• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
198099 Saint Petersburg
17 Promyshlennaya Ulitsa, Room 107

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190008 Saint Petersburg
16 Soyuza Pechatnikov Ulitsa
 

 Facebook

Administration
Department Head Alexander Semyonov
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
From Cotton and Smoke: Łódź – Industrial City and Discourses of Asynchronous Modernity 1897–1994

Zysiak A., Śmiechowski K., Każmierska K. et al.

Lodz University Press, Jagiellonian University Press, distributed by Columbia University Press, 2018.

Article
Courts and Court Hierarchy in Novgorod the Great in the Late 16–Early 17th Centuries

Selin A. A., Iablokova I. V.

Canadian-American Slavic Studies. 2020. Vol. 54. No. 4. P. 432-445.

Book chapter
Climate Change from the Arctic People’s Point of View: Rhythms of Everyday Life, Infrastructures and Landscapes

Rakhmanova Lidia, Kolesnichenko L., Kirpotin S. et al.

In bk.: The Arctic: Current Issues and Challenges. Iss. Arctic region and antarctica issues and research. NY: Nova Science Publishers, Inc., 2020. Ch. 2. P. 15-55.

Working paper
THE ISSUES OF CULTURAL HIERARCHIES IN EARLY MODERN ETHNOGRAPHY BASED ON THE ACCOUNTS BY PETRUS PETREJUS, PAUL RYCAUT, FYNES MORYSON, AND JOHN DAVIES

Selin A. A., Байгушев С. В., Levin F. et al.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. No. 197.

Archival Heuristics

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
3 year, 3 module

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к блоку обязательных дисциплин, обеспечивающих базо-вую профессиональную подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: • «Источниковедение», «Античность и Византия», «Европа в V–XVII вв.», «Россия XVIII–XX вв.» Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • знанием отечественной и всемирной истории на уровне программы 1-2 курсов бакалав-риата; • иметь представление о существующих системах классификации исторических источни-ков; • иметь представление об информационном потенциале основных типов и видов исторических источников; • владеть базовыми навыками анализа исторических источников. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех других профессиональных и специальных дисциплин и в ходе самостоятельной иссле-довательской работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Архивная эвристика» являются раскрытие эвристических возможностей методов различных специальных исторических дисциплин, взаимодействии в процессе исторического исследования, При этом решаются следующие задачи: • знакомство студентов с проблематикой и методами различных специальных историче-ских дисциплин; • усвоение понятийно-категориального аппарата специальных областей исторического знания; • знакомство с основными этапами развития и становления комплекса исторических дис-циплин; • формирование навыков работы с разными типами исторических источников в зависимо-сти от поставленной исследовательской задачи.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Характеризует основные требования к научным и научно-популярным изданиям исторических источников
  • Транскрибирует тексты исторических источников в соответствии с принятыми правилами
  • Переводит даты между различными системами летосчисления
  • Характеризует значение родственных связей в обществах различных типов
  • Переводит данные о длине, объеме, весе, площади и стоимости между различными системами мер и денежного счета
  • Характеризует основные тенденции в эволюции принципов измерения и системы мер с древнейших времен до наших дней
  • Характеризует астрономическую и биологическую основу календаря
  • Владеет основами методики дипломатического анализа документов разного типа
  • Владеет научным инструментарием и понятийно-категориальным аппаратом дипломатики, специальной терминологией
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Архивоведение и археография
    Характеризуются логика архивного поиска, предмет и объект архивоведения и археографии, типы изданий исторических источников и принципы передачи текста в зависимости от типа издания. Рассматриваются технологии презентации исторических источников в машиночитаемой форме (TEI XML).
  • Историческая хронология
    Рассматриваются биологическая и астрономическая основа времяисчисления. Формируется представление об истории календарей с древнейших времен до наших дней (с особым акцентом на своеобразие систем летосчисления на Руси и в России). Вырабатываются навыки перевода дат между различными системами летосчисления.
  • Генеалогия и геральдика
    Раскрывается роль родственных связей в структуре архаических и современных обществ. Рассматриваются гербы как визуальное выражение родственных связей и политических идеологий. Вырабатываются навыки интерпретации символической информации, заложенной в гербе как феномене культуры.
  • Историческая метрология
    Рассматривается эволюция принципов измерения и систем мер с древнейших времен до Новейшего времени. Даются сведения об эволюции системы денежного счета в России (IX–XXI вв.) Вырабатываются навыки перевода с древнерусских систем мер на современные.
  • Документоведение и дипломатика.
    Рассматриваются тенденции развития дипломатики в странах зарубежной Европы в XIX – XX вв. Раскрываются особенности немецкой и французской школы дипломатики, их особенности, этапы становления. Специфика русской дипломатической школы. Виды документальных источников. Споры вокруг понятия «акт». Классификация русских актов. Специфика русского акта. Актуальные проблемы современной дипломатики и документоведения. Базы данных и информационные ресурсы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий письменный экзамен
  • неблокирующий контрольная работа по теме
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * контрольная работа по теме + 0.5 * письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вспомогательные исторические дисциплины: нумизматика, геральдика : учебное пособие / В.В. Шевцов, А.Н. Полухин ; под общ. ред. В.В. Шевцова. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 76 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1048457

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Арсеньев Ю.В. - Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 гг. - Издательские архивы - 1908 - 355с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/912223
  • Лакиер А.Б. - Русская геральдика. Ч.1-2 - Издательские архивы - 1855 - 713с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/912224
  • Лаппо-Данилевский А. С. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 239с. - ISBN: 978-5-534-07070-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-1-teoriya-istoricheskogo-znaniya-420751
  • Лаппо-Данилевский А.С. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 315с. - ISBN: 978-5-534-07072-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-2-metody-istoricheskogo-izucheniya-420752