• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Law of Сontracts

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor


Tereshchenko, Tatiana

Программа дисциплины

Аннотация

Предметом курса «Договорное право» является анализ наиболее значимых понятий и конструкций договорного права в условиях реформирования законодательства, изменения потребностей участников гражданского оборота и формирования правоприменительной практики, в том числе под влиянием кризисных явлений. Задачами дисциплины «Договорное право» являются: - формирование умения применять теоретические знания, действующее законодательство и практику применения для разрешения практических ситуаций, складывающихся в области договорных отношений; - развитие исследовательских и аналитических компетенций магистрантов (поиск и анализ информации, оформление результатов аналитической работы и т.п.) применительно к сопровождению заключения сделок и сопровождению договорных споров; -привитие коммуникативных и организационных навыков, соответствующих профессиональным компетенциями студента магистратуры, для целей заключения сделок и сопровождения договорных споров. В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать: - содержание дискуссий об основных понятиях, принципах и институтах договорного права; - актуальные проблемы теории и практики договорного права, возможные пути их разрешения; - тенденции и закономерности развития договорного регулирования и правоприменения; - допустимость рецепции договорных конструкций из иностранных правопорядков и их влияние на развитие договорного права в России; - особенности судебного толкования действующего законодательства в договорной сфере на современном этапе; 2. уметь: - вести научную полемику по основным вопросам теории и практики договорного права; - самостоятельно анализировать существо правовых норм, использовать все источники договорного права и надлежащие виды и методы толкования для целей адекватной квалификации спорных договорных отношений; - на занятиях для целей эффективного разрешения казусов выделять из числа представленной информации обстоятельства, имеющие юридическое значение для надлежащей правовой оценки фактической ситуации, исчерпывающим образом выявлять круг правовых проблем, затронутых в конкретной задаче, давать соответствующую существу отношений оценку правам и обязанностям субъектов спорных правоотношений, делать правильные выводы об объеме их требований и возражений, формировать необходимые и достаточные для разрешения спора ответы на поставленные вопросы, вести полемику. Подобная практика позволит научиться грамотно и логически связно излагать свое видение конкретного дела с использованием юридической лексики и необходимых аргументов со ссылками на нормы права, примеры из судебной практики и толкование существа норм; 3) иметь навыки: - работы с доктринальными, нормативными и правоприменительными источниками; - всестороннего анализа поставленных вопросов. Эффективное освоение курса предполагает хорошее уверенное знание материала по теории государства и права, гражданскому праву, гражданскому процессу, а также специфики действующего правового регулирования и судебной практики. Основные положения тем, изученных в рамках дисциплины, могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки. Курс ведется на русском языке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Углубленный анализ принципов и некоторых значимых институтов договорного права.
  • Изучение доктрины договорного права в прикладном аспекте.
  • Оценка эффективности современного регулирования договорных конструкций и перспектив его развития.
  • Исследование современных проблем применения и толкования норм договорного права.
  • Исследование современного опыта юридической техники составления договоров.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает цели и задачи договорного права, цели и результаты реформы договорного права, современные вызовы. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении характеристики текущего состояния договорных отношений.
  • Знает и понимает цели и задачи принципов договорного права. Знает и понимает различия между принципами и их задачи. Способен применить полученные знания, умения и навыки для целей применения принципов договорного права в качестве практического инструментария.
  • Знает и понимает цели и задачи преддоговорной стадии отношений. Знает и понимает требования, предъявляемые к порядку и целям ведения переговоров. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, предполагающей проведение переговоров и оценку риска.
  • Знает и понимает цели, задачи, тенденции и проблемы международного регулирования торговых аспектов интеллектуальной собственности. Способен применить полученные знания, умения и навыки для решения казусов и иных практических вопросов в соответствующей области.
  • Знает и понимает цели и задачи толкования договоров, основные методы толкования и связанные с ними проблемы. Способен применить полученные знания, умения и навыки для целей толкования договора и установления истинной воли сторон.
  • Знает и понимает проблемы, обусловленные необходимостью и значимостью оценочных понятий в области толкования и правоприменения в договорном праве. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие договорного права. Влияние на договорное право кризисных явлений.
  • Тема 2. Принципы договорного права как практический инструментарий.
  • Тема 3. Преддоговорная стадия отношений. Переговоры.
  • Тема 4. Заключение договоров: практические нюансы. Проблема справедливости условий.
  • Тема 5. Толкование договоров.
  • Тема 6. Оценочные понятия в договорном праве.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Работа на занятиях предполагает участие студента в дискуссиях по темам дисциплины, ответы на вопросы; постановку вопросов группе, презентующей проект, выражение идей, относящихся к теме занятия. Максимальное количество баллов – 1 балл.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация выполняется во втором модуле и предполагает устную защиту подгруппой студентов подготовленного ею ранее проекта в виде выступления по представлению и выражению отраженной в нем позиции. Продолжительность выступления 10-15 минут. После выступления другие студенты и преподаватель задают выступающей группе вопросы. Выступающая группа должна ответить на вопросы. Оценка за презентацию складывается из оценки за групповое выступление (сумма баллов по критериям 1-3) и оценки индивидуального вклада в защиту проекта (4 критерий). Таким образом, по критериям 1-3 оценка выставляется группе в целом (т.е. если выступление оценено в 8 баллов, то каждый член группы получает оценку за презентацию, равную 8 баллам), по критерию 4 каждый участник группы получает индивидуальную оценку, которая суммируется с оценкой, полученной за групповое выступление (например, 8 баллов по 1-3 критериям и 1 балл за индивидуальный вклад – итоговая оценка студента за презентацию равна 9 баллам). Максимальное количество баллов – 10.
  • неблокирующий Тест (промежуточный контроль)
    Тест выполняется в первом модуле. Целью теста является проверка знаний студента по всем темам курса. Тест включает 10 вопросов с 3 или 4 вариантами ответа в каждом, из которых правильным является только 1. Три вопроса содержат открытые вопросы, на которые студент должен дать самостоятельно ответ. Неполнота ответа на открытый вопрос и/ или наличие любой ошибки засчитывается как неправильный ответ. В случае полноты ответа и отсутствия ошибок, за открытый вопрос выставляется один балл. На прохождение теста дается 30 минут. При прохождении теста запрещается пользоваться любыми источниками информации. В случае если студент не дал ни одного правильного ответа, но при этом отсутствуют основания для выставления 0 баллов, предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ, ему выставляется оценка 1 балл.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме во 2 модуле. Экзамен включает одно задание в виде задачи, казуса, ситуации, совокупности вопросов, предполагающей развернутый ответ на теоретическую и/или практическую проблему (максимальное количество баллов – 10). Ответ на задачу должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. В ходе выполнения задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний конституционного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения, ссылки на источники. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. Продолжительность экзамена – 60 минут. В процессе написания экзамена разрешается пользоваться учебной и научной литературой, нормативными правовыми актами, конспектами занятий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    Опромежуточная=Отест, где Отест – оценка за тест (максимальная оценка – 10 баллов)
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    Орез = Опромежуточная * 0,1+ Опрез * 0,2 + Оэкз * 0,6 + Работа на семинарах (общая оценка за работу на семинарских занятиях, максимум – 1 балл). Орез – результирующая оценка (максимальная оценка – 10 баллов); Осем – оценка за работу на семинарах (максимальная оценка – 1 балл); Отест – оценка за тест (максимальная оценка – 10 баллов); Опрез – оценка за презентацию (максимальная оценка – 10 баллов); Оэкз – оценка за экзамен (максимальная оценка – 10 баллов). 1. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. 2. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Карапетов, А. Г. Свобода договора и ее пределы / А. Г. Карапетов, А. И. Савельев. — Москва : СТАТУТ, [б. г.]. — Том 1 — 2012. — 452 с. — ISBN 978-5-8354-0870-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61721 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Карапетов, А. Г. Свобода договора и ее пределы / А. Г. Карапетов, А. И. Савельев. — Москва : СТАТУТ, [б. г.]. — Том 2 — 2012. — 453 с. — ISBN 978-5-8354-0871-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61722 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лукьяненко, М. Ф. Оценочные понятия гражданского права: разумность, добросовестность, существенность : учебное пособие / М. Ф. Лукьяненко. — Москва : СТАТУТ, 2010. — 423 с. — ISBN 978-5-8354-0664-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61790 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2010 : учебное пособие / перевод с английского А. С. Комарова. — Москва : СТАТУТ, 2013. — 758 с. — ISBN 978-5-8354-0903-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61667 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Терещенко Татьяна Алексеевна
  • Рыбникова Ирина Андреевна