• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Procurement of goods, works and services for state and municipal needs

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 2, 3 module

Instructor


Толстиков Александр Владимирович

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс является дисциплиной по выбору профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (магистратура). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория права», «Теория государства», «Конституционное право», «Конституционное право России», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс», «Административное право», «Гражданское право (общая часть), «Гражданское право (особенная часть)», «Антимонопольное право».Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов системного представления о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • получение студентами знаний о процедурах проведения государственных (муниципальных) закупок; формирование у студентов понимания по вопросам деятельности государственных (муниципальных) заказчиков;
  • получение студентами навыков защиты прав участников процедур, применяемых в сфере государственных (муниципальных) закупок.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает суть, принципы и механизм работы контрактной системы в сфере закупок. Может определить сферу действия контрактной системы и отличить её от других правовых институтов. Правильно определяет правовую природу норм, применяемых при осуществлении государственных закупок.
  • Понимает сущность, правовую природу и особенности государственного (муниципального) контракта. Знает и понимает требования к содержанию государственного (муниципального) контракта. Знает, понимает и ориентируется в процедуре заключения государственного (муниципального) контракта, в том числе в вопросе обеспечения исполнения.
  • Понимает сущность, основания мониторинга и аудита в сфере закупок. Знает и ориентируется в правовом регулировании контроля в сфере закупок. Знает и может обосновать применение форм (видов) контроля, определить уполномоченные органы на осуществление конкретного вида контроля. Знает и понимает основания проведения контрольных мероприятий, объём полномочий контролирующих органов и должностных лиц.
  • Понимает сущность и правовую природу реестра недобросовестных поставщиков. Знает основания, процедуру внесения и исключения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а также последствия внесения сведений в реестр.
  • знать: понятие, место и роль юридической деятельности по осуществлению закупок для государственных (муниципальных) нужд в российской правовой системе; особенности правового регулирования закупок для государственных (муниципальных) нужд; категории, понятия, институты правового регулирования закупок для государственных (муниципальных) нужд и основные нормативные положения, регулирующие осуществление данной деятельности;
  • знать: цели, задачи и направления реформирования изучаемых институтов в современной правовой действительности; тенденции и закономерности развития правоприменительной практики (административной и судебной), и ее значение в механизме правового регулирования; методологию получения юридических знаний.
  • уметь: логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по правовым вопросам в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд; осуществлять научные и практические исследования по отдельным правовым проблемам, самостоятельно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме;
  • уметь: применять на практике полученные знания; давать объективную оценку деятельности законодательных, судебных и иных правотворческих и правоприменительных органов; эффективно защищать права и законные интересы участников процедур, применяемых в сфере государственных (муниципальных) закупок; разъяснять действие и последствия применения норм права их адресатам.
  • иметь навыки: самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными правовыми актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой;
  • иметь навыки: анализа практики разрешения споров в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд, оценки правовых последствий решений, принятых контрольным органами в сфере закупок, арбитражными судами, судами общей юрисдикции, а также иными контрольными органами и органами, рассматривающими споры в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд;
  • иметь навыки: составления юридических заключений по вопросам в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд, жалоб и возражений на жалобы в контрольный орган в сфере закупок, а также документов, сопровождающих рассмотрение споров в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд в судах (судебные процессуальные документы);
  • иметь навыки: устного выступления на юридические темы, в том числе, в рамках процедур, применяемых в сфере государственных (муниципальных) закупок; эффективного обоснования отстаиваемой точки зрения в устной полемике; юридического консультирования заинтересованных лиц; разработки проектов нормативных и ненормативных правовых актов (решений).
  • Понимает сущность и назначение планирования, обоснования и нормирования закупок. Знает процедуру осуществления планирования, обоснования и нормирования закупок. Понимает правовое значение планирования, обоснования и нормирования закупок.
  • Знает понятие и способы определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги. Даёт правильную оценку правовым последствиям нарушения норм о планировании закупок.
  • Знает и ориентируется в способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Понимает суть требований к участникам закупок. Знает и ориентируется в правилах составления извещения об осуществлении закупки. Знает и понимает общие требования к процедуре подачи и оценки заявок.
  • Даёт правильную оценку правовым последствиям нарушения общих положений осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
  • Знает, ориентируется и различает открытые конкурентные способы определения победителя закупки. Понимает и ориентируется в правовом регулировании проведения электронного конкурса, электронного аукциона, электронного запроса котировок.
  • Понимает основные требования к содержанию извещения об осуществлении закупки при открытых конкурентных способах определения победителя закупки. Знает и понимает особенности проведения закупок в электронной форме.
  • Понимает особенности и ориентируется в правовом регулировании закрытых способов определения победителя закупки. Знает и правильно применяет гражданско-правовые нормы к конкурентным способам определения победителя закупки. Знает и правильно применяет требования антимонопольного законодательства к конкурентным способам определения победителя закупки.
  • Даёт правильную оценку правовым последствиям нарушения требований к осуществлению конкурентных способов определения победителя закупки.
  • Понимает сущность и ориентируется в правовом регулировании института осуществления закупки у единственного поставщика. Знает основания и порядок осуществления закупки у единственного поставщика.
  • Понимает и ориентируется в процедуре, основаниях и требованиях к исполнению, изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта. Понимает и правильно оценивает основания для оспаривания государственного (муниципального) контракта.
  • Понимает и ориентируется в правовом регулировании плановых и внеплановых проверок. Знает и правильно определяет правовые последствия нарушений требований законодательства к осуществлению контроля в сфере закупок. Знает и правильно определяет пределы контроля в сфере закупок.
  • Понимает сущность и значение законной силы решений, принятых по результатам контроля в сфере закупок. Даёт правильную оценку правовым последствиям нарушения требований к осуществлению контроля в сфере закупок.
  • Понимает и ориентируется в правовом регулировании обжалования действий (бездействия) заказчика и иных лиц, обеспечивающих проведение закупки. Правильно определяет круг субъектов обжалования и наличие субъективной заинтересованности. Знает и понимает процедуру и результаты обжалования. Правильно применяет средства защиты участников процесса обжалования.
  • Понимает принципы защиты частных и публичных интересов при рассмотрении жалоб. Знает и понимает особенности судебного порядка обжалования результатов рассмотрения жалобы.
  • Понимает суть и принципы ответственности за нарушение законодательства и иных нормативно-правовых актов о контрольной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Знает порядок и основание привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о закупках.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие контрактной системы в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд.
  • Тема 2. Планирование закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
  • Тема 3. Общие положения осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
  • Тема 4. Конкурентные способы определения победителя закупки.
  • Тема 5. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
  • Тема 6. Государственный (муниципальный) контракт.
  • Тема 7. Контроль, мониторинг и аудит в сфере закупок.
  • Тема 8. Обжалование действий (бездействия) заказчика и иных лиц, обеспечивающих проведение закупки.
  • Тема 9. Ответственность за нарушение законодательства и иных нормативно-правовых актов о контрольной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №1 и №2
    Контрольная работа выполняется в письменной форме посредством решения одной теоретико-практической задачи. Контрольная работа №1 проводится в течение 2 модуля по темам, пройденным на момент проведения контрольной работы. Контрольная работа №2 – в течение 3 модуля по темам, пройденным на момент проведения контрольной работы. При выполнении контрольной работы разрешается пользоваться любыми источниками информации (т.е. нормативно-правовыми актами, судебной практикой, материалами лекционных и семинарских занятий). Цель проведения контрольных работ состоит в проверке навыка студентов применять полученные знания, умения грамотно и уместно использовать теоретические конструкции для решения практических проблем, а также способности обнаруживать, юридически грамотно формулировать и аргументированно разрешать правовые коллизии. Задача, предлагаемая студентам на контрольную работу, представляет собой практический казус, в первой части которого описываются фактические обстоятельства (фабула). Во второй части казуса его участники высказывают свои точки зрения (правовые позиции) в отношении спорных обстоятельств. Правовая позиция каждого из участников казуса имеет значение для решения задачи. При этом указанные правовые позиции могут быть неполными, спорными и иметь какие-либо недостатки в аргументации. Однако это не исключает их важность для решения казуса. Содержание задачи определяется преподавателем, ведущим семинарские занятия, на основе изученного объёма дисциплины, а также дисциплин, знания по которым является обязательными для изучения настоящей дисциплины. Требования, предъявляемые при решении задачи. Задача может не иметь однозначно правильного итогового решения. Ключевым требованием к решению задачи является наиболее полная и аргументированная правовая оценка фабулы и точек зрения участников спора. Под оценкой точки зрения участника понимается высказывание развёрнутых юридических доводов «за» и «против» высказанной позиции. Решение задачи не может сводится лишь к пересказу и/или воспроизведению точек зрения участников казуса. Также необходимым при решении задачи является обнаружение и грамотное формулирование правовых проблем (коллизий). Правовые проблемы (коллизии) имеют теоретический фундамент с практическим проявлением на примере изложенных фактов (фабулы). Решение задачи подразумевает формулирование правовых коллизий через оценку точек зрения участников казуса. Итогом решения задачи должно стать ясное и аргументированное (в том числе с использованием теоретических подходов) описание выявленных правовых проблем (коллизий). Правовая проблема не может быть сугубо практической, без какого-либо теоретического содержания. Также коллизия не может представлять собой исключительно теоретическую конструкцию, не имеющую практического проявления (являться сугубо догматическим спором). Правовая оценка позиций участников спора, рассуждения самого студента и их результаты должны быть зафиксированы студентом в ходе решения задачи. В случае, если студент полагает, что по какой-либо коллизии возможно однозначное решение, то он вправе указать это, но обязан привести обоснование. При этом студент в любом случае должен дать аргументированную оценку всем позициям участников казуса. Продолжительность выполнения контрольной работы – 60 минут.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен выполняется в письменной форме посредством решения двух теоретико-практических задач. При выполнении экзамена разрешается пользоваться любыми источниками информации (т.е. нормативно-правовыми актами, судебной практикой, материалами лекционных и семинарских занятий). Цель проведения экзамена состоит в проверке навыка студентов применять полученные знания, умения грамотно и уместно использовать теоретические конструкции для решения практических проблем, а также способности обнаруживать, юридически грамотно формулировать и аргументированно разрешать правовые коллизии. Задача, предлагаемая студентам на экзамен, представляет собой практический казус, в первой части которого описываются фактические обстоятельства (фабула). Во второй части казуса его участники высказывают свои точки зрения (правовые позиции) в отношении спорных обстоятельств. Правовая позиция каждого из участников казуса имеет значение для решения задачи. При этом указанные правовые позиции могут быть неполными, спорными и иметь какие-либо недостатки в аргументации. Однако это не исключает их важность для решения казуса. Содержание задачи определяется преподавателем, ведущим лекционные занятия, на основе изученного объёма дисциплины, а также дисциплин, знания по которым является обязательными для изучения настоящей дисциплины. Требования, предъявляемые при решении экзамена. Задача может не иметь однозначно правильного итогового решения. Ключевым требованием к решению задачи является наиболее полная и аргументированная правовая оценка фабулы и точек зрения участников спора. Под оценкой точки зрения участника понимается высказывание развёрнутых юридических доводов «за» и «против» высказанной позиции. Решение задачи не может сводится лишь к пересказу и/или воспроизведению точек зрения участников казуса. Также необходимым при решении задачи является обнаружение и грамотное формулирование правовых проблем (коллизий). Правовые проблемы (коллизии) имеют теоретический фундамент с практическим проявлением на примере изложенных фактов (фабулы). Решение задачи подразумевает формулирование правовых коллизий через оценку точек зрения участников казуса. Итогом решения задачи должно стать ясное и аргументированное (в том числе с использованием теоретических подходов) описание выявленных правовых проблем (коллизий). Правовая проблема не может быть сугубо практической, без какого-либо теоретического содержания. Также коллизия не может представлять собой исключительно теоретическую конструкцию, не имеющую практического проявления (являться сугубо догматическим спором). Правовая оценка позиций участников спора, рассуждения самого студента и их результаты должны быть зафиксированы студентом в ходе решения задачи. В случае, если студент полагает, что по какой-либо коллизии возможно однозначное решение, то он вправе указать это, но обязан привести обоснование. При этом студент в любом случае должен дать аргументированную оценку всем позициям участников казуса. Продолжительность выполнения экзаменационной работы – 120 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    Результирующая оценка за дисциплину представляет собой сумму баллов, полученных по итогам текущего контроля в течение всего периода изучения дисциплины и на экзамене, с умножением на соответствующие коэффициенты. Оценка выставляется по следующей формуле: РО дисциплина = 0,1 * Ок_1 + 0,2 * Ок_2 + 0,7 * Оэкзамен где РОдисциплина – результирующая оценка по дисциплине (максимум – 10 баллов); Ок_1 - оценка за контрольную работу 1 (максимум – 10 баллов); Ок_2 - оценка за контрольную работу 2 (максимум – 10 баллов); Оэкзамен – оценка за экзамен (максимум – 10 баллов). Результирующая оценка по дисциплине является окончательной оценкой по дисциплине и отображается в приложении к документу об образовании и о квалификации. 1. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 2. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Управление государственной и муниципальной закупочной деятельностью : учебник для вузов / Г. М. Кадырова, С. Г. Еремин, А. И. Галкин ; под редакцией С. Е. Прокофьева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 392 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15790-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509730 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под ред. Сергеева А.П. - Гражданское право. Том 1. 2-е издание. Учебник - 978-5-392-30058-7 - Проспект - 2020 - http://ebs.prospekt.org/book/40625 - 40625 - PROSPECT
  • Под ред. Сергеева А.П. - Гражданское право. Том 2. 2-е издание. Учебник - 978-5-392-30496-7 - Проспект - 2020 - http://ebs.prospekt.org/book/34095 - 34095 - PROSPECT
  • Под ред. Сергеева А.П. - Гражданское право. Том 3. 2-е издание. Учебник - 978-5-392-29276-9 - Проспект - 2019 - http://ebs.prospekt.org/book/31301 - 31301 - PROSPECT

Авторы

  • Шиловская Полина Александровна
  • Волкова Юлия Михайловна