• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Current Issues of Constitutional Law

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 2, 3 module

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина относится к обязательной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.04.01. «Юриспруденция» (магистратура). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория государства и права», «Конституционное право». Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки. В результате изучения дисциплины студенты должны знать - правовую и социальную природу конституционализма, сущность конституционного регулирования, систему конституционного законодательства Российской Федерации, основы конституционного строя Российской Федерации, как систему конституционных принципов, конституционное содержание процедур принятия решений в органах государственной власти России, конституционное содержание решений органов конституционной юстиции, особенности конституционного судопроизводства. Уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по правовым вопросам конституционного развития государства, анализировать судебную практику Конституционного Суда Российской Федерации для выявления его правовых позиций, проводить конституционный анализ юридических документов и вырабатывать собственную позицию о их конституционности. Иметь навыки самостоятельной квалифицированной работы по конституционному анализу нормативных правовых актов, судебных решений и научной литературы, формулирования и отстаивания своих правовых позиций в научных дискуссиях и в судебных заседаниях, составления письменных юридических заключений и отзывов на научные публикации и нормативные правовые акты.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование комплексного междисциплинарного подхода к постановке и изучению проблем конституционализма и конституционного права с привлечением современных научных представлений философии, теории права и государства, социологии, конфликтологии и математики;
  • освоение рациональной методологии моделирования конституционных объектов и процедур;
  • формирование конституционного правопонимания и правосознания на основе современных доктринальных воззрений о конституционализме.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает происхождение конституционализма и конституционных принципов. Может обосновать правое и политическое содержание дихотомии традиционных и государственных режимов режимов. Может объяснить позитивацию правовых притязаний, как переход от правовой реальности к реальности права. Понимает связь представлений об истоках возникновения идеологии конституционализма с возможностью разрешения конфликтов конституционного развития.
  • Должно быть выработано конституциональное правосознание (мышление) для определения содержания конституционных деформаций и понимания механизмов их преодоления.
  • Знает и может сравнить эффективность основных модели органов конституционного нормоконтроля. Понимает отличие органа конституционной юстиции от ординарных судов. Понимает значимость правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и особых мнений его судей для конституционного развития нашего государства. Знаком с проблемой унификационной реализации общепризнанных принципов и норм международного права.
  • Знает и понимает особенности нормативного воздействия конституционных принципов. Знает отличие конституционного регулирования от нормативного регулирования. Понимает рациональное содержание и структуру Конституции и ее значение в конституциональном развитии государства. Понимает значение выявления пробелов и коллизий конституционных норм для эволюционного развития государства.
  • Знает и понимает происхождение права, знает и может оперировать, при анализе правового материала, основными типами научных методологий. Знает правовую модель регулирования общественных отношений. Знает современные представления о содержании понятий теории права и государства. Понимает гуманистическую направленность правового регулирования.
  • Понимает значение реализации конституционного принципа разделения государственной власти для эффективности государственного управления.
  • Ориентируется в современных научных представлениях о типах конституционного регулирования экономических отношений. Знает конституционные регуляторы, определяющие тип экономики в России как рыночной. Умеет выделять выводимые принципы экономических отношений из решений Конституционного Суда Российской Федерации. Понимает необходимость установление меры присутствия государства в экономике.
  • Достигнуто понимание, что адекватная реализация конституционального принципа федерализма позволит сохранить территориальную целостность России, усилить эффективность государственного управления и преодолеть неравенство в экономическом развитии субъектов Российской Федерации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Вводная
  • Тема 2. Истоки идеологии конституционного регулирования.
  • Тема 3. Проблемы содержания Конституции Российской Федерации (далее – Конституция)
  • Тема 4. Проблемы судебного конституционного контроля.
  • Тема 5. Конституционное регулирование федеративных отношений
  • Тема 6. Конституционное регулирование федеративных отношений.
  • Тема 7. Реализация конституционного принципа разделения государственной власти.
  • Тема 8. Конституциональные деформации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Целью проведения контрольной работы является проверка усвоения студентами определенного теоретического материала и умение применить его при анализе правовых актов, решении конкретных спорных ситуаций. Контрольная работа состоит из двух письменных задач. Содержательно задание контрольной работы может охватывать одну или несколько тем из числа тех, по которым были прочитаны лекции. Время на написание контрольной работы составляет 60 минут. В процессе написания контрольной работы не разрешается пользоваться учебной и научной литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами лекций, техническими устройствами, а также иными материалами и вспомогательными средствами. Более подробным список запрещенных или разрешенных к использованию материалов определяется преподавателем в день объявления даты контрольной работы. Контрольная работа проводится в конце 3 модуля.
  • неблокирующий Реферат научной публикации
    Написание и сдача реферата проводятся в 2 модуле. Преподаватель предлагает студенту научную публикацию (журнальную статью), связанную с рассмотренной на аудиторных занятиях тематикой для выполнения реферата с последующей его презентацией. Целью написания и защиты реферата научной публикации является проверка умения использовать научную литературу для формирования и развития образовательного уровня по тематике дисциплины, а также навыков создания самостоятельно выполненных научно-исследовательских работ – структурно обусловленных текстов без некорректных заимствований. Раздача статей из современной научной периодики осуществляется за две недели до предполагаемой даты проведения презентаций. За два дня до этой даты студенты должны сдать готовые рефераты. Преподаватель, осуществляющий проверку рефератов, обсуждает их показ во время презентаций. Требования к полноте реферата. В письменной работе - реферате предложенной студенту научной публикации должна быть отражены: общая содержательная концепция статьи, постановка рассмотренной в ней проблемы, правовая природа ее возникновения и авторская методология ее разрешения. Следует выявить нормативные и доктринальные источники, на которых строит свое рассуждение автор. Требования к качеству реферата состоит в том, чтобы не пересказывать содержание предложенной работы, а своими, не заимственными из предложенного текста словами обозначить, как решаемую в публикации проблему, так и концепцию автора по ее постановке и разрешению. Возможны критические оценки выводов или рассуждений автора, а также требуется собственная правовая позиция студента по рассматриваемым в публикации проблемам.
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях (домашние проверочные работы)
    Работа на семинарских занятиях проводится путем проведения проверочных работ в виде решения задач (домашних проверочных работ) по итогам изучения каждой из тем, составляющих содержание дисциплины. Целью проведения проверочных работ в виде решения задачи является проверка усвоения студентами определенного теоретического материала и умение применить его при анализе правовых актов, решении конкретных спорных ситуаций и т.д. Решение задачи выполняется во внеаудиторное время без ограничения продолжительности выполнения. Содержание задачи и сроки выполнения озвучиваются преподавателем на семинарском занятии. В озвученный преподавателем срок студент должен направить решение задачи на электронную почту преподавателя.
  • неблокирующий Экзамен
    Целью проведения экзамена является проверка знаний, полученных студентами при изучении курса на аудиторных занятиях и во время самостоятельной работы. Вопросы к экзамену формулируются в рамках содержания тем, представленных в рабочей программе. Экзамен проводится устно по двум вопросам, представленным студенту экзаменатором или экзаменационной комиссией. Дополнительные вопросы для уточнения знаний и представлений студента допускаются. Студент отвечает без предварительной подготовки.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    Орез = 0,2 * Осем + 0,2 * Ореф + 0,2 * Ок/р + 0,5 * Оэкз Орез – результирующая оценка (максимум 10 баллов); Осем – результат работы на семинарских занятиях (максимум 10 баллов); Ореф – общая оценка за реферат научной публикации (максимум 5 баллов); Отз – оценка за контрольную работу (максимум 10 баллов); Оэкз – оценка за экзамен (максимум 10 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алексеев С.С. - Государство и право. Учебное пособие - 978-5-392-16283-3 - Проспект - 2015 - http://ebs.prospekt.org/book/28448 - 28448 - PROSPECT
  • Козлова Е.И., Кутафин О.Е. - Конституционное право России. 5-е издание. Учебник - 978-5-392-13436-6 - Проспект - 2014 - http://ebs.prospekt.org/book/23053 - 23053 - PROSPECT
  • Мартышин О.В. - Философия права. Учебник для магистров - 978-5-392-24219-1 - Проспект - 2017 - http://ebs.prospekt.org/book/34663 - 34663 - PROSPECT

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алебастрова И.А. - Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. Монография - 978-5-392-19255-7 - Проспект - 2016 - http://ebs.prospekt.org/book/30155 - 30155 - PROSPECT
  • Безрукова О.В., Романовская О.В. - Конституционные принципы регулирования экономических отношений. Монография - 978-5-392-24144-6 - Проспект - 2019 - http://ebs.prospekt.org/book/41607 - 41607 - PROSPECT
  • Ежегодник Конституционной Экономики 2020 : сборник научных трудов / составитель П. Д. Баренбойм , ответственный редактор В. А. Вайпан. — Москва : Юстицинформ, 2021. — 396 с. — ISBN 978-5-7205-1695-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/172324 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Под ред. Полякова А.В., Денисенко В.В., Беляева М.А. - Эффективность правового регулирования. Монография - 978-5-392-25759-1 - Проспект - 2017 - http://ebs.prospekt.org/book/37991 - 37991 - PROSPECT
  • Эбзеев Б.С. - Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2-е издание - 978-5-392-16914-6 - Проспект - 2015 - http://ebs.prospekt.org/book/19054 - 19054 - PROSPECT