• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Courses
ФКН
Contacts

Address:
198099 Saint Petersburg
17 Promyshlennaya Ulitsa, Room 107

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190008 Saint Petersburg
16 Soyuza Pechatnikov Ulitsa
 

 Facebook

Administration
Department Head Alexander Semyonov
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
From Cotton and Smoke: Łódź – Industrial City and Discourses of Asynchronous Modernity 1897–1994

Zysiak A., Śmiechowski K., Każmierska K. et al.

Lodz University Press, Jagiellonian University Press, distributed by Columbia University Press, 2018.

Article
Courts and Court Hierarchy in Novgorod the Great in the Late 16–Early 17th Centuries

Selin A. A., Iablokova I. V.

Canadian-American Slavic Studies. 2020. Vol. 54. No. 4. P. 432-445.

Book chapter
Climate Change from the Arctic People’s Point of View: Rhythms of Everyday Life, Infrastructures and Landscapes

Rakhmanova Lidia, Kolesnichenko L., Kirpotin S. et al.

In bk.: The Arctic: Current Issues and Challenges. Iss. Arctic region and antarctica issues and research. NY: Nova Science Publishers, Inc., 2020. Ch. 2. P. 15-55.

Working paper
THE ISSUES OF CULTURAL HIERARCHIES IN EARLY MODERN ETHNOGRAPHY BASED ON THE ACCOUNTS BY PETRUS PETREJUS, PAUL RYCAUT, FYNES MORYSON, AND JOHN DAVIES

Selin A. A., Байгушев С. В., Levin F. et al.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. No. 197.

History and culture of the Jewish identity in Eastern Europe

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

История и культура евреев Восточной Европы остается одной из самых востребованных и быстроразвивающихся областей гуманитарных исследований в последние десятилетия. Это комплексное исследовательское поле, включающее в себя усилия историков, филологов, лингвистов, фольклористов, антропологов, социологов, историков искусства и т. д. Изучение истории и культуры евреев Восточной Европы – это не только интересная исследовательская область, являющаяся ключом к пониманию многих исторических процессов в России и сопредельных странах. Это образцовая модель для многих современных дисциплин, таких, например, как изучение меньшинств и диаспор, изучение городского фольклора, история национальных движений и т. п. Например, изучение идиша стало, во многом, основой для возникновения и развития социолингвистики. Курс позволяет с одной стороны получить конкретные знания в области истории и культуры евреев Восточной Европы – важной страницы в истории России и Советского Союза, с другой, на конкретном материале еврейской истории и культуры получить навыки в области истории, культурной антропологии, социолингвистики, истории искусства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать на примере истории евреев Восточной Европы у студентов понимание того, как происходит формирование культурных и политических институтов меньшинств и диаспорных групп;
  • познакомить студентов с памятниками истории, культуры, искусства и литературы евреев Восточной Европы – одной из наиболее оригинальных и наименее известных культур Европы
  • познакомить студентов с общими принципами иудаики
  • сформировать у студентов общее представление об основных процессах и наиболее значимых событиях еврейской истории в России
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владение основными теоретическими концептами: меньшинство, народ, диаспора,
  • Основные концепты, описывающие жизнь позднесредневекового города
  • Основные понятия социолингвистики
  • Основные жанры фольклора. Фольклор как исторический источник
  • Основные жанры народного искусства. Понятие вернакулярной архитектуры
  • Народный бестиарий. Взаимодействие устной и книжной традиции. Фольклорная иконография.
  • Народная книга. Книжность как фольклорный жанр
  • Основные жанры повествовательного фольклора. Их бытование
  • Фольклорная музыка и world music. Заимствования и влияния.
  • Классический авангард и поиск национального искусства «Примитивы» как источник вдохновенния
  • Мистериальный театр. Еврейская культура как источник европейской архаики
  • Взаимоотношение профессиональной и народной литературы. Изменение концепции авторства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные черты еврейской культуры в Восточной Европе. Что такое еврейская Восточная Европа: границы и внутренние структуры
  • Социальная и религиозная жизнь в местечке
  • Идиш и другие языки в местечке
  • Еврейский фольклор и фольклористика
  • Еврейское народное искусство. Синагоги. Народная архитектура
  • Декорированные надгробия. Традиционная символика.
  • Еврейское народное искусство. Традиции и инновации.
  • Народная книга. Жанры народной литературы. Элийогу Левита и «Бовебух». Цейне-Рейне. Хасидская литература.
  • Народные сказки. Волшебные сказки. Легенды. Былички, суеверия и демонология.
  • Традиционная и современная клезмерская музыка.
  • Народный театр. Пуримшпили.
  • Еврейский фольклор и классическая литература на идише.
  • Еврейское народное искусство и аван-гардж. Шагал, Лисицкий и художники «Культур-лиги».
  • Заключение. Специфика еврейской культуры Восточной Европы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий семинарские занятия
  • неблокирующий Устный доклад
  • неблокирующий Эссе + защита эссе
  • неблокирующий семинарские занятия
  • неблокирующий Устный доклад
  • неблокирующий Эссе + защита эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * семинарские занятия + 0.4 * Устный доклад + 0.2 * Эссе + защита эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Tracy G Klirs. (1992). The Merit of Our Mothers : A Bilingual Anthology of Jewish Women’s Prayers. Cincinnati: Hebrew Union College Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1975303
  • Weinreich, B., & Yivo Institute for Jewish Research. (1997). Yiddish Folktales (Vol. 1st Schocken pbk. ed). New York: Schocken. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=739748

Рекомендуемая дополнительная литература

  • An-Ski, S., Werman, G., & Roskies, D. G. (2002). The Dybbuk : And Other Writings. New Haven: The New Yiddish Library. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=825841
  • Frieden, K. (2005). Yekhezkel Kotik. Journey to a Nineteenth-Century Shtetl: The Memoirs of Yekhezkel Kotik. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FC80EAC6
  • Hundert, G. D. (2004). Jews in Poland-Lithuania in the Eighteenth Century : A Genealogy of Modernity. Berkeley: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108488
  • Roth, L., & Valman, N. (2014). The Routledge Handbook of Contemporary Jewish Cultures. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=850083