• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory of Organization and Organizational Behavior

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Bridging course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor


Borovskaya, Irina

Программа дисциплины

Аннотация

Теория организации - это одна из базовых управленческих дисциплин, находящихся на стыке социологии, экономики, психологии, социальной антропологии и других. Этот предмет изучает, как устроена организация, как она функционирует, как рождается, живет, меняется и умирает. В этом смысле теория организации является обязательной основой и ключом к понимаю всех частных управленческих наук, таких как общий менеджмент, производственный менеджмент, управление персоналом, маркетинг и так далее. Модели и технологии из этого курса активно используются консультантами по всему миру для проведения диагностики организаций, повышения эффективности организационных структур или управления организационными изменениями. В курсе будут активно разбираться практические примеры использования всех изучаемых моделей. Одна из главных задач этого курса – показать его участникам, как результаты фундаментальных исследований в области теории организации могут быть использованы в реальной практике управления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у магистрантов целостного представления об основных закономерностях существования и развития организаций, о современных взглядах на управление, о поведении людей и групп в организации
  • развитие навыков организационного проектирования, работы с элементами внутренней среды организации
  • совершенствование навыков прогнозирования и управления поведением людей в организации, предупреждения и разрешения сложных ситуаций при взаимодействии людей и групп в организации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • идентифицирует основные функции менеджмента в управленческой деятельности
  • анализирует внешнюю и внутреннюю среду компании в сфере гостеприимства и туризма
  • сравнивает методы принятия управленческих решений
  • сравнивает различные типы организационной структуры предприятий
  • сравнивает основные концепции лидерства, мотивации персонала в организационной среде
  • анализирует неформальные группы по различным критериям
  • сравнивает стили разрешения организационных конфликтов
  • идентифицирует и анализирует организационную культуру компании в сфере гостеприимства и туризма
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы теории организации и менеджмента
    Понятие организации. Эволюция взглядов на организацию, базовые и современные концепции. Понятие и виды менеджмента. Основные функции менеджмента. Наука и искусство управления. Современная теория управления. Современные проблемы и вызовы менеджмента.
  • Организационная среда и система управления
    Внешняя и внутренняя среда организации. Международный контекст управленческой деятельности. Влияние международной среды на деятельность организаций индустрии гостеприимства и туризма. Система управления в организации. Уровни менеджмента и решаемые задачи. Принятие управленческих решений. Природа и виды управленческих решений. Условия принятия управленческих решений. Модели принятия решений. Коллективные формы принятия решений в организациях.
  • Организационная структура предприятия и ее создание
    Природа организационной деятельности менеджеров. Профессиональная специализация. Функциональная структура организации. Отношения подчиненности. Координация. Ситуационные влияния на организационную структуру предприятия. Основная технология. Среда. Размеры организации и ее жизненный цикл. Основные формы организационной структуры: функциональная, дивизиональная, матричная, гибридная. Вновь возникающие формы организационной структуры предприятия: командная, виртуальная, обучающая. Виды организационных структур в организациях индустрии гостеприимства и туризме.
  • Управление организационным поведением
    Понятие и подходы к изучению организационного поведения. Возможности анализа, прогнозирования и управления организационным поведением. Теории поведения личности в организации: психоанализ, теория научения. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение. Использование теорий поведения личности в процессе подбора и обучения кадров. Управление разнообразием и индивидуальные различия. Лидер и руководитель. Три подхода к эффективному лидерству. Мотивация и стимулирование персонала. Содержательные и процессные теории мотивации.
  • Управление внутриорганизационным взаимодействием
    Понятие группы и их классификация. Формальные и неформальные группы и их функции в организации. Модель группового развития Такмэна. Характеристики группы (структура, состав, статусы, роли, сплоченность). Понятие команды. Эффективные коммуникации – формирование системы в организационной среде. Организационные конфликты (понятие и типология) и их решение. Стили разрешения конфликтов. Решение конфликтов с привлечением третей стороны. Конфликтогены.
  • Организационная культура
    Понятие оргкультуры. Три уровня организационной культуры по Шейну. Источники формирования организационной культуры. Типология национальных культур по Хофштеде. Сильная и слабая оргкультура. Организационный климат. Функции оргкультуры. Типология организационных культур по Соненфельду.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий коллоквиум
    Выступление длится 10-15 минут и сопровождается презентацией в формате PowerPoint.
  • неблокирующий активность на семинарах
    Оценивается работа студентов во время занятий (выступление с устным ответом, участие в дискуссии, ответы на вопросы, выполнение проверочных тестов и заданий по темам курса, решение и обсуждение кейсов).
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен представляет собой письменную работу по курсу – два открытых вопроса, предполагающих развернутый ответ, аргументацию, использование источников и примеров компаний, рассматриваемых в курсе. Время на подготовку ответа – 45 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * активность на семинарах + 0.2 * коллоквиум + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Организационное поведение / Згонник Л.В. - М.:Дашков и К, 2017. - 232 с.: ISBN 978-5-394-01733-9

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лютенс, Ф. Организационное поведение [Электронный ресурс] / Ф. Лютенс; Пер. с англ. 7-го изд. - М : ИНФРА-М, 1999. - XXVIII, 692 с. - ISBN 5-86225-899-Х (русск.), ISBN 0-07-039180-7 (англ.). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/416225
  • Теория организации: Учебник / Б.З. Мильнер. - 8-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 848 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004700-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/325598