• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Functional Approaches to Natural Language

2021/2022
Academic Year
ENG
Instruction in English
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor


Kopotev, Mikhail

Course Syllabus

Abstract

Целями освоения дисциплины «Функциональные модели в естественном языке» являются ознакомление с современным состоянием исследований в области функциональной и когнитивной лингвистики; углубление знаний о языке как инструменте коммуникации и о месте языка в пространстве когнитивных способностей человека; изучение актуальных подходов к описанию семантики, структуры дискурса, механизмов порождения и восприятия речи, жестикуляции и мимики, механизмов усвоения языка; формирование представлений о возможностях применения основных идей функциональной и когнитивной лингвистики в языковом моделировании и построении компьютерных лингвистических систем.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Ознакомить с современным состоянием исследований в области функциональной и когнитивной лингвистики;
  • Сформировать представлений о языке как объекте научного исследования и знакомство с навыками научного анализа лингвистических данных;
  • Углубление знаний о языке как инструменте коммуникации и о месте языка в пространстве когнитивных способностей человека;
  • Изучить актуальные подходы к описанию семантики, структуры дискурса, синтаксиса, морфологии, механизмов порождения и восприятия речи, жестикуляции и мимики, механизмов усвоения языка;
  • Сформировать представлений о возможностях применения основных идей функциональной и когнитивной лингвистики в языковом моделировании и построении компьютерных лингвистических систем;
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Владеют научными методами анализа языковых данных
  • Имеют представления о возможностях функционального и когнитивного подходов в описании различных уровней языка и коммуникации
  • Имеют представления о разнообразии языковых средств и коммуникативных стратегий в конкретном языке и их распространении в языках мира
  • Разбираются в литературе по соответствующей теме
  • Владеют научными методами анализа языковых данных
  • Выявляют в языковых данных релевантные факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу
  • Знают основные идеи и понятия функциональной и когнитивной лингвистики
Course Contents

Course Contents

  • Введение
  • Информационная структура
  • Пространство и дейксис
  • Универсалии. Грамматикализация
  • Прототипы и экземпляры. Радиальная структура значения
  • Метафора и метонимия. Блендинг
  • Грамматика конструкций
  • Усвоение языка (М. Томаселло, Э. Домбровска)
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Домашнее задание
    В качестве домашнего задания студенты получают специальные вопросы и список литературы, на базе которых должен строиться их ответ. Получение оценки за обсуждение на семинаре предполагает чтение литературы, рекомендованной к занятию; участие в обсуждении прочитанного; ответы на предоставленные преподавателем вопросы по литературе; составление собственных вопросов для обсуждения на занятии по прочитанной литературе. На каждом семинарском занятии студенты получают возможность высказывать свое мнение.
  • non-blocking Презентация
    Презентация предполагает 20 мин. презентацию статьи по одной из тем курса. Презентация должна содержать изложение основных идей статьи, конструктивную критику статьи, вопросы для обсуждения с аудиторией. Презентация может быть подготовлена индивидуально или в парах (в последнем случае, статья должна быть большего объёма и/или содержать несколько экспериментов/анализов).
  • blocking Экзамен
    Экзамен представляет собой обсуждение подготовленного заранее индивидуального письменного проекта. Проект предполагает написание 4—6 страничных тезисов (например, в формате конференции CogSci). Проект должен содержать краткий обзор литературы по теме; тестируемую гипотезу; собранный материал или описание необходимого для тестирования гипотезы материала; методы и результаты или предполагаемые методы и результаты исследования; интерпретацию результатов или намеченные дальнейшие пути исследования. Проект должен демонстрировать освоение студентом терминологии и методов функциональной лингвистики. Прокторинг не требуется.
Interim Assessment

Interim Assessment

  • 2021/2022 1st module
  • 2021/2022 2nd module
    0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Презентация + 0.5 * Экзамен
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Cuyckens, H., & Geeraerts, D. (2007). The Oxford Handbook of Cognitive Linguistics. OUP Premium.

Recommended Additional Bibliography

  • Маслова В.А. - Введение в когнитивную лингвистику - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-89349-748-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84598
  • Песина С.А. - Инвариантность в когнитивной лингвистике и философии языка: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - ISBN: 978-5-9765-1786-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/125374