• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Book
Leon Petrażycki: Law, Emotions, Society

Javier Treviño A., Petrazickis A., Antonov M. et al.

Routledge, 2022.

Article
Moral Foundations of Legal Communication

Polyakov A. V., Iya I. Osvetimskaya.

Kutafin Law Review. 2023. Vol. 10. No. 3. P. 475-494.

Book chapter
Human (Personal) Dignity as an Argumentation Tool of the Russian Constitutional Court
In press

Antonov M.

In bk.: Human Dignity, Judicial Reasoning, and the Law. L.: Routledge & Kegan Paul, 2024. P. 215-230.

Working paper
Religion, Sexual Minorities and the Rule of Law in Russia: Mutual Challenges

Antonov M.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2017. No. WP BRP 45/PS/2017 .

History of State and Law of Foreign Countries

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс формирует у студентов базовые знания о формировании и эволюции государственных и правовых институтов в истории различных государств мира, общих тенденциях и специфике в их развитии, многообразии форм государственности и права, видов источников права. В ходе преподавания курса будут изучены основные типы и формы государственности стран Запада и Востока, особенности развития основных отраслей права. Студент в результате изучения дисциплины приобретет навыки работы с правовыми текстами (юридическими памятниками), сравнительно-правового исследования, основ анализа и классификации юридических фактов. Полученные знания в дальнейшем могут быть использованы при освоении истории государств и права России, римского частного права, а также основных отраслевых юридических дисциплин.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение базовых знаний по истории отраслевых юридических дисциплин
  • изучение эволюции правовых институтов и явлений, общего и особенного в их развитии
  • получение базовых знаний о многообразии правовых систем, источников права
  • приобретение первичных навыков работы с источниками права, сравнительно-правового анализа источников и проведения исследовательской работы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет особенности правового статуса различных социальных групп (особое внимание уделяя кастам и варнам в Индии). Знает основные принципы регулирования имущественных и в особенности земельных правоотношений на Древнем Востоке, основания возникновения права собственности и других имущественных прав.
  • Выделяет специфические черты регулирования гражданских и уголовных правоотношений в мусульманских странах, условность многих традиционных правовых категорий в исламе.Имеет общие представления о специфике политического развития тюрко-монгольских государств, кочевой государственности и «степных империй». Понимает особенности правового регулирования отношений в кочевых обществах Евразии.
  • Знает закономерности государственного и правового развития тюрко-монгольских государств под влиянием принятой религии (ислам, буддизм) и соседних государств (мир ислама, Китай). Выделяет особые черты статуса различных групп населения в кочевых обществах. Понимает специфику регулирования в них имущественных и семейно-правовых отношений.
  • Знает основные источники американского права, может проследить влияние на формирование их системы как английской, так и европейской континентальной правовой традиции. Имеет представление об особенностях развития США в период «Нового курса», его причинах, источниках, роли и значении для различных государств в разные периоды времени. Понимает соотношение роли публичного и частного права в регулировании экономических отношений в США.
  • Знает основные источники британской «конституции» и понимает условность применения этого термина. Имеет общее представление об особенностях развития и применения источников английского права, специфике регулирования публично-правовых и частноправовых отношений. Имеет представление о британской колониальной системе, типах колоний и зависимых территорий, эволюции их статуса от империи к содружеству.
  • Знает основные источники немецкого права в период империи (в особенности – Германское гражданское уложение), радикальные изменение в правовой системе в период нацизма, степень влияния на правовое развитие послевоенной Германии других государств. Имеет представление о специфике «социального государства» в ФРГ, основных принципах выстраивания отношений власти с бизнесом, обществом и конкретными гражданами.
  • Знает основные периоды развития мусульманской государственности, ее принципиальные отличия от других типов. Умеет соотносить значение духовных и светских правителей в мусульманских странах. Имеет представление об организации системы власти и управления в мусульманском мире. Имеет базовые представления о системе мусульманского права, его основных источниках, их соотношении в рамках различных правовых школ (мазхабов).
  • Знает основные принципы регулирования имущественных, трудовых, семейных, наследственных правоотношений в Германии. Имеет представление об особенностях германского федерализма, степени автономности земель в различные периоды. Знает систему и принципы организации и деятельности судебной системы ФРГ.
  • Знает основные черты восточной деспотии и особенности древневосточного типа права, его источниках (особенно – Законы Хаммурапи и Законы Ману). Имеет представление о периодизации государственности Древнего Египта, Месопотамии, Индии Китая, системе органов власти и управления.
  • Знает основные этапы развития английской государственности в эпоху Нового времени, роль и значение английского парламентаризма в истории европейской государственности. Имеет представление об основах организации системы власти и управления в Британии на разных уровнях – от имперского до муниципального, знает основные этапы развития британского избирательного права, изменений статуса и соотношения значения палат парламента.
  • Знает основные этапы развития государственности Древней Греции (Афины и Спарта) и Древнего Рима, эволюцию их форм правления, черты афинской демократии классического периода. Имеет представления об основных реформах государственного устройства в Античном мире, системе магистратов. Знает особенности организации суда в античном мире, специфику деятельности магистратов как судей (в особенности – суд претора) и суда с участием судебных заседателей (гелиэя), ориентируется в основных типах процесса.
  • Знает основные этапы развития государственности США, источники их государственного права. Понимает причины и последствия двух гражданских войн. Имеет представление о феномене американской конституции, системе поправок. Знает особенности системы сдержек и противовесов в организации системы власти в США, имеет представление о партийной борьбе в процессе формирования органов власти. Имеет представление о судебной системе США, роли Верховного суда, федеральных и региональных судебных структур.
  • Знает основные этапы развития японской государственности, причины самобытности ее государственного развития и основные направления иностранного влияния в сфере власти, управления и правового регулирования. Имеет представления о специфике социального устройства Японии, основных категориях населения, особенностях статуса самурайского сословия. Знает основные источники японского права периода Средневековья и Нового времени.
  • Знает основные этапы эволюции французской государственности в период Нового времени. Понимает причины Французской революции, ее роль и значение во всеобщей истории государства. Имеет представление о развитии французской государственности на основе революционных конституций. Знает основные направления государственной и правовой деятельности Наполеона Бонапарта, ее последствия для последующей истории государства и права Франции и других европейских государств.
  • Знает основы семейного и наследственного права, определяет степень соотношения светского и религиозного права в регулировании семейно-правовых и наследственных отношений. Знает систему преступлений и наказаний в средневековой Западной Европе, выделяет общие и специфические черты в уголовном праве Англии и Франции, Германии и Италии. Имеет представление о специфике суда и процессе в средневековых государствах Западной Европы, в особенности – о своеобразии судебной системы Англии.
  • Знает причины длительности процесса объединения Италии, основные его этапы, роль в нем соседних государств. Имеет представление о конституционном развитии Италии, основных принципах организации власти и управления на уровне государства и отдельных провинций. Имеет представление о правовом развитии объединенной Италии, кодификационной деятельности, степени заимствований из иностранного правового опыта и сохранения итальянской специфики..
  • Знает причины прихода к власти фашистов и основные направления их государственной и правовой деятельности. Имеет общее представление о государственном и правовом развитии послевоенной Италии, основных направлениях ее правового развития, существенных изменениях в регулировании земельно-правовой и семейно-правовой сфер.
  • Знает систему источников права Древней Греции и Древнего Рима (в особенности – Законы XII таблиц), имеет представление об их роли и значении в последующей истории права зарубежных стран.Умеет применять изученные источники права при решении конкретных задач (казусов)
  • Знает специфику западноевропейского феодализма, причины его происхождения и отражение в системе органов власти и управления, форме государственного устройства. Определяет место католической церкви в системе западноевропейской средневековой государственности, знает причины и значение Реформации в государственном развитии стран Западной Европы. Умеет характеризовать особенности различных групп населения, выделяя свободных и несвободных, привилегированных и непривилегированных.
  • Имеет общие представления по истории образования независимых государств Сербии, Болгарии, роли в этом процессе соседних государств, статусе Османской империи по отношению к ним вплоть до начала XX в. Может дать общую характеристику государственного и правового развития стран Центральной Европы в составе социалистического лагеря и проследить процесс их отказа от социалистической государственности и права.
  • Имеет представление о причинах и последствиях революции Мэйдзи, ее значении для последующего государственного и правового развития Японии. Знает основные принципы организации власти, управления и судоустройства современной Японии, правового регулирования имущественных, семейных и наследственных отношений. Умеет анализировать и применять изученные источники права при решении конкретных задач (казусов)
  • Имеет представление о семейных правоотношениях – личных и имущественных отношениях супругов, особенностях статуса женщин, отношениях родителей и детей. Знает специфику наследственного права. Знает основные виды преступлений, может привести примеры конкретных составов; знает основные виды и формы наказаний. Имеет представление о системе суда и судебном процессе, его видах.
  • Имеет представление о системе источников права средневековых Франции (начиная с эпохи салических франков), Англии, Германии, Италии. Знает степень влияния на него римского права, его соотношение с обычным и королевским правом, особое место церковного (канонического) права. Знает базовые принципы имущественных отношений, основания возникновения права собственности, обязательств, зависимость правоспособности в имущественной сфере от социально-правового статуса их участников.
  • Имеет представление об общих тенденциях и особенностях государственного развития стран Азии и Африки в пост-колониальный период. Выявляет самобытные черты и заимствования из западного опыта в сфере организации власти и правового регулирования. Имеет общие представления об организации государственной власти в Турции, Египте, странах Тропической Африки, Иране, Индонезии, КНР.
  • Имеет представление об основных сословиях и социальных группах в Афинах, Спарте, Риме (в республиканский и имперский период). Знает особенности регулирования имущественных отношений в античном мире, принципы обязательственного права, прослеживает эволюцию обеспечения долговых обязательств. Имеет представление об особенностях брака, личных и имущественных отношениях супругов, родителей и детей.
  • Имеет представление об особенностях государственного развития стран Западной Европы, выделяет их сходства и различия, знает периодизацию развития их государственности, причины столь длительного периода Средневековья в истории Западной Европы. Понимает причины особенности английской государственности и системы права, длительной раздробленности в Германии и Италии.
  • Имеет представление об особенностях социалистического права как особой ветви континентальной правовой семьи, выделяет особенности правового регулирования экономических отношений в период социализма и элементы, сохранившиеся от капиталистического периода развития этих государств. Знает особенности организации органов власти, управления и суда стран Центральной Европы в социалистический период.
  • Имеет представления о правовом статусе различных групп населения. Знает основные принципы имущественных правоотношений, регулирования земельных отношений. Знает основные источники средневекового права средневековой Болгарии, Сербии, Польши, Литвы, источники правовых заимствований в праве этих государств. Выделяет особенности организации суда и процесса в Византии и странах Центральной Европы.
  • Имеет представления об особенностях права и правопонимания в странах традиционного Востока, своеобразие отношения к деятельности государственных судебных органов. Знает основные этапы развития японской государственности, причины самобытности ее государственного развития и основные направления иностранного влияния в сфере власти, управления и правового регулирования.
  • Имеет представления об эволюции правового статуса различных категорий французского населения, изменении их прав в публично-правовой и частноправовой сфере. Знает основные французские кодификации XIX в., прослеживает степень их востребованности в дальнейшем. Имеет представление о системе регулирования имущественных правоотношений, семейных и наследственных, знает особенности институциональной системы построения кодификаций.
  • Понимает особенности политического и правового развития Восточной Римской (Византийской) империи, ее сходства и различия с собственно Римской империей. Имеет общие представления о государственном и правовом развитии стран Центральной Европы, о различных уровнях органов власти и управления. Ориентируется в основных типах источников византийского права, знает основные этапы его эволюции и его значение для правового развития других стран.
  • Понимает предмет истории государства и права зарубежных стран как науки и учебной дисциплины, знает основные методы исследования. Имеет представление об общей периодизации истории государственности и права зарубежных стран. Знает основные виды источников. Определяет место истории государства и права зарубежных стран в системе юридических дисциплин.
  • Понимает специфику образования национального немецкого государства, причины длительности этого процесса, ведущей роли Пруссии в его реализации. Имеет представления о правовом (конституционном) закреплении объединения Германии в 1840–1870-е гг., эволюции германского конституционализма – от империи к Веймарской республике и далее – вплоть до ФРГ. Имеет представления о причинах падения империи, особенностях организации Веймарской республики, причинах и последствиях прихода в власти нацистов.
  • Понимает специфику правовых отношений внутри римской семьи (paterfamilias, брак с властью супруга и без таковой), различает родственные отношения агнатов и когнатов. Имеет представление об особенностях наследственного права в античном мире.
  • Понимает специфику французской системы преступлений и наказаний. Знает основные органы суда и процесса во Франции. Имеет представление о системе организации власти Французской колониальной империи, типах колоний и зависимых территорий.
  • Умеет анализировать правовые памятники и применять изученные источники права при решении конкретных задач (казусов)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 0. Введение в историю государства и права зарубежных стран.
  • Тема 1.1 Государство и право Древнего мира
  • Тема 1.3 Государство и право Древнего мира
  • Тема 2.1 Государство и право Средних веков
  • Тема 2.2 Государство и право Средних веков
  • Тема 2.3 Государство и право Средних веков
  • Тема 3.1 Государство и право Нового времени
  • Тема 3.2 Государство и право Нового времени
  • Тема 3.3 Государство и право Нового времени
  • Тема 3.4 Государство и право Нового времени
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям (заданий, выполняемых в письменной форме в соответствии с практикумом, см. п. 2 раздела 5.1) в соответствии с предложенными заданиями, участие в дискуссии, решении задач и выполнении иных заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки через других студентов семинарской группы не предусматривается.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа выполняется во втором модуле. Темы для контрольной работы заранее сообщаются студентам. Контрольная работа состоит из пяти заданий, общая тематика которых определяется на основании пройденных тем и изученных правовых памятников и заранее сообщается студентам. Задания могут представлять собой: 1) сравнение источников права различных государств; 2) извлечение информации правового характера из неюридического исторического памятника; 3) толкование конкретных правовых норм с учетом особенностей историко-правового развития соответствующего государства в определенный период; 4) классификацию предложенного фрагмента памятника (тип правового документа, сфера регулирования, эпоха и государство); 5) определение отдельных ключевых терминов и понятий; 6) решение казусов. При написании контрольной работы студентам разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Ответы должны быть представлены (в зависимости от задания) в форме таблицы, схемы, мини-эссе, завершения предложения, включенного в задание и т.п. Контрольная работа выполняется в течение 60 минут.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится во втором модуле. Целью экзамена является проверка, насколько студент усвоил материал учебной дисциплины в целом и умеет ориентироваться в правовой терминологии и особенностях государственного и правового развития отдельных стран в различные эпохи. Экзамен состоит из пяти заданий, представляющих собой решение казусов или анализ (комментирование) фрагментов памятников права на основе пройденных тем. Ответы должны быть представлены в форме ответов на все вопросы каждого задания. Экзамен выполняется в письменной форме в течение 90 минут. На экзамене запрещается пользоваться любыми носителями информации.
  • неблокирующий Тест
    Тест выполняется в первом модуле. Целью теста является проверка знаний студента по темам, пройденным ко времени проведения теста, знания специальной терминологии. Тест включает 10 вопросов с 4 вариантами ответа в каждом, из которых правильным является только 1. На прохождение теста дается 10 минут. При прохождении теста запрещается пользоваться любыми носителями информации. В случае если студент не дал ни одного правильного ответа, но при этом отсутствуют основания для выставления 0 баллов, предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ, ему выставляется оценка 1 балл.
  • неблокирующий Коллоквиум
    Коллоквиум проводится в первом модуле. Целью коллоквиума является проверка знаний студента по темам, пройденным ко времени проведения коллоквиума, умения применять полученные знания к конкретным историко-правовым реалиям, знания специальной терминологии. В ходе коллоквиума студенту задается 1 вопрос в рамках тем, заранее озвученных преподавателем, дается не более 1 минуты на подготовку ответа, после чего студент должен дать ответ на заданный вопрос и, в случае необходимости, на дополнительные вопросы. Вопросы могут касаться эволюции государственных институтов, административно-территориального устройства, источников права, основных сфер правоотношений в конкретном государстве в конкретный исторический период. При подготовке ответов запрещается пользоваться любыми носителями информации.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    Орез = 0,2*Осем + 0,1*Отест + Окол + 0,2*Окр + 0,6 *Оэкз,, где: Орез – результирующая оценка (максимальная оценка – 10 баллов); Осем – оценка за работу на семинарах (максимальная оценка – 5 баллов); Отест – оценка за тест (максимальная оценка – 10 баллов); Окол – оценка за коллоквиум (максимальная оценка – 1 балл); Окр – оценка за контрольную работу (максимальная оценка – 5 баллов); Оэкз – оценка за экзамен (максимальная оценка – 10 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мухаев Р. Т. - ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 3-е изд. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 1006с. - ISBN: 978-5-9916-2737-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnyh-stran-426005
  • Рубаник В.Е. - История государства и права зарубежных стран - КноРус - 2021 - ISBN: 978-5-406-03507-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/936591

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кашанина Т.В. - Происхождение государства и права. 4-е издание. Учебное пособие - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-15367-1 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/27640
  • Марченко М.Н. - Источники права. Учебное пособие - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-18001-1 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/23184
  • Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран : в 2 т. •' отв. ред. Н. Л. Крашенинникова. — М. : Норма : ПНФРЛ-М. 2017. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/763386