• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Book
Leon Petrażycki: Law, Emotions, Society

Javier Treviño A., Petrazickis A., Antonov M. et al.

Routledge, 2022.

Article
Moral Foundations of Legal Communication

Polyakov A. V., Iya I. Osvetimskaya.

Kutafin Law Review. 2023. Vol. 10. No. 3. P. 475-494.

Book chapter
Human (Personal) Dignity as an Argumentation Tool of the Russian Constitutional Court
In press

Antonov M.

In bk.: Human Dignity, Judicial Reasoning, and the Law. L.: Routledge & Kegan Paul, 2024. P. 215-230.

Working paper
Religion, Sexual Minorities and the Rule of Law in Russia: Mutual Challenges

Antonov M.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2017. No. WP BRP 45/PS/2017 .

History of Political and Legal Doctrines of Russia

2022/2023
Academic Year
ENG
Instruction in English
5
ECTS credits
Type:
Elective course
When:
3 year, 1 module

Instructor

Course Syllabus

Abstract

В рамках дисциплины студенты получают знания о возникновении и развитии представлений о праве и государстве в русской интеллектуальной культуре. Последовательно изучая становление этих представлений в истории России, студенты уясняют как историю самих ключевых понятий отечественного политико-юридического дискурса, так и то, как, с какими целями и в каком контексте эти понятия использовались в российском праве. В курсе охватываются основные политико-правовые учения, начиная с возникновения письменного политико-правового дискурса в XI в. до советского периода российской истории в XX в. Данная дисциплина позволяет на конкретных примерах интеллектуальных конструкций разных эпох добиться лучшего понимания взаимоотношений человека, общества и государства в отечественной политической и правовой традиции. Важную роль история политических и правовых учений играет в плане понимания и объяснения споров о праве, о границах государственного регулирования, о перспективах развития обществ и правовых институтов российского общества, о слабых и сильных местах правовых и политических идеологий, которые могут быть реконструированы через обращение к их исторической степени. Практика критического сопоставления политико-правовых доктрин из прошлого России как с западными доктринами, так и с современными проблемами, стоящими перед российским государством и российской правовой системой, даст будущему юристу возможность ориентироваться в сложных и спорных правовых ситуациях, даст толчок для развития критического и аргументативного мышления. Настоящая дисциплина относится к базовой части дисциплин профессионального цикла подготовки студентов по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по следующим дисциплинам: - Конституционное право; - Административное право; - Гражданское право; - Теория государства и права; - Римское частное право.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • формирование у студента понимания социальной значимости государства и права;
  • усвоение сущности основных социально-экономических процессов, их взаимосвязи с развитием представлений о государстве и права в интеллектуальной истории России;
  • осмысление природы взаимоотношений человека, общества и государства в отечественной истории, основных принципов упорядочивания этих взаимоотношений путем правового регулирования.
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Студент понимает основные концептуальные модели, рассмотренные в рамках данной темы, владеет основными понятиями по теме.
  • Студент владеет культурой научного мышления, базирующейся на глубоком знании истории политической правовой мысли России.
  • Студент знает базовый понятийный аппарат современной российской юридической науки, основные исторические принципы формирования этого аппарата.
  • Студент знает основные направления влияния наиболее значимых политико-правовых доктрин России на формирование юридических и политических институтов своего времени.
  • Студент знает основные тенденции развития политических и правовых учений в истории отечества.
  • Студент знает смысл и основные положения пройденных политико-правовых доктрин, теорий, концепций.
  • Студент знает социально-политические, экономические и прочие факторы, определяющие развитие представления людей о праве и государстве в отечественной истории.
  • Студент умеет анализировать политико-правовые идеологии, их связь с потребностями времени, логику их движения в общей канве общественного развития.
  • Студент умеет определять логико-теоретическую, культурологическую и политическую основу политико-правовых доктрин.
  • Студент умеет прослеживать взаимосвязь отдельных правовых доктрин с существующими в настоящее время в российском обществе представлениями о праве и государстве.
Course Contents

Course Contents

  • Средневековые представления о государстве и праве
  • Становление идеологии самодержавия
  • Правовые идеи Просвещения
  • Правовые учения начала XIX в.
  • Западничество и славянофильство
  • Консерватизм второй половины XIX в. и рубежа XX в.
  • Либерализм второй половины XIX в.
  • Радикализм второй половины XIX в.
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. В рамках экзамена студент должен ответить на 4 открытых вопроса – ответ на каждый вопрос в форме эссе максимум 15 строк, и дать комментарий текста в форме эссе максимум 15 строк. Текст набирается шрифтом Times New Roman 12 кегль, одинарный междустрочный интервал. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами.
  • non-blocking Реферат
    Реферат является формой самостоятельного изучения научной литературы студентом. Целью реферата является проверка овладения студентом приемами аналитического мышления, реферирования текстов, юридико-логического мышления, поиска научных источников по определенной тематике исследования, первичных навыков написания научной работы. Реферат пишется студентами в свободное от занятий время. По объему содержание реферата не должно превышать двадцать страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал, включая сноски (10 шрифт). Как правило, реферат должен представляться в печатной форме, в исключительных случаях преподавателем может быть разрешено представление реферата в рукописной форме. В реферате должны быть ссылки на использованную при подготовке научную литературу. Реферат должен быть разделен на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение). Составление библиографического списка при написании реферата не требуется. В процессе написания реферата разрешается пользоваться любой учебной и научной литературой, нормативно-правовыми актами, конспектом лекций. При этом запрещаются списывание, другие формы заимствования чужих текстов, любые действия по нарушению авторских прав других лиц. В случае использования чужого текста, он должен быть закавычен, дана ссылка на имя автора, а также на источник цитирования. Реферат должен быть самостоятельной научной работой студента по обозначенной преподавателем теме, написание реферата не может быть поручено иным лицам. Темы для рефератов формулируются студентами самостоятельно и обязательно согласовываются с преподавателем. Сроки сдачи реферата объявляются преподавателем на занятии.
  • non-blocking Работа на семинарских занятиях
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям в соответствии с предложенными заданиями, участие в дискуссии, решении задач и выполнении иных заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки не предусматривается.
Interim Assessment

Interim Assessment

  • 2022/2023 1st module
    Окончательная оценка выставляется по следующей формуле: О дисциплина = k1 х (О р + О р/с) + k2 х О экзамен, где: О дисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимум - 10 баллов). к 1 = 0,6, k 2 = 0,7, О р – баллы, полученные за реферат (максимум - 3 балла), О р/с – баллы, полученные за работу на семинарах - (максимум – 2 балла), О экзамен – оценка, полученная за экзамен (максимум - 10 баллов).
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Антонов, М. В.  История правовой мысли России : учебное пособие для вузов / М. В. Антонов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 183 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08056-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451311 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Замалеев, А. Ф.  История политических учений России : учебное пособие для вузов / А. Ф. Замалеев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 267 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08980-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451593 (дата обращения: 28.08.2023).

Recommended Additional Bibliography

  • Мачин, И. Ф.  История политических и правовых учений : учебное пособие для вузов / И. Ф. Мачин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 218 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00371-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449623 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Под ред. Мартышина О.В. - История политических и правовых учений. 3-е издание. Учебник - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-23665-7 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/31305