• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Article
State and law of the Chaghadai Ulus and early Timurid state as they were seen by foreign contemporaries

Pochekaev R. Y.

Золотоордынское обозрение. 2024. Vol. 12. No. 3. P. 686-698.

Book chapter
Human (Personal) Dignity as an Argumentation Tool of the Russian Constitutional Court

Antonov M.

In bk.: Human Dignity, Judicial Reasoning, and the Law: Comparative Perspectives on a Key Constitutional Concept. L.: Routledge, 2024. P. 215-230.

Working paper
Religion, Sexual Minorities and the Rule of Law in Russia: Mutual Challenges

Antonov M.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2017. No. WP BRP 45/PS/2017 .

Judicial Power and Law Enforcement

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 4 module

Instructors

Tarasov, Nikita V.

Tarasov, Nikita V.

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к базовой части профессионального цикла учебных дисциплин подготовки студентов по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны обладать базовыми знаниями по теории права и иметь представление о правовой системе Российской Федерации. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - Гражданское процессуальное право; - Арбитражный процесс; - Уголовное право; - Уголовно-процессуальное право; - Административное право. В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать: - понятие, признаки и задачи правоохранительной деятельности, действующую систему судебных и правоохранительных органов в Российской Федерации, их структуру и компетенцию, основные направления деятельности правоохранительных органов, основы правового статуса судей и других сотрудников правоохранительных органов; - роль и место судов и правоохранительных органов в системе органов государства; - принципы деятельности, задачи и основные направления деятельности судов и правоохранительных органов; - организационно-правовые основы деятельности судов и правоохранительных органов; - полномочия и компетенцию судов и правоохранительных органов по охране и защите прав, свобод и интересов человека, общества и государства; 2) уметь: - логично выражать и обосновывать свою точку зрения по проблематике учебного курса «Судебная власть и правоохранительные органы» (в том числе, при составлении документов); - приобретать новые знания в области деятельности судов и правоохранительных органов, используя современные информационные источники; - работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность судов и правоохранительных органов, анализировать их и давать им правовое толкование; 3) иметь навыки: - выявления юридически значимых обстоятельств в совокупности фактов по конкретному делу; - применения действующего законодательства Российской Федерации для разрешения практических ситуаций, складывающихся в области правоохранительной деятельности; - анализа правовых позиций сторон правоотношений, возникающих как в деятельности правоохранительных органов так при осуществлении правосудия; - разрешения конкретных правовых ситуаций, возникающих в деятельности судов и правоохранительных органов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у обучающихся системы знаний о деятельности, структуре, организации, управлении судебной системы и правоохранительных органов, а также государственных и негосударственных образований, призванных осуществлять судебную власть и правоохранительную деятельность;
  • рассмотрение указанных вопросов с точки зрения деятельности субъектов экономической деятельности;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает понятия правоохранительного органа и правоохранительной деятельности. Понимает отличие правоохранительной деятельности от иных видов правоприменительной деятельности. Ориентируется в системе органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Понимает систему источников правового регулирования деятельности правоохранительных органов.
  • Знает понятие судебной власти, определяет её признаки и функции. Знает понятие правосудия, выделяет его принципы. Понимает устройство судебной системы РФ
  • Знает понятия звена судебной системы, судебной инстанции. Понимает роль Конституционного суда РФ как органа конституционного контроля. Знает порядок обращения в Конституционный суд РФ, критерии допустимости жалобы.
  • Имеет представление об органах конституционного контроля субъектов РФ. Понимает причины и значение реформы органов конституционного контроля субъектов РФ.
  • Понимает место Верховного суда РФ в судебной системе. Знает полномочия и структуру Верховного суда РФ. Различает полномочия Пленума и Президиума Верховного суда РФ, понимает значение их деятельности для судов и правоприменительных органов. Знает компетенцию судов общей юрисдикции, понимает их систему и структуру.
  • Знает место военных судов в судебной системе РФ, понимает их компетенцию. Знает компетенцию арбитражных судов РФ, понимает их систему и структуру.
  • Имеет представление о роли Судебного департамента при Верховном суде РФ в обеспечении деятельности судов.
  • Понимает особенности правового статуса судьи; знает гарантии и иммунитеты, предоставляемые судьям. Имеет представление о правовом положении судьи в отставке. Знает требования, предъявляемые к судьям, к кандидатам в судьи. Понимает порядок наделения судей полномочиями, порядок приостановления и прекращения полномочий. Имеет представление о сроках полномочий судей.
  • Знает процедуру привлечения судей к административной, дисциплинарной, уголовной ответственности. Имеет представление о правовом статусе присяжных и арбитражных заседателей. Знает понятие, понимает систему и различает компетенцию органов судейского сообщества.
  • Знает понятие, определяет задачи и основные направления деятельности органов прокуратуры РФ. Знает определение прокурорского надзора, определяет полномочия прокурора при осуществлении надзора.
  • Понимает принципы организации и деятельности прокуратуры. Ориентируется в системе и организационной структуре органов прокуратуры. Дает характеристику, знает систему, выделяет особенности правового положения органов военной прокуратуры. Имеет представление о структуре Генеральной прокуратуры РФ, о статусе и полномочиях Генерального прокурора РФ.
  • Понимает роль Генеральной прокуратуры РФ при представительстве и защиты интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах). Знает требования, предъявляемые к прокурорам, особенности службы в органах прокуратуры, порядок назначения и освобождения от должности прокуроров.
  • Знает понятие, имеет представление о системе органов предварительного расследования. Знает органы, осуществляющие предварительное следствие, определяет их компетенцию. Даёт определение понятия «дознание». Понимает отличия дознания и предварительного следствия. Знает виды дознания. Знает органы и должностных лиц, осуществляющие дознание. Понимает взаимоотношения органов предварительного расследования и органов прокуратуры.
  • Знает органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Дает определение органам внутренних дел Российской Федерации, имеет представление об их структуре, различает основные направления их деятельности. Знает понятие органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, имеет представление об их системе и компетенции.
  • Знает понятие Федеральных органов государственной охраны, имеет представление об их структуре и задачах. Имеет представление о роли таможенных органов в выявлении и расследовании преступлений.
  • Знает понятие, понимает основные задачи органов юстиции РФ. Знает полномочия Министерства юстиции Российской Федерации. Знает понятие, ориентируется в правовом регулировании деятельности, определяет полномочия и знает структуру Федеральной службы исполнения наказаний. Знает понятие, ориентируется в правовом регулировании деятельности, определяет полномочия и знает структуру Федеральной службы судебных приставов.
  • Дает определение адвокатуры, понимает ее роль в правоохранительной деятельности. Имеет представление о правовом статусе адвоката, знает порядок его приобретения, приостановления, прекращения. Различает статусы помощника адвоката и стажера адвоката. Знает понятие нотариата в Российской Федерации, выделяет его задачи, функции и правовые основы деятельности. Имеет представление о правах, обязанностях и ответственности нотариусов. Знает ограничения в деятельности нотариуса.
  • Понимает основания увольнения нотариуса или лишения его права заниматься нотариальной деятельностью. Знает определение нотариального округа, нотариального действия, нотариального делопроизводства. Различает виды нотариальных действий. Имеет представление об органах, осуществляющих контроль за деятельностью нотариусов. Знает понятие медиации, понимает роль медиаторов, как лиц, оказывающих юридическую помощь. Даёт определение и понимает значение третейских судов как органов по разрешению споров.
  • Имеет представление о правовом статусе и компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Имеет представление о правовом статусе, порядке формирования и полномочиях Общественной палаты Российской Федерации, Общественных палат субъектов РФ.
  • Знает определение, основы правового регулирования, порядок формирования, полномочия и понимает значение деятельности общественных наблюдательных комиссий. Имеет представление об институте судебного примирения. Понимает цели, задачи и принципы судебного примирения, имеет представление о правовом статусе судебного примирителя, знает субъектный состав и понимает особенности проведения процедуры судебного примирения, знает её результаты и понимает её правовые последствия
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Основные понятия, система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность
  • Тема 2. Судебная власть и правосудие
  • Тема 3. Статус судьи. Органы судейского сообщества
  • Тема 4. Прокуратура Российской Федерации
  • Тема 5. Органы выявления и расследования преступлений
  • Тема 6. Органы юстиции
  • Тема 7. Органы правового обеспечения и правовой помощи в Российской Федерации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится в четвертом модуле, проходит в аудитории и выполняется в письменной форме. Целью контрольной работы является проверка знаний студентов по пройденным темам учебной дисциплины, их умения грамотно применять юридическую терминологию. Перед выполнением контрольной работы для подготовки студентам заранее сообщаются темы дисциплины, в рамках которых будет проходить проверка знаний в аудитории. Студент должен грамотно и логично выполнить задание и аккуратно оформить ответы на поставленные вопросы. Контрольная работа состоит из десяти заданий в тестовом варианте (вопросы закрытого типа). Время написания контрольной работы составляет 30 минут.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в четвертом модуле и проходит в аудитории в письменной форме. Экзамен проводится с целью проверить теоретические знания по курсу, знание источников права и навыков их практического применения, знание основных исследований по вопросам курса и умения сослаться на них, владение специальной терминологией. Экзамен состоит из двух частей: теоретического задания и практического задания. Теоретическое задание может даваться по любой из тем, перечисленных в п.2. настоящей Программы и состоит в даче студентом дефиниции (классификации понятия, заполнения таблицы или схемы и т.д.). В ходе выполнения теоретического задания студент должен продемонстрировать: 1) способность определять нормы права, дающие толкование понятия, приведенного в задании; 2) способность проанализировать выявленные правовые нормы с точки зрения теоретических познаний, полученных при изучении дисциплины и применить их без логических и фактических ошибок; 3) способность ясно и четко излагать ответ на задание; 4) знание и навык применения специальной терминологии, использование корректного стиля;
  • неблокирующий Семинарские занятия
    Активная работа на семинарских занятиях состоит в правильном решении казусов, предлагаемых преподавателем для каждого семинарского занятия, выступление с устным докладом по рассматриваемой теме, подготовка эссе либо обзора судебной практики (по согласованию с преподавателем), участие в дискуссии.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Орезульт = k1 хОтек + k2 хОпром + k3 хО экз, где: Орезульт - результирующая оценка, являющаяся окончательной оценкой по дисциплине, выставляемой в приложение к диплому (максимум – 10 баллов); k1 = 0,2; k2 = 0,2; k3 = 0,6; Отек – оценка за посещение и активную работу на семинарах (максимум – 10 баллов); Опром– оценка за контрольную работу (максимум – 10 баллов); О экз – оценка за экзамен (максимум – 10 баллов);
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вилкова, Т. Ю.  Судоустройство и правоохранительные органы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. Ю. Вилкова, С. А. Насонов, М. А. Хохряков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 351 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12314-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512362 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Гриненко, А. В.  Правоохранительные органы Российской Федерации : учебник для вузов / А. В. Гриненко. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 298 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13342-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510915 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Правоохранительные органы : учебник для среднего профессионального образования / Н. Г. Стойко [и др.] ; под редакцией Н. Г. Стойко, Н. П. Кирилловой, И. И. Лодыженской. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 432 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12276-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517777 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Адвокат в уголовном процессе: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н.А. Колоколов [и др.] ; под ред. Н.А. Колоколова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. — 511 с. - ISBN 978-5-238-02824-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028625
  • Арестова, Е. Н.  Дознание в органах внутренних дел : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Арестова, А. С. Есина, О. Е. Жамкова. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 174 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15775-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509670 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Тарасов Никита Валерьевич
  • Балацюк Елизавета Сергеевна