуры. XX век. Искусство экспозиционного ансамбля - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2018 - ISBN: 978-5-89826-508-3 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/102182
  • - Тураев Б.А. — Опись коллекции древностей, привезенных из Египта весной 1909 года (таблицы I–VIII) - Издательство "Лань" - 2014 - ISBN: 978-5-507-37452-6 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/44599
  • - Фёдоров Н.Ф. — Долг авторский и право музея - Издательство "Лань" - 2014 - ISBN: 978-5-507-39835-5 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/50660
  • Базаров Т. Ю.-ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Учебное пособие для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-381-Профессиональное образование-978-5-534-11660-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/psihologiya-upravleniya-personalom-445855
  • Беляков Г. И.-ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-143-Специалист-978-5-534-09831-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/pozharnaya-bezopasnost-433756
  • К выставке готов! Экспотренинг: Практикум / Алексеев А. - М.:Альпина Паблишер, 2018. - 286 с.: ISBN 978-5-9614-6946-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002497
  • Карпова С. В., Мхитарян С. В., Русин В. Н. ; Под общ. ред. Карповой С.В.-МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-181-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-05522-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/marketingovyy-analiz-teoriya-i-praktika-438593
  • Нечепуренко, М. Ю. Межкультурная музейная коммуникация : монография / М. Ю. Нечепуренко, Ю. В. Привалова ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2017. - 83 с. - ISBN 978-5-9275-2482-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1020571 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1021535
  • Под ред. Романовой Ю.Д.-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ (УПРАВЛЕНИИ) 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-411-Высшее образование-978-5-534-11745-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/informacionnye-tehnologii-v-menedzhmente-upravlenii-446052
  • Сафаргалиев, М.Ф. Организация фандрайзингового финансирования инновационной деятельности в техническом университете : монография / Сафаргалиев М.Ф. — Москва : Русайнс, 2019. — 86 с. — ISBN 978-5-4365-3834-1. — URL: https://book.ru/book/933916 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Скобкин С. С.-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-442-Профессиональное образование-978-5-534-10546-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/strategicheskiy-menedzhment-v-industrii-gostepriimstva-i-turizma-430795