• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg.

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Department Head Nikita Ivanov
Book
Czech Yearbook of International Law. International Dispute Resolution

Sergeev A., Tereshchenko T.

Vol. 7. The Hague: Lex Lata BV, 2016.

Book chapter
The Flexibility of the Arbitration Procedure

Sergeev A., Tereshchenko T.

In bk.: Czech (& Central European) yearbook of arbitration. Volume VII, 2017, Conduct of arbitration. Vol. 12. NY: Juris, 2017. P. 135-152.

Roman Private Law

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors

Zakrevskii, Alexander

Zakrevskii, Alexander

Саргсян Анна Мурадовна

Саргсян Анна Мурадовна

Терди Екатерина Сергеевна

Терди Екатерина Сергеевна

Тузов Даниил Олегович

Тузов Даниил Олегович

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина реализуется для ОП "Юриспруденция" НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург. В результате освоения данной дисциплины студенты должны: 1) знать: - систему источников римского права и характерные черты каждого их вида; - роль и значение римской юриспруденции; - основные юридические конструкции, дефиниции, классификации римского частно-го права; - основные тенденции в эволюции различных институтов и явлений римского част-ного права; - основы римского гражданского процесса и его роль в развитии римского частного права; - основы римского права лиц; - основные учения о юридических актах; - римское вещное право и учение о владении и его защите; - римское обязательственное право, отдельные виды обязательственных отношений; - основы римского семейного права; - основы римского наследственного права; - римскую юридическую терминологию на русском языке и латыни; 2) уметь: - объяснить причины и особенности создания в Древнем Риме универсальной право-вой системы, полезной для использования в условиях развитого имущественного оборота; - выявлять влияние римского частного права на правовые системы и отдельные част-ноправовые институты и нормы различных государств; - давать характеристику институтов римского частного права; - работать с источниками римского права; - объяснять методы, использованные римскими юристами в процессе их деятельно-сти, способы анализа ими конкретных жизненных ситуаций; 3) иметь навыки: - решения казусов; - толкования источников римского права; - использования латинских юридических терминов. Настоящая дисциплина относится к базовой части профессионального цикла дисци-плин подготовки студентов по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат). Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - Гражданское право; - Гражданское процессуальное право; - Предпринимательское право; - Международное частное право; - Семейное право; - Трудовое право.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение знаний о римском частном праве и его всемирно-историческом значении
  • освоение правовых явлений, институтов римского частного права, его понятийного аппарата, классификаций правовых явлений
  • приобретение навыков работы с источниками римского частного права и романистической литературой
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает понятие римского частного права, понимает значение и цели его изучения. Ориентируется в системе римского частного права. Знает периодизацию римского права и характерные черты отдельных периодов, умеет применять периодизацию при решении конкретных казусов, датируя их в соответствии с периодизацией и делая из этого соответствующие выводы, имеющие значение для дела
  • Знает понятие и виды источников римского права, понимает отличия между ними. Знает особенности источников права в различные пери-оды римской истории и их обусловленность социальными, политическими, экономическими и культурными процессами, происходившими в древнеримском обществе. Знает историю кодификации римского права Юстинианом и ее значение для права со-временного. Понимает общепринятую систему цитирования римских источников и умеет сам ссылаться на них с использованием этой системы.
  • Знает историю становления юрисдикционной защиты прав и различные исторические формы римского гражданского процесса. Понимает сущность и последствия деления процесса на две стадии в легисакционном и формулярном процессе. Знает виды исков и понимает отличия между ними. Знает структурные элементы формулы иска и понимает значение каждого из них, а также обусловленность структуры формулы конкретным видом иска.
  • Знает понятие юридические фактов и их отдельных разновидностей, ориентируется в их системе. Знает виды актов (сделок) и понимает основания их классификации и особенности отдельных видов. Знает понятие содержания сделки и отдельных его элементов. Умеет практически квалифицировать тот или иной элемент (условие) как существенный, обычный или случайный. Понимает практические последствия такой классификации.
  • Знает понятие недействительности юридического акта и современное отличие ничтожности от оспоримости. Понимает специфику римской системы недействительности сделок, обусловленную взаимодействием цивильного и преторского права. Знает римское учение о заблуждении и его влиянии на силу сделки.
  • Знает особенности отдельных actiones adiecticiae qualitatis и отличия между ними. Понимает сущность института представительства и его особенности в римском праве, смысл различия прямого и косвенного представительства. Знает, в каких случаях в римском праве использовалась та или иная конструкция и с чем это было связано.
  • Знает понятие вещей и их различные классификации, понимает юридическое значение последних. Знает понятие вещного права и его отличие от права обязательственного. Знает понятие владения, основания и условия его приобретения и утра-ты. Ориентируется в разно-образных владельческих ситуациях. Понимает сущность и смысл юридической защита владения как факта и потребность в ней.
  • Знает понятие права собственности, его отличие от других вещных прав и от владения. Понимает смысл разграничения отдельных видов (форм) собственности. Знает, из каких элементов складывается содержание права собственности, умеет отграничивать правомочия владения, пользования и распоряжения от фактического владения, пользования и распоряжения
  • Знает понятие способа при-обретения права собственности и различные виды способов. Понимает отличие производных от первоначальных способов, а также суть принципа правопреемства. Знает отдельные способы приобретения права собственности, умеет определять, в какой практической ситуации ка-кой способ будет иметь место. Знает понятие приобретательной давности, понимает ее значение и сферу действия в римском праве.
  • Знает понятие и виды ограниченных вещных прав (прав на чужую вещь), пони-мает их связь с правом собственности. Понимает сущность и отличительные особенности отдельных ограниченных вещных прав пользования – предиальных сервитутов, узуфрукта и подобных ему вещных прав, суперфиция, права долгосрочной наследственной аренды публичной земли и эмфитевзиса, знает порядок их установления, прекращения и защиты.
  • Знает понятие и принципы залога и ипотеки, а также смежных с ними институтов. Умеет в случае конкуренции кредиторов практически определять порядок обращения взыскания на заложенное имущество и распределять путем применения принципа приоритета вырученную от его продажи сумму между залоговыми и иными кредиторами.
  • Знает понятие и структуру обязательства и умеет отграничивать обязательство от вещных и иных абсолютных правоотношений. Ориентируется в системе источников (оснований) возникновения обязательств. Знает суть разграничения цивильных и натуральных обязательств, понимает юридическое значение последних.
  • Знает понятие предмета обязательства и различные виды обязательств в зависимости от особенностей его предмета: обязательства dare, facere и non facere; альтернативные и факультативные обязательства; обязательства с индивидуально-определенным предметом и с предметом, определенным родовыми признаками. Понимает практическое значение отнесения обязательства к тому или иному виду. Знает понятие и разновидности обязательств со множественностью лиц, понимает отличие долевых обязательств от солидарных.
  • Знает понятие и последствия просрочки должника в исполнении и кредитора в принятии исполнения. Знает основания прекращения обязательств и особенности каждого из них. Знает механизм цессии обязательства (уступки права требования), понимает становление и историческое развитие института.
  • Знает понятие и систему до-говорных обязательств, имеет представление об их истории. Понимает смысл разграничения вербальных, литтеральных, реальных и кон-сенсуальных контрактов и обязательств. Знает понятие и историю стипуляции, понимает многообразие ее функций в римской договор-ной практике, в том числе ее использование для установления процентов по займам, договорной неустойки (штрафа), а также для создания множественности лиц в обязательстве.
  • Знает понятие стипуляционного поручительства и понимает механизм его обеспечительного действия. Имеет общее представление о литтеральных контрактах и обязательствах.
  • Знает понятие и виды реальных контрактов и обязательств: займа, ссуды, хранения, заклада, а также консенсуальных контрактов и обязательств: купли-продажи, найма, товарищества, поручения. Имеет представление о безыменных синаллагматических контрактах и о пактах. Умеет правильно квалифицировать тот или иной до-говор в соответствии с указанными типами и видами, понимает цели, которым он служит, и знает правовое регулирование, относящееся к каждому отдельному договору.
  • Знает понятие и систему внедоговорных обязательств, имеет представление об их истории. Понимает смысл разграничения обязательств из квази-контракта (как бы из договора), деликта и квази-деликта (как бы деликта). Знает понятие обязательства как бы из договора и его разновидности: обязательство из ведения чужих дел без поручения, обязательство из неосновательного обогащения, обязательства из публичного обещания и обета.
  • Знает понятие обязательства из деликта, суть штрафной ответственности и отдельные разновидности деликта: кража и грабеж, личная обида, Аквилианов ущерб. Знает понятие обязательства как бы из деликта и его разновидности. Умеет правильно квалифицировать то или иное действие, не относящееся к кон-трактам, в соответствии с указанными типами и вида-ми, понимает цели, которым служит каждый вид внедоговорного обязательства, и знает относящееся к нему правовое регулирование.
  • Знает основания прекращение римского брака, основания, порядок и последствия развода. Понимает правовое регулирование отношений между супругами, в частности имущественных отношений, связанных с приданым и брачными дарами.
  • Знает понятие и понимает сущность наследования как универсального правопреемства, его отличие от право-преемства сингулярного. Знает понятие наследства и имеет представление о раз-личных системах наследования: цивильной и преторской. Знает понятие субъектов наследственного преемства, требования к ним и понятия наследственной правоспособности, capacitas и не-достойности. Знает о том, что составляет содержание наследства, умеет отграничивать имущественные и не-имущественные элементы наследства.
  • Знает понятие открытия наследства и призвания к наследованию, понимает отличие между ними и принятием наследства. Знает, что такое переход права на принятие наследства, в каких случаях он имеет место и чем отличается от трансмиссия делации, а также в каких случаях могла иметь место эта последняя. Знаком с понятием лежачего наследства. Знает понятие и способы принятия наследства и отказа от него.
  • Знает отдельные основания наследования и различия между ними. Знает историю наследование по закону, его цивильный режим, преторские инновации, новеллы, внесенные императорскими конституциями. Понимает порядок наследования по новеллам Юстиниана. Понимает сущность наследования по завещанию, отличие акта и распоряжения mortis causa.
  • Знает понятие, историю и виды завещания. Понимает, что такое кодицилл и в чем его отличие от завещания. Знает отдельные завещательные распоряжения и относящийся к ним правовой режим: назначение наследника, субституцию (подназначение) наследника и его виды, легаты и их виды, завещательные манумиссии, назначение опекуна. Имеет представление о том, что такое дарение на случай смерти. Знает понятие и виды фидеикоммиссов.
  • Знает об основаниях недействительности и порядке отмены завещания и завещательных распоряжений. Понимает сущность необходимого наследования и его исторические варианты – формальное и материальное необходимое наследование. Знает о том, что такое иск об оспаривании завещания, действительного по цивильному праву, об условиях и порядке его удовлетворения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение: понятие, значение, система и периодизация римского частного права.
  • Тема 2. Источники римского частного права.
  • Тема 3. Гражданский процесс.
  • Тема 4. Лица (personae).
  • Тема 5. Юридические акты.
  • Тема 6. Понятие вещного права. Вещи (res). Владение (possessio).
  • Тема 7. Право собственности.
  • Тема 8. Ограниченные вещные права, или права на чужую вещь (iura in re aliena).
  • Тема 9. Обязательства (obligationes). Общая часть.
  • Тема 10. Договорные обязательства (obligationes ex contractu).
  • Тема 11. Внедоговорные обязательства.
  • Тема 12. Семейное право.
  • Тема 13. Наследcтвенное право (successiones). Общая часть.
  • Тема 14. Наследcтвенное право (successiones). Отдельные основания наследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Полученный студентом балл объявляется ему на последнем семинарском занятии и учитывается при выставлении результирующей и окончательной оценки по дисциплине
  • неблокирующий Контрольные работы
    Контрольные работы выполняются письменно (от руки или на компьютерах) в одной из следующих форм: (а) тест (выполнение предполагает ответы на отдельные самостоятель-ные вопросы); (б) тест-казус (выполнение предполагает решение казуса в виде ответов на поставленные к нему тестовые вопросы); (в) казуса (выполнение предполагает решение ка-зуса в виде свободных ответов на поставленные к нему вопросы и их надлежащего обосно-вания). Конкретные виды контрольных и их сочетание выбираются лектором. Цель контрольной работы состоит в проверке знаний студентов по темам, определенным преподавателем и их навыков в решении казусов. А) Тест. Продолжительность выполнения контрольной работы в виде теста – 10 минут. Выполняя контрольную работу в виде теста, студент должен ответить на 10 вопросов. Вопросы могут предполагать в качестве ответа написание слов (терминов) или цифр либо выбор готовых правильных ответов из ряда предложенных. В последнем случае в предложенных вариантах ответа на вопрос теста может быть более одного правильного ответа. Вопросы могут быть сформулированы в виде миниказуса, предполагающего не-сложный арифметический расчет. За каждый правильный ответ (указание всех правильных ответов в вопросе теста) студент получает 1 балл. Если студентом не выбрано ни одного варианта ответа или хотя бы один из выбранных вариантов является неверным, за этот вопрос теста студент получает 0 баллов. Б) Тест-казус. Продолжительность выполнения контрольной работы в виде теста-казуса – 25 минут. Выполняя контрольную работу в виде теста-казуса, студент должен решить задачу, ответив на 10 тестовых вопросов. Вопросы могут предполагать в качестве ответа написание слов (терминов) или цифр (в том числе предполагать арифметический расчет) либо выбор готовых правильных ответов из ряда предложенных. В последнем слу-чае в предложенных вариантах ответа на вопрос теста может быть более одного правильно-го ответа. За каждый правильный ответ (указание всех правильных ответов в вопросе теста) студент получает 1 балл. Если студентом не выбрано ни одного варианта ответа или хотя бы один из выбранных вариантов является неверным, за этот вопрос теста студент получает 0 баллов. Б) Казус. Продолжительность выполнения контрольной работы в виде решения казу-са – 25 минут. Выполняя контрольную работу в виде решения казуса, студент должен вы-полнить одно задание (решить задачу), предполагающее аргументированные ответы на пять вопросов. Максимальное количество баллов за ответ на каждый из пяти вопросов – 2,0 (от 0,0 до 2,0 с различными десятичными значениями). При выполнении контрольных работ использование каких бы то ни было материалов и иных средств не допускается. В случае нарушения этого правила или иного нарушения академических норм за контрольную работу в целом выставляется 0 баллов. Если за каж-дое задание (вопрос) выставлено 0 баллов, и при этом отсутствуют предусмотренные ло-кальными правовыми актами НИУ ВШЭ основания для выставления 0 баллов за элемент контроля в целом, за контрольную в целом выставляется 1 балл. Установление преподава-телем совпадений всего решения казуса или отдельных фрагментов решения студента с решением или фрагментами решений других студентов, рассматривается как списывание и даёт основание не засчитать работу с выставлением оценки «0,0». Максимальное количество баллов за выполнение контрольной работы – 10. Пересда-ча контрольной работы или сдача пропущенной контрольной работы не допускается.
  • неблокирующий Экзамен
    Цель экзамена состоит в проверке знаний, полученных студентами при изучении курса, навыков работы с источниками римского права и умении их применить. Студенту предлагается письменно выполнить задание, состоящее в решении казуса по римскому частному праву. Содержание заданий определяется следующей направленностью: 1) выделение юридически значимых обстоятельств казуса, их отграничение от юридически иррелевантных обстоятельств; 2) юридическая квалификация отношений, являющихся сюжетом казуса; 3) формулирование суждений о содержании правоотношений, значимых для решения казуса, определение прав и обязанностей субъектов казуса; 4) выявление надлежащих способов защиты с указанием их характеристик; 5) выявление юридически значимых деталей, описанного казуса, и отграничение на этой основе различных правовых ситуаций, вытекающих из содержащихся в вопросах вариантов условий; 6) формулировка и детальная мотивировка выводов отдельно по каждому вопросу. Продолжительность выполнения экзаменационной работы – 60 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    Орез = Осем + 0,1*Окр1 + 0,1*Окр2 + 0,7 *Оэкз, где Орез – результирующая оценка (максимальная оценка – 10 баллов); Осем – оценка за работу на семинарах (максимальная оценка – 1 балл); Окр1 – оценка за первую контрольную работу (максимальная оценка – 10 баллов); Окр2 – оценка за вторую контрольную работу (максимальная оценка – 10 баллов); Оэкз – оценка за экзамен (максимальная оценка – 10 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Новицкий И.Б. - Основы римского гражданского права. Учебник - 978-5-392-16397-7 - Проспект - 2015 - http://ebs.prospekt.org/book/1451 - 1451 - PROSPECT
  • Новицкий, И. Б., Римское право. : учебник / И. Б. Новицкий, Н. В. Михайлова. — Москва : КноРус, 2021. — 303 с. — ISBN 978-5-406-08289-8. — URL: https://book.ru/book/942252 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Курс римского частного права : учебник / Чезаре Санфилип-по ; [пер. с итал. И. И. Маханькова] ; под общ. ред. Д. В. Дож-дева. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2019. - 464 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003255
  • Михайлова, Н. В., Римское частное право. : учебник / Н. В. Михайлова, ; под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерский. — Москва : КноРус, 2021. — 596 с. — ISBN 978-5-406-02139-2. — URL: https://book.ru/book/935768 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Покровский, И. А. История римского права / И. А. Покровский. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 322 с. — ISBN 978-5-507-35852-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/36400 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.