• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Article
State and law of the Chaghadai Ulus and early Timurid state as they were seen by foreign contemporaries

Pochekaev R. Y.

Золотоордынское обозрение. 2024. Vol. 12. No. 3. P. 686-698.

Book chapter
Human (Personal) Dignity as an Argumentation Tool of the Russian Constitutional Court

Antonov M.

In bk.: Human Dignity, Judicial Reasoning, and the Law: Comparative Perspectives on a Key Constitutional Concept. L.: Routledge, 2024. P. 215-230.

Working paper
Religion, Sexual Minorities and the Rule of Law in Russia: Mutual Challenges

Antonov M.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2017. No. WP BRP 45/PS/2017 .

Theory of the State

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 1 module

Instructors

Васильева Наталия Сергеевна

Васильева Наталия Сергеевна

Куликова Мария Сергеевна

Куликова Мария Сергеевна

Osvetimskaya, Iya

Osvetimskaya, Iya

Samokhina, Ekaterina

Samokhina, Ekaterina

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины студенты получают знания о различных представлениях о природе и задачах государственной власти, учатся понимать методологические основы исследования феномена государственности, различие между фактическим и нормативным аспектом государственности. Особое внимание обращается на различные варианты определения государства и на исторические, идеологические и иные причины, которые лежат в основе того или иного варианта. Эти знания и навыки студенты получают через изучение истории развития представлений о государстве (историю понятия «государство»). На базе этих знаний студенты далее осваивают современные представления о государстве и об основных элементах определения этого понятия. В курсе изучается комплекс представлений о формах государствах и соответствующие классификации. Также студенты осваивают основы знаний о современных требованиях к способам и целям осуществления государственной власти (учения о правовом, социальном государстве, разделении властей и проч.). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплине «Обществознание». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - Конституционное право; - Административное право; - Гражданское право; - Международное публичное право; - Римское частное право; - Финансовое право; - Уголовное право.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента понимания социальной ценности государства ;
  • усвоение сущности основных социально-экономических процессов, их взаимосвязи с развитием государственности;
  • осмысление природы взаимоотношений человека, общества и государства в современном мире, основных принципов упорядочивания этих взаимоотношений путем правового регулирования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент понимает основные концептуальные модели, рассмотренные в рамках данной темы, владеет основными понятиями по теме.
  • Студент знает базовый понятийный аппарат современной юридической науки, основные категории, понятия и классификационные определения права.
  • Студент знает основные принципы и параметры российской государственности в сопоставлении с государственностью зарубежных стран.
  • Студент знает основные тенденции развития правовой системы общества.
  • Студент знает социально-политические, экономические и прочие факторы, определяющие развитие государства и права.
  • Студент умеет анализировать конкретную юридическую практику и делать заключение о правовой сущности практического казуса на основе анализа.
  • Студент умеет оперировать правовой методологией в целях выявления сущности конкретно-правовой ситуации.
  • Студент умеет оценивать характер той или иной ситуации, отнесения ее к сфере правового или внеправового (этического и т.п.) регулирования.
  • Студент умеет прослеживать социальные, экономические взаимосвязи развития отдельных правовых институтов и норм с развитием системы права России и с тенденциями международного права.
  • Студент умеет юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства, осуществлять толкование нормативно-правовых актов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория государства и ее методология
  • Понимание государства в Античности
  • Понимание государства в Средневековье
  • Понимание государства в эпоху Возрождения
  • Понимание государства в эпоху Нового времени
  • Происхождение государства
  • Понятие и сущность государства, его механизм и функции
  • Формы государства
  • Личность в ее отношении к государству
  • Политическая система, гражданское общество и правовое государство
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. В рамках экзамена студент должен ответить на три открытых вопроса – ответ на каждый вопрос в форме эссе максимум 15 строк, и дать комментарий правового текста в форме эссе максимум 15 строк. Текст набирается шрифтом Times New Roman 12 кегль, одинарный междустрочный интервал. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами.
  • неблокирующий Реферат
    Реферат является формой самостоятельного изучения научной литературы студентом. Целью реферата является проверка овладения студентом приемами аналитического мышления, реферирования текстов, юридико-логического мышления, поиска научных источников по определенной тематике исследования, первичных навыков написания научной работы. Реферат пишется студентами в свободное от занятий время. По объему содержание реферата не должно превышать двадцать страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал, включая сноски (10 шрифт). Как правило, реферат должен представляться в печатной форме, в исключительных случаях преподавателем может быть разрешено представление реферата в рукописной форме. В реферате должны быть ссылки на использованную при подготовке научную литературу. Реферат должен быть разделен на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение). Составление библиографического списка при написании реферата не требуется. В процессе написания реферата разрешается пользоваться любой учебной и научной литературой, нормативно-правовыми актами, конспектом лекций. При этом запрещаются списывание, другие формы заимствования чужих текстов, любые действия по нарушению авторских прав других лиц. В случае использования чужого текста, он должен быть закавычен, дана ссылка на имя автора, а также на источник цитирования. Реферат должен быть самостоятельной научной работой студента по обозначенной преподавателем теме, написание реферата не может быть поручено иным лицам. Темы для рефератов формулируются предподавателем и заблаговременно выкладываются в ЛМС для выбора студентами. Студенты должны распределить между собой темы рефератов так, чтобы исключить дублирование. Сроки сдачи реферата объявляются преподавателем на занятии.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям в соответствии с предложенными заданиями, участие в дискуссии, решении задач и выполнении иных заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки не предусматривается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    Окончательная оценка выставляется по следующей формуле: О дисциплина = k1 х (О р + О р/с) + k2 х О экзамен, где: О дисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимум - 10 баллов). к 1 = 0,6, k 2 = 0,7, О р – баллы, полученные за реферат (максимум - 3 балла), О р/с – баллы, полученные за работу на семинарах - (максимум – 2 балла), О экзамен – оценка, полученная за экзамен (максимум - 10 баллов). Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Антонов, М. В.  Теория государства и права : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 497 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05901-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438793 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Чичерин, Б. Н.  Политические мыслители Древнего и Нового мира : учебное пособие для вузов / Б. Н. Чичерин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 272 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09379-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452603 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Арановский К.В., Князев С.Д. - Правление права и правовое государство в соотношении знаков и значений. Монография - Проспект - 2016 - ISBN: 978-5-392-19657-9 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/30748
  • Гаджиев, К. С.  Политическая философия и социология : учебник для вузов / К. С. Гаджиев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 451 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-4139-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450151 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Грачев, Н. И.  Территориальная организация публичной власти : учебное пособие для вузов / Н. И. Грачев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 483 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11801-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456811 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Антонов Михаил Валерьевич
  • Фетискина Ксения Дмитриевна