• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Development and Taking of Administrative Decisions

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2, 3 module

Instructor


Рубашкин Дмитрий Давидович

Программа дисциплины

Аннотация

Курс носит ознакомительный характер. Ключевыми понятиями, вводимыми в курсе, являются: управленческое решение, критерии и альтернативы решения, виды управленческих решений, подходы к принятию управленческих решений, проект, управленческая технология, программа развития образовательного учреждения, стратегия развития. А также: контур управления, объект управления, субъект управления, канал обратной связи, управляющее воздействие, целевая функция, оценка качества управления, переходный процесс, инновация, прогнозирование. Рассмотрение подходов и методов теории управления осуществляется на примере различных образовательных ситуаций, в том числе, известных студентам по собственной практической деятельности, а также на примере реальных управленческих кейсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов общих представлений о теории управления и ее методологии применительно к задачам управления, возникающих в образовательных системах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует представления о моделировании процессов управления, выявлении воздействий на объект управления и его ответных реакций
  • Демонстрирует представление о динамических процессах, развивающих в контуре управления, уровнях иерархии управления и распределении функций между ними
  • Демонстрирует представление о менеджментах качества, его стратегических и тактических решениях применительно к образовательным системам
  • Демонстрирует знания об основах менеджмента инноваций, методов анализа инновационных проектов, стадий инновационных проектов, оценки рисков
  • Анализирует основные тренды развития социальных систем (на примере системы образования)
  • Дает представление о цифровизации образования, планировании переходных процессов
  • Интерпретирует теоретические конструкции принятия управленческих решений применительно к прикладной проблеме
  • Демонстрирует понимание необходимости совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень
  • Демонстрирует владение навыком применения проектного подхода при разработке управленческого решения
  • Демонстрирует владение навыком командного взаимодействия при разработке управленческого решения административной командой
  • Проявляет способность принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность
  • Демонстрирует способность отстаивать свои позиции в профессиональной среде
  • Демонстрирует представление об управленческой технологии
  • Применяет навык разработки технологии для реализации управленческого решения
  • Демонстрирует представление о программе развития образовательного учреждения
  • Применяет навык проектирования программы развития в соответствии с нормативными документами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Концепции теории управления: сходства и различия технических и социальных систем управления.
    Лекция. Основные понятия и концепции теории управления. Принципы управления: стабилизация, следящая система, программное управление. Сходства и различия между техническими и социальными системами управления. Значимость “инженерного” подхода к управлению в фазе перехода к “цифровой школе”.Концепция “черного ящика”. Объект управления, его устройство и поведение. Методы идентификации объекта. Понятие объекта управления применительно к образовательной системе. Целеполагание в образовательной системе и критерии оценивания. Эталонная модель как основа образовательного стандарта. Семинар . «Учим всех или учим каждого”. Образовательные стандарты и государственная аттестация. Совместное обучение: сотрудничество и конкуренция. Индивидуализация и персонализация: в чем разница.
  • Тема 2. Управление как динамический процесс. Управление с обратной связью
    Лекция. Контур управления. Виды обратной связи. Локальная и общая обратная связь. Управление “по возмущению”. Управление переходом в желаемое состояние. Модели администрирования при управлении переходом. Цели, инструменты, индикаторы, динамика. Большие системы и декомпозиция. “Интеллектуализация периферии” как метод управления. Делегирование полномочий сверху вниз. Иерархия управления. Супервизорное управление. Взаимодействие между уровнями. Измерение текущих результатов. Социально-педагогические измерения как информационный источник канала обратной связи. Критерии оценивания на различных уровнях. Семинар. Субъекты образовательного процесса и распределение ответственности за образовательные результаты. Кейс “городки и керлинг”. Взаимоотношения между образовательной организацией и семьей. Поиск платформы для реализации общих интересов. Обсуждение кейсов из образовательной практики в контексте концепции управления с обратной связью. Оценка динамики контура обратной связи, достоверности измерительной информации и эффективности ее использования для целей управления.
  • Тема 3. Основные положения менеджмента качества и принятие управленческих решений
    Лекция. Основы менеджмента качества. Контроль и обеспечение качества. Критерии качества в стационарном состоянии и при переходных процессах. Принципы менеджмента качества применительно к образовательным системам. Стратегия и тактика обеспечения качества. Субъективный фактор при оценивании качества образовательных систем. Фактор “visibility” и его значимость для качества образования. Повышение квалификации субъектов образовательного процесса. Индивидуальные и групповые формы повышения квалификации. Значение функциональной грамотности и методы ее формирования. Соотношение форм и методов обучения в контексте повышения квалификации. Тренинг как активная практика. Позитивная и негативная мотивация. Семинар. Обсуждение критериев качества применительно к различным образовательным кейсам из практики слушателей.
  • Тема 4. Управленческие решения в области инноваций
    Лекция. Инновация как изменение. Исходное состояние и желаемая модель. Переходный процесс и его динамика. Цели, средства, критерии успешности. “Устойчивость” к инновациям. Суть инновации, проблемы перехода. Потенциальный выигрыш, риски и негативные проявления. Устойчивость образовательного процесса и критическое отношение к инновациям. Выбор критериев при оценке перспектив внедрения. Этапы внедрения, тактические цели, переходы с этапа на этап. Характерные ошибки планирования при управлении инновациями. Методы и критерии экспертной оценки проектных заявок. Семинар. Работа по группам: оценка проектных заявок «Инновации в образовании: 10 самых известных проектов». Режим доступа: https://www.hse.ru/news/edu/205929077.html
  • Тема 5. Управление стратегированием системы образования
    Лекция. Общественные приоритеты в стратегии развития системы образования Соотношение грамотности и культуры при выборе образовательных целей. Предотвращение функциональной неграмотности. Выбор идентичности и проблемы открытого образования. Горизонтальная и вертикальная идентичность. Международная конкуренция в образовательной системе. Подготовка к профессиональной деятельности. Мотивация к учению через выбор профессии. Время выбора специализации,профессия или творческая самореализация, поиски идентичности. Цели образования глазами семьи и общества, баланс интересов, необходимость диалога. Семинар. Управление выбором: соотношение существующих профессий и профессий будущего. Устойчивость и изменчивость общественного разделения труда. Преимущества и ограничения искусственного интеллекта в контексте управления и принятия решений.
  • Тема 6. Теория и практика разработки управленческих решений: история, основные научные подходы. Анализ условий при принятии управленческого решения.
    Лекция. Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении. Основные научные подходы, применяемые при разработке управленческих решений: системный подход, процессуальный, личностно-деятельностный, культурологический, ситуационный анализ, институциональный (общий обзор). Содержание управленческой деятельности в образовательной системе. Анализ условий при принятии управленческого решения. Семинар. Проблемно-ситуационный анализ. Case-study – общая характеристика метода. Анализ трех кейсов из различных областей принятия решений. Притча, миф, анекдот как кейс. Метод Problem based learning (PBL) или метод семи шагов.
  • Тема 7. Проектный подход при принятии стратегического управленческого решения в рамках кадровой политики руководителя
    Лекция. Значение кадровой политики при принятии управленческого решения. Учёт человеческого фактора подчинённых при принятии управленческого решения. Кадры как проект и как ресурс выработки оптимального решения проблемы. Коммуникативные техники, используемые руководителем. Семинар. Формы и условия привлечения сотрудников к выработке оптимального управленческого решения. Тренинг «Техники коммуникации при проведении совещания».
  • Тема 8. Выбор управленческой технологии для реализации стабилизационного решения руководителя образовательной организации
    Лекция. Основы педагогического дизайна. Дерево целей. Планирование от цели. Построение образовательных траекторий. Понимание как образовательный результат. Формы и динамика обратной связи в учебном процессе, оценивание текущих результатов. Проектирование учебной практики. Целеполагание и целесообразность. Организационное и ресурсное обеспечение. Прозрачность целей, структуры, индикаторов и механизмов проверки. Проектирование учебной практики как форма коллективного повышения квалификации учителей. Семинар. Работа по группам: описание и обоснование новой практики как коллективный проект. Разработка программы повышения квалификации для внедрения новой практики. (Контрольная работа)
  • Тема 9. Принятие управленческого решения в соответствии со стратегией развития учреждения. Программа развития учреждения как отражение стратегии управления руководителя
    Лекция. Понятие стратегии развития организации на рынке образовательных услуг. Ситуационный анализ стартовых позиций учреждения. Разработка возможных сценариев развития. Программа развития учреждения как документ, отражающий стратегию управления и принятия решения руководителя организации. Семинар. Разработка плана Программы развития учреждения по предоставленным материалам анализа стартовых позиций учреждения. (Групповая работа)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
    При участии в семинарских занятиях магистранты должны продемонстрировать знание современных тенденций при принятии управленческих решений, критерии и альтернативы решения, виды управленческих решений, подходы к принятию управленческих решений. Должны объяснять принципы и методы разработки программ развития образовательного учреждения. умение работать с информацией, включая поиск, отбор и анализ информации, умение работать с академическими статьями, навыки работы в команде, умение логически мыслить, навыки публичных выступлений и презентации. Оценка работы на лекциях и семинарских занятиях осуществляется по 10-балльной шкале, в зависимости от качества выполнения практических заданий и кейсов, а также степени участия в обсуждении во время семинарских занятий.
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий групповой проект
  • неблокирующий контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * аудиторная работа + 0.2 * групповой проект + 0.2 * домашнее задание + 0.2 * контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Асаул, А., Грахов, В., Коваль, О., & Рыбнов, Е. (2015). Теория И Практика Разработки Принятия И Реализации Управленческих Решений В Предпринимательстве (Монография). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.691F1C72
  • Кузьминов, Я. И., Рудник, Б. Л., Фрумин, И. Д., Якобсон, Л. И., Волков, А. Е., & Реморенко, И. М. (2010). Russian Education in 2020: a Model of Education for Innovative Economy. Material for Discussion ; Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BDA6B590

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Болотов, В. (2005). О Построении Общероссийской Системы Оценки Качества Образования. Вопросы Образования, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15687944
  • Болотов, В. А. (2010). Creating an all-Russian System for the Evaluation of the Quality of Education ; О построении общероссийской системы оценки качества образования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FC0EB7F
  • Вершловский, С. Г. (2010). Портрет выпускника петербургской школы (опыт социально-педагогического исследования). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E129327E
  • Груничева, И., Пинская, М., & Косарецкий, С. (2012). Поддержка Школ, Показывающих Низкие Образовательные Результаты, Как Часть Национальной Образовательной Политики. Обзор Мирового Опыта. Вопросы Образования, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688435
  • Днепров, Э. Д. (2010). Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5BB89E65
  • Разработка и принятие управленческих решений. : учебно метод. пособие, Казакова, Е.И., 2013
  • С. Г. Вершловский. (2004). ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ (опыт социально педагогического исследования). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BCC3DA21