• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
198099 Saint Petersburg
17 Promyshlennaya Ulitsa, Room 107

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190008 Saint Petersburg
16 Soyuza Pechatnikov Ulitsa
 

 Facebook

Administration
Department Head Alexander Semyonov
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
From Cotton and Smoke: Łódź – Industrial City and Discourses of Asynchronous Modernity 1897–1994

Zysiak A., Śmiechowski K., Każmierska K. et al.

Lodz University Press, Jagiellonian University Press, distributed by Columbia University Press, 2018.

Article
Courts and Court Hierarchy in Novgorod the Great in the Late 16–Early 17th Centuries

Selin A. A., Iablokova I. V.

Canadian-American Slavic Studies. 2020. Vol. 54. No. 4. P. 432-445.

Book chapter
Climate Change from the Arctic People’s Point of View: Rhythms of Everyday Life, Infrastructures and Landscapes

Rakhmanova Lidia, Kolesnichenko L., Kirpotin S. et al.

In bk.: The Arctic: Current Issues and Challenges. Iss. Arctic region and antarctica issues and research. NY: Nova Science Publishers, Inc., 2020. Ch. 2. P. 15-55.

Working paper
THE ISSUES OF CULTURAL HIERARCHIES IN EARLY MODERN ETHNOGRAPHY BASED ON THE ACCOUNTS BY PETRUS PETREJUS, PAUL RYCAUT, FYNES MORYSON, AND JOHN DAVIES

Selin A. A., Байгушев С. В., Levin F. et al.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. No. 197.

Intellectual History

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
4 year, 1, 2 module

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина должна дать студентам общее представление о специфики предмета исследований и исследовательских подходов в области интеллектуальной истории, познакомить студентов с методами современной интеллектуальной истории и с конкретными примерами исследований, развить у студентов навыки использования соответствующих методов в собственной исследовательской деятельности. Студенты должны получить представление о важности использования междисциплинарных подходов в данной исследовательской области, в том числе, разработанных современной социальной и политической теорией, исторической социологией, философией языка и философией действия и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • проследить процессы формирования и развития последовательных форм социального знания и стилей мышления в разных культурных парадигмах европейской традиции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные исследовательские направления и школы в области интеллектуальной истории, содержание основных дебатов в области интеллектуальной истории и эпистемологии социальных и гуманитарных наук
  • уметь применять разработанные в области интеллектуальной истории основные методы и техники исследования, понимать и анализировать культурную и эпистемологическую специфику тех или иных форм социального знания, относящихся к разным культурным традициям, проводить собственный анализ исторических и современных форм знания и стилей мышления
  • владеть навыками работы с источниками различных жанров и форматов, с дискурсами, опирающимися на разные типы рациональностей, навыками межкультурного перевода и понимания логик аргументации, характерных для разных форм знания с разными типами рациональностей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Интеллектуальная история как социальная наука. Объекты и методы интеллектуальной истории. Принцип междисциплинарности. Интеллектуальная история как история культур, стилей мышления, институтов.
    Раздел 1. Лекции 1-2 (4 часа). Интеллектуальная история как социальная наука. Основы социальной эпистемологии: понятия социальной реальности, социального действия, социального института. Историческая реальность как реальность семантическая. Семинар 1 (2 часа). Предмет интеллектуальной истории. Множественность культур и проблема межкультурного перевода. Возможно ли достоверное знание об иных культурах? Проблема несоизмеримости и взаимной непереводимости институтов. Лекции 3-4 (4 часа). Предмет интеллектуальной истории и две классические традиции в социальных науках. Дюркгейм: понятие социального факта и социального института, метод «объяснения». Вебер: понятие социального действия, метод «понимания». Интеллектуальная история как история институтов и стилей мышления. Семинар 2 (2 часа). Формы знания и типы рациональности как объект социальной науки. Интеллектуальная история как история стилей мышления. Самостоятельная работа студентов – 12ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Рождение европейской интеллектуальной традиции. Формы знания и стили мышления в греческой культуре архаической и классической эпох. Рождение элементов критического мышления и элементов научной рациональности.
    Раздел 2. Лекция 5 (2 часа). Рождение европейской интеллектуальной традиции: формы знания в Греции архаической и классической эпох. Семинар 3 (2 часа). Формы знания в греческой культуре до возникновения критического мышления. Архаическая Греция: эпическая поэзия как носительница форм знания о природном и социальном мире. Мифологический стиль мышления и политеизм как культурно-исторический феномен. Поэма Гесиода «Теогония». Космология архаической эпохи: рождение космоса и социального порядка, жизненный мир человека. Семинары 4-5 (4 часа). Рождение критического мышления и элементов научной рациональности в классической Греции. Возникновение принципа истинности знания и идеи исследовательского метода. Геродот: формы эмпирического знания, принципа источника. Идея исследовательского метода: элементы «анализа» и элементы «критики источников» у Фукидида. Элементы интеллектуальной истории и истории понятий. Самостоятельная работа студентов – 10ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Платоновская революция в формах знания. Изобретение метафизического познания и проект трансформации греческой культуры
    Раздел 3. Лекции 6-7 (4 часа). Перехват традиции: Платон, новые формы знания и проект культурной революции греческой культуры. Метафизика Платона и ее влияние на последующие формы знания в европейской традиции. Семинары 6 (2 часа). Платон против греческой традиции: критика поэзии как института знания и института гражданского воспитания. Метафизика и политика. Семинар 7 (2 часа). Платоновская идея абсолютного знания. Попытка трансформации традиционного стиля мышления: философская эротика и культур-политический проект Платона. Самостоятельная работа студентов – 10ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Греческое понимание «политического». Основные понятия греческого стиля мышления о политике. Греческие истоки современных традиций мышления о политике.
    Раздел 4. Лекции 8-9 (4 часа). Движение софистов и новые формы знания в классическую эпоху. Софистика и философия в контексте полисной демократии. Софистика как институт политического образования. Софистическая философия права: рождение концепции «естественного права». Греческая идея политики. Человек как животное политическое. Греческие истоки современных форм мышления о политике. Семинар 8 (2 часа). Софистическая концепция «естественного права» и греческая этико-политическая традиция. Понятия власти и свободы. Власть над собой и власть над другими, свобода и рабство как политические категории и как формы отношения индивида к самому себе. Понятие enkrateia. Софистическая концепция «естественного права» как исток концепции Realpolitik в современных социальных науках Семинар 9 (2 часа). Аристотель и греческое понятие политики. Греческая идея «политического» как исток современного классического республиканизма. Семинар 10 (2 часа). Быть политиком в Греции в трагические времена: грек классической эпохи перед лицом рока. Самостоятельная работа студентов – 10ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Интеллектуальная история в 20-м веке. Поворот к языку.
    Раздел 5. Лекция 10 (2 часа). Значение как употребление: философия языка 20-го века и ее влияние на интеллектуальную историю. Кембриджская школа. История понятий. Семинар 11 (2 часа). Язык и социальная реальность. Теория речевых актов. Самостоятельная работа студентов – 8ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Фигурационный анализ Н. Элиаса. Генезис и характер «цивилизованности» современных западных обществ. Придворное общество.
    Раздел 6. Лекция 11 (2 часа). Фигурационный анализ Н. Элиаса. Элиас о происхождении современной западной цивилизации. Как анализировать историческую специфику фигураций? Придворное общество как фигурация. Семинары 12-13 (4 часа). Анализ «Придворного общества». Функции этикета и церемониала и трансформация аффективной сферы индивидов. Хабитус «цивилизованности». Придворная рациональность и классицистская трагедия. Самостоятельная работа студентов – 8ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Теоретические подходы к анализу государства, власти и политики в современных обществах. Интеллектуальная история формирования капитализма в России 1990-2000х годов.
    Раздел 7. Лекция 12 (2 часа). Историко-культурный анализ процесса формирования капитализма в России 1990-х гг. Феномен «силового предпринимательства. Семинары 14-15 (4 часа). Государство и насилие: власть, силовой ресурс и политическое сообщество. Легитимное и нелегитимное насилие. Монополия силы и социальный порядок. Государство и бандит: в чем отличие? Силовое предпринимательство в России 1990-х гг. и современный российский капитализм. Самостоятельная работа студентов – 10ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • История «форм мысли» М. Фуко.
    Раздел 8. Лекция 13 (2 часа). История форм мысли: М. Фуко о связи систем знания, отношений власти и форм субъективности. Как анализировать отношения власти: понятие гувернаментальности (gouvernementalité). Семинары 16-17 (4 часа). Фуко: власть как общая форма существования социальных отношений. История форм гувернаментальности в европейской культуре. Понятия «моральная проблематизация» и «моральный субъект собственных действий». Пример анализа отношений власти и форм субъективности в классической Греции Самостоятельная работа студентов – 10ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Релятивизм в современной эпистемологии истории. Виртуализация реальности
    Раздел 9. Лекции 14-15 (4 часа). Релятивисткая концепция истины в современных социальных науках и в эпистемологии истории. Культуры как виртуальная реальность. История как дискурсивная практика. Семинар 18 (2 часа). Культуры как символические реальности. Концепция «симулякров» и «символического обольщения» (Ж. Бодрийяр). Самостоятельная работа студентов – 8ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Стили мышления о политике в нововременных обществах. Историческое происхождение современных стилей политического мышления.
    Раздел 10. Лекции 16-17. Основные традиции понимания «политического» в Новое время. Стили мышления о политике в 20-м веке, исторический и культурный контекст формирования «реалистического» и «республиканского» стилей мышления. Семинары 19-20 (4 часа). Основные понятия и специфика стиля мышления в традиции Realpolitik и в республиканском понимании политического (М. Вебер, К. Шмитт, Х. Арендт). Самостоятельная работа студентов – 10ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Коллоквиум
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Активность и качество участия в дискуссиях на семинарских занятиях, качество докладов
  • неблокирующий Коллоквиум
    Коллоквиум проходит в устной форме. На коллоквиуме студент представляет доклад продолжительностью до 10 мин на любую тему из обсуждавшихся в курсе. Тему доклада студенты выбирают самостоятельно. Студентам рекомендуется в меру возможности (хотя это не является обязательным) связать тему доклада с темой своей текущей исследовательской работы. Студент может использовать изученный в рамках курса материал для дальнейшего развития своей курсовой работы. Оценка за коллоквиум выставляется по 10-бальной системе.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. На экзамене студент должен представить доработанный доклад по теме выступления на коллоквиуме с учетом заданных ему вопросов и полученных замечаний, а также ответить, в случае необходимости, на дополнительный устный вопрос по одной из тем курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа + 0.4 * Коллоквиум + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История политических учений: Учебник / В.Д. Зотов, Л.В. Зотова. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 672 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-360-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/395821

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hancock, A.-M. (2016). Intersectionality : An Intellectual History. New York, NY, United States of America: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1084660
  • Leithart, P. J. (2014). Gratitude : An Intellectual History. Waco, Texas: Baylor University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=704315
  • Wright, J. D. (2015). International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Vol. Second edition). Amsterdam: Elsevier. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=957369
  • Мамчур Е.А. Объективность науки и релятивизм: (К дискуссиям в современной эпистемологии). — М., 2004. — 331 с. ISBN 5-9540-0005-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346497