• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Article
Trade treaties of Russian and British empires with Yattishar: historical and legal study

Pochekaev R. Y.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2021. Vol. 25. No. 3. P. 527-544.

Book chapter
From Supreme Judge to Arbitrator: Conflicts of Rus’ Princes under the Golden Horde Khans’ Trial (Case Studies)

Pochekaev R. Y.

In bk.: The Routledge Handbook of the Mongols and Central-Eastern Europe. L.: Routledge, 2021. Ch. 12. P. 249-266.

Working paper
Religion, Sexual Minorities and the Rule of Law in Russia: Mutual Challenges

Antonov M.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2017. No. WP BRP 45/PS/2017 .

Methodology and Methods of Research in Law

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
8
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины студенты получают знания о различных методах проведения научных исследований в области юриспруденции и развивают навыки подготовки, осуществления и презентации результатов такого исследования, проводятся взаимосвязи между применением методов научных исследований и различиями в формах создания, толкования и применения нормативно-правового материала. Уточняется выбор научной методологии для проведения различных видов юридических исследований. В результате освоения дисциплины студент должен знать социологические приемы исследования правовых явлений; способы аналитического (лингвистического) изучения права; принципы нормативного анализа; применение политического анализа в праве; приемы и способы ценностного (аксиологического) дискурса в праве; условия и границы применения этих приемов и методов. Уметь подбирать адекватные научные методы и приемы для решения конкретных практических и теоретических вопросов в юриспруденции; понимать мировоззренческие, идеологические и иные предпосылки, которые могут стоять за тем или иным подходом в юриспруденции; определять логико-теоретическую, культурологическую и политическую основу изучаемых проблем и тех гипотез, которые предлагаются для решения таких проблем; владеть культурой научного мышления, базирующейся на понимании тенденций современной науки права; оформлять письменные результаты проведенного исследования согласно правилам, принятым в российском и международном научном сообществе. Настоящая дисциплина относится к базовой части дисциплин профессионального цикла подготовки студентов магистратуре по программе «Юриспруденция», направление 40.04.01. Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория государства и права", "Конституционное право", "Административное право", "Гражданское право", "Уголовное право", "Международное право". Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: "Конкурсное право", "Проблемы права недвижимости"; "Сравнительное частное право".
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с этапами развития знания о праве в контексте истории развития научного знания в целом;
  • осмысление зависимости развития научного знания от доминирующей картины мира, иерархии наук и господствующих методологических систем;
  • изучение различных методологических систем и методов научного познания и особенностей познания правовых явлений, влияния методов познания права на результаты исследования;
  • формирование у студента систематизированных представлений о многообразии правовых явлений и подходов к пониманию права;
  • изучение современных методологических подходов к исследованию права.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент понимает основные концептуальные модели, рассмотренные в рамках данной темы, владеет основными понятиями по теме
  • студент знает основные черты науки о праве как культурно-исторического феномена, специфического типа познавательной деятельности и особого социального института
  • студент знает основные периоды развития науки о праве, основные черты, характеризующие научное знание и его отличие от ненаучного, основные типы научной рациональности, особенности подходов к методам научного познания права в разные исторические периоды развития науки, влияние используемых методов на результаты правовых исследований
  • студент знает особенности использования методов естественных и социально-гуманитарных наук в правовых исследования
  • студент знает особенности применения собственно юридических методов в правовых исследованиях
  • студент умеет прослеживать взаимосвязи развития научного знания о праве с развитием правовых институтов в отдельных странах мира
  • студент умеет работать с научными трудами различных эпох, давать толкование научным текстам, ориентироваться в правовых текстах стран с разными правовыми культурами
  • студент умеет анализировать влияние подходов к осмыслению права на развитие правовых институтов и решение отдельных правовых проблем в разных странах
  • студент умеет объяснять особенности создания и толкования правовых актов в разные периоды развития знания о праве
  • студент владеет культурой научного мышления, базирующейся на знании правовой картины мира
  • студент умеет оперировать сравнительно-правовой методологией в целях выявления сущности и классификации той или иной национальной системы права с отнесением ее к соответствующей семье (системе)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Связь развития научного знания и развития представлений о методе
    Разнообразие исторических форм науки. Особенности «древней» науки, античной науки, средневековой науки, науки Нового времени и современной науки. Допарадигмальный период развития науки и парадигмальный. Зависимость развития научного знания от общественного развития. Наука традиционного общества. Наука индустриального общества. Наука постиндустриального общества. Наука как условие преобразования мира. Научное знание как особый вид познавательной деятельности. Исторические типы научной рациональности. Наука как особый социальный институт. Наука как результат деятельности сообщества ученых. История формирования юридической науки. Схоластический метод в правовых исследованиях. Эволюция диалектического метода в юриспруденции. Диалектический и аподиктический методы в правовых исследованиях.
  • Динамика развития знаний о праве в разные периоды развития научного знания
    Картины мира и научная парадигма. Виды картин мира. Научные революции и их роль в динамике научного познания. Исторические типы научной рациональности и соответствующие им подходы к исследованию права. Зависимость подходов к исследованию права от используемых методов. Взаимодействие наук «о природе» и наук «о духе» в рамках классического периода развития науки. Динамика научного познания. Модели динамики научного познания: эмпиризм, теоретизм, проблематизм. Индуктивная методологическая модель (Ф. Бэкон, Р.Карнап). Дедуктивная методологическая модель. Дедуктивно-аксиоматический метод Р. Декарта. Проблематизация научного знания (К. Поппер). Динамика знаний о праве в процессе динамики научного познания. Сочетание дедуктивно-аксиоматического метода и индуктивного метода в обосновании естественного права. Математический метод в правовых исследованиях. Методы формальной логики в юридических исследованиях. Методология философского позитивизма в юридической науке.
  • Методология правовых исследований в рамках классического типа научной рациональности
    Классический тип научной рациональности. Объект научного познания классической науки. Познавательные способности ученого в классическую эпоху. Особенности познавательного отношения. Специфика методов исследования классической науки. Характер результатов познания. Право как объект научного познания классической науки. Познавательные способности ученого-правоведа в классическую эпоху. Специфика применения универсальных методов исследования к праву в классической науке. Познание права «как оно есть» и способность разума проникать в суть вещей. Классический юснатурализм как методологическая модель исследования права. Классический юридический позитивизм как методологическая модель исследования права. Дедукция и субсумция в праве. Суждения по аналогии. Верификация нормативных и оценочных суждений.
  • Методология правовых исследований в рамках неклассического и постклассического типов научной рациональности
    Неклассический тип научной рациональности. Объект научного познания неклассической науки. Познавательные способности ученого в неклассическую эпоху. Особенности познавательного отношения. Специфика методов исследования неклассической науки. Характер результатов познания. Право как объект научного познания неклассической науки. Познавательные способности ученого-правоведа в неклассическую эпоху. Специфика применения универсальных методов исследования к праву в неклассической науке. Усложненное видение права. Дискредитация универсальных методов научного познания. Формирование неклассических подходов к пониманию и исследованию права на основе неклассической методологии. Феноменологический подход к праву. Юридическая герменевтика. Психологический подход к праву. «Лингвистический поворот» в философии и юриспруденции. Методы топической юриспруденции и аргументативной теории права. Антропологический поворот в науке. Изменение классических типов понимания права на основе неклассической методологии. «Обогащенный» юснатурализм как методологическая модель исследования права. Методология неопозитивизма. Изменение методологии социологического подхода к праву. Интегративные подход к пониманию права. Конвенционализм в праве. Постнеклассический тип научной рациональности. Объект научного познания постнеклассической науки. Границы познания в постнеклассическую эпоху и «прощание с разумом». Особенности познавательного отношения. Специфика методов исследования постнеклассической науки. Характер результатов познания. Право как объект научного познания постнеклассической науки. Познавательные способности ученого-правоведа в постнеклассическую эпоху. Стирание междисциплинарных границ. Возвращение методов науки «о природе» в сферу наук «о духе». Специфика методов исследования права в неклассической науке. Новый образ права. Формирование постнеклассических подходов к пониманию и исследованию права на основе постнеклассической методологии. Право как сложная саморазвивающаяся система и применение методологии синергетики к правовым исследованиям. Постмодернизм в праве. Применение деконструкции в правовых исследованиях. Коммуникативная модель и ее применение к правовым исследованиям. Интегральные подхода к пониманию права.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект (проектная работа)
    Проект (проектная работа) является формой самостоятельного изучения научной литературы и навыков научно-исследовательской работы студентом. Целью проекта является проверка овладения студентом пройденным материалом и качества самостоятельной работы. Проект предполагает проведение анализа одного из подходов к объяснению права, выявление и исследование методологии, на основе которой он был построен. Тематика выполняемого проекта (выбранные для сравнения институты) утверждаются преподавателем по предложению студента. Выполнение проекта заключается в написании отчета по результатам сравнения и презентации этого отчета. Проект должен содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. По объему содержание отчета не должно превышать двадцать страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал, включая сноски (10 шрифт). В отчете должны быть ссылки на использованную при подготовке научную литературу на русском и на иностранном языке. Отчет должен быть разделен на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение). Презентация отчета предполагает подготовку слайдов в программе Power Point или другой соответствующей программе и выступление с презентацией перед студентами и преподавателем. Презентация проводится во время семинарских заданий. При необходимости преподаватель назначает дополнительное время для презентаций, на которые не хватило времени семинарских занятий. Количество слайдов в презентации – не более 15. На выступление с презентацией отводится не более 15 минут, к которым добавляется время на обсуждение презентации в формате вопросов и ответов. Время, отведенное на вопросы и ответы, определяется преподавателем применительно к каждой презентации с учетом интереса аудитории к презентации и иных заслуживающих внимание обстоятельств. Оценка за проект выставляется преподавателем по результатам оценки как письменного отчета, так и его устной презентации. За каждый из компонентов задания по проекту – письменный отчет и устная презентация – выставляется оценка по 5-бальной системе. Окончательная оценка за проект образуется путем суммирования оценок за письменный отчет по проекту и его устную презентацию и выставляется по 10-бальной шкале. Темы для проекта студенты выбирают самостоятельно по согласованию с преподавателем. Между собой студенты распределяют темы так, чтобы избежать дублирования. Выбор темы студенты начинают со дня проведения первого занятия (лекционного или семинарского). Очередность выступлений определяется студентами самостоятельно. Письменные отчеты направляются студентами в течение 7 дней после презентации на электронную почту преподавателя как вложенный файл в формате Word. Рекомендации по подготовке проекта см. в примерах заданий.
  • неблокирующий Экзамен
    В рамках экзамена студент должен письменно ответить на два вопроса по темам содержания курса. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Вопросы выбираются и формулируются преподавателем исходя из пройденного материала, согласно темам курса. Содержание вопросов экзамена определяется преподавателем и студентам заранее не сообщается. Если за каждое задание выставлено 0 баллов, и при этом отсутствуют предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ основания для выставления 0 баллов за экзамен в целом, за экзамен в целом выставляется 1 балл.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Окончательная оценка выставляется по следующей формуле: 1) О дисциплина = k1 х О проект + k2 х О экзамен, где: О дисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимум - 10 баллов). к 1 = 0,4, k 2 = 0,3, О проект – баллы, полученные за проект - (максимум – 10 баллов), О экзамен – баллы, полученные за экзамен (максимум - 20 баллов)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История и методология юридической науки : учебник / И.Л. Честнов. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 283 с. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5978a3f789a282.51535943. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/989036
  • Теория и методология юридической науки : учебник для магистратуры : в 2 ч. / отв. ред. М. Н. Марченко. — Москва : Норма : ИНФРА-М,2019. - 320 с - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1008628

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Михайлов А. М. - ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: КЛАССИЧЕСКИЙ ЮСНАТУРАЛИЗМ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ЮРИСТОВ 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 595с. - ISBN: 978-5-534-08935-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-prava-klassicheskiy-yusnaturalizm-i-istoricheskaya-shkola-yuristov-455872
  • Селютина Е. Н., Холодов В. А. - ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 224с. - ISBN: 978-5-9916-3679-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-i-metodologiya-yuridicheskoy-nauki-451198