• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
198099 Saint Petersburg
17 Promyshlennaya Ulitsa, Room 107

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190008 Saint Petersburg
16 Soyuza Pechatnikov Ulitsa
 

 Facebook

Administration
Department Head Alexander Semyonov
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
From Cotton and Smoke: Łódź – Industrial City and Discourses of Asynchronous Modernity 1897–1994

Zysiak A., Śmiechowski K., Każmierska K. et al.

Lodz University Press, Jagiellonian University Press, distributed by Columbia University Press, 2018.

Article
Courts and Court Hierarchy in Novgorod the Great in the Late 16–Early 17th Centuries

Selin A. A., Iablokova I. V.

Canadian-American Slavic Studies. 2020. Vol. 54. No. 4. P. 432-445.

Book chapter
Climate Change from the Arctic People’s Point of View: Rhythms of Everyday Life, Infrastructures and Landscapes

Rakhmanova Lidia, Kolesnichenko L., Kirpotin S. et al.

In bk.: The Arctic: Current Issues and Challenges. Iss. Arctic region and antarctica issues and research. NY: Nova Science Publishers, Inc., 2020. Ch. 2. P. 15-55.

Working paper
THE ISSUES OF CULTURAL HIERARCHIES IN EARLY MODERN ETHNOGRAPHY BASED ON THE ACCOUNTS BY PETRUS PETREJUS, PAUL RYCAUT, FYNES MORYSON, AND JOHN DAVIES

Selin A. A., Байгушев С. В., Levin F. et al.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. No. 197.

Anthropology and Sociology of Museum Studies

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Программа дисциплины

Аннотация

учебная дисциплина «Антропология и социология музейного дела» предназначена для освоения студентами новых антропологических и социологических подходов к анализу музейного пространства. Пониманию специфики музейного пространства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • введение в антропологические и социологические подходы к исследованию и анализу музейного пространства на основе эмпирических примеров;
  • обзор основных теоретических школ в области visitor studies, социологии искусства, социологии культуры и cultural studies, а также анализ их влияния на организацию музейного дела и кураторские практики в России и в рамках зарубежной традиции;
  • знакомство с основными методами социологических и антропологических исследований музея.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • ориентироваться в современных антропологических и социологических концепциях музея;
  • понимать, какой спецификой обладает музейное пространство, какова его структура и особенности как объекта исследования и преобразования;
  • уметь разрабатывать программу социально-антропологического исследования и владеть методами эмпирических исследований в музейной среде.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Visitor studies и музейная социология: границы дисциплины в междисциплинарном поле.
    История становления исследовательских традиций в СССР, России и на Западе. Что является объектом исследования? История институционализации дисциплин. Прикладное и фундаментальное значение исследований. Смежные дисциплины. Фокус исследований: посетитель, экспозиция, музейное пространство.
  • Музей в оптике антропологии и социологии: исследовательский вопрос и методология.
    Зачем исследовать мнение посетителей. Связь кураторской концепции, языка экспозиции и позиции наблюдателя. Интерпретация музейной экспозиции.
  • Восприятие и впечатление: кто управляет интерпретацией?
    Концепции восприятия в социологии, социальной психологии, социальной антропологии. Интерпретация смыслов и рефлексия опыта восприятия. Как говорить о посетительском опыте и как его фиксировать? Концепция «интерпретативных сообществ».
  • Критический анализ экспозиции / временной выставки
    Язык экспозиции. Уровни прочтения экспозиции. Структура экспозиции/выставки. Различие между постоянной экспозицией и временной выставкой. Замысел куратора и интерпретация посетителей. Формы репрезентации ключевой идеи: каталоги, брошюры, путеводители, публикации, речь на открытии. Использование различных источников для анализа кураторской концепции.
  • Этнографический музей: заповедник материальности.
    Истоки музейной этнографии. Материальность и наука о человеке. Современные концепции этнографического музея
  • Художественный музей: проблема статуса экспоната и экспозиционного контекста
    Виды художественных музеев. Смешанные типы коллекций. Внехудожественные элементы экспозиции художественного музея. Эстетика и История в пространстве художественного музея.
  • Краеведческий музей как «третье место» для локальных сообществ малых городов и сел
    Музей как культурная площадка. Музей как воплощение авторефлексии сообщества о самом себе. Символические битвы вокруг музейной концепции в провинции. Гибридные формы репрезентации истории и повседневности в краеведческом музее. Музей и локальная идентичность.
  • Музей как "контактная зона" и "пространство знания".
    Постколониальная ситуация. Понятие «контактной зоны». Сообщества-источники. Проблема репатриации. Совместное курирование. Понятие «пространства знания».
  • Частные и государственные музеи: вариативность и концептуальная свобода
    Институциональные отличия частных и государственных музеев и влияние статуса на источники и характер формирование фондов и дизайн экспозиций. Музей одного предмета. Экспозиция без вещей. Музей и документы. Музей в цифровом пространстве.
  • Дизайн исследовательского проекта в музее
    Заказчик исследования – кто он? Задачи прикладного исследования. Формулирование исследовательского вопроса. Выбор методов. Специфика поля и возможности исследователя. Влияние процесса исследования на поведение посетителей и сотрудников.
  • Метод включенного наблюдения в музее.
    Включенное наблюдение как метод полевого исследования. Позиция исследователя – посетитель, интерпретатор, наблюдатель. Этические вопросы включенного наблюдения. Технологии наблюдения. Единицы наблюдения. Протокол наблюдений и полевой дневник.
  • Опрос посетителей: анкетирование и блиц-интервью
    Специфика количественного исследования в музее. Типы выборки. Техники проведения опроса. Музей как особое поле для проведения опроса. Дизайн опросного листа. Формулировки вопросов. Коммуникация с респондентом. Отказы от участия в опросе.
  • Интервью в музее: взгляд изнутри
    Экспертное интервью с музейными профессионалами. Полуструктурированное интервью с сотрудниками музея. Биографические интервью с работниками – что значит работа музее? Разработка гайдов для разных типов интервью. Подготовка к интервью.
  • Интервью в музее: взгляд снаружи.
    Полуструктурированные интервью с посетителями по временной выставке. Глубинные интервью с посетителями, направленные на изучение специфики восприятия экспонатов. Отложенное интервью и интервью на экспозиции.
  • Обработка результатов, анализ данных
    Транскрибирование интервью, обработка анкет. Работа с транскриптом. Сопряжение нескольких типов данных для проведения анализа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий письменное задание
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * аудиторная работа + 0.3 * письменное задание + 0.4 * проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Interpreting objects and collections / edited by Susan M. Pearce. (n.d.). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdnz&AN=edsdnz.37897428
  • Pearce, S. M. (1994). Interpreting Objects and Collections. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=460260

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Boast, R. (2011). NEOCOLONIAL COLLABORATION: Museum as Contact Zone Revisited. Museum Anthropology, 34(1), 56–70. https://doi.org/10.1111/j.1548-1379.2010.01107.x
  • Robinson, H. (2019). Interpreting Objects in the Hybrid Museum : Convergence, Collections and Cultural Policy. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2084548