• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Article
Сholera Riots in Staraia Russa in 1831. People and the Authorities: Actions, Motives, Concerns
In press

Belan M.

Slavonic and East European Review. 2024. Vol. 102. No. 2.

Book chapter
The Stolbovo Treaty and Tracing the Border in Ingria in 1617–1618

Adrian Selin.

In bk.: Sweden, Russia, and the 1617 Peace of Stolbovo. Vol. 14. Turnhout: Brepols Publishers, 2024. P. 99-118.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

Contemporary Russian History

2017/2018
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
1 year, 1, 2 semester

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая рабочая программа дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям аспиранта, а также определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Объясняет подходы и методы в изучении современной истории России
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у аспирантов представлений об основных подходах к научному осмыслению истории России;
  • выработку навыков беспристрастного анализа конкретного событийного ряда из истории России на основе методологически верно подобранного ряда источников;
  • освоение современных тенденций в исследованиях российской истории в отечественном и зарубежном научном сообществе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Проявлены навыки анализа источников и литературы.
  • Проявляет навыки выработки новых подходов и гипотез в отношении известных событий и результатам исследований
  • Демонстрирует способности выбора соответствующих целям и задачам рассматриваемой проблематики исследовательских методов
  • Проявляет навыки составления историографической справки с применением основных характеристик источников по своей теме
  • Имеет закрепленные навыки по оформлению исследовательских вопросов в рамках выбранной теоретической области
  • Умение обращаться с современными подписными базами данных и возможностями Интернета с целью поиска подходящих для своих исследовательских целей источников.
  • Проявляет уверенные навыки рефлексии в отношении изученных материалов в области исторического знания и материалов междисциплинарного характера
  • Способен выявить и продемонстрировать академической общественности актуальность собственного исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. СССР до эпохи перестройки.
    Тема 1. Проблемы изучения современной истории. Вопрос о хронологических границах в определении предмета современной истории. Понятие исторической политики. Методы современной истории Устная история, микроистория, визуальная антропология, дискурс-анализ. Просмотр отрывков д.ф. «Блокада» реж. С. Лозница (2005). Тема 2. СССР и мир после второй мировой войны. Проблема восстановления страны: курс на ускорение промышленного развития за счет сельского хозяйства. Коллективизация в новых районах СССР. Принудительное использование рабочей силы, издержки централизации и бюрократизации управления экономикой. Блеск и нищета позднего сталинизма. Продолжение военизированных практик реального верховного государственного управления. Ялтинско-потсдамская система. Биполярный мир. Страны «народной демократии» и борьба с империализмом. «Оппортунизм» и «парламентаризм». Советская атомная программа. Ждановщина. Борьба с космополитизмом. Дело врачей. Функционирование системы ГУЛАГ. Тема 3. 1960е: новое и старое. Десталинизация и ее ограничения. Экономические реформы. Достижения общества развитого социализма в кодификация советского гражданского и уголовного права начала 1960х гг. Физики и лирики. Шестидесятничество. Мирное сосуществование во внешнеполитическом курсе. От надежд 1960х к «застою» 1970х: конец оттепели. Экспорт сталинизма. Пражская весна. Проблемы в реализации экономических реформ. Борьба с инакомыслием. Разбор отрывков х. ф. «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен» реж. Э. Климов. Тема 4. Научно-техническая революция в СССР. Холодная война и научно-техническая революция в СССР. Ключевые достижения в науке и техники советских ученых. Освоение космоса. Проблемы сотрудничества с зарубежными научными организациями. Начало глобализации, экологические проблемы. Жизненные миры советских ученых и инженеров. Тема 5. 1970-е: эпоха застоя. Персонализация власти в брежневский период. Идеологическое обоснование концепции «общество развитого социализма». Конституция 1977 года. Экономические проблемы. Человек и общество периода «застоя». Политика разрядки международной напряженности между Востоком и Западом. Причины ухудшения положения СССР на международной арене в конце 1970-х годов.
  • Блок 2. Перестройка и современная Россия.
    Тема 6. Перестройка. Кризис первой половины 1980-х гг. и начало перестройки. Ю.А. Андропов и попытки преодоления негативных явлений в обществе. К.Н. Черненко. Кризис партийного руководства. М.С. Горбачев, XIX партконференция и начало перестройки политической системы в СССР. Новое политическое мышление и попытки его реализации во внутренней и внешней политике. «Бархатные революции» и крушение советского блока в Европе. Роль деятелей культуры и средств массовой информации в изменении настроений общества. Съезды народных депутатов СССР и их влияние на изменение общественно-политической ситуации в стране. Основные причины распада СССР. Тема 7. Начало новой России Национальные конфликты и процесс суверенизации республик СССР. Новоогаревский процесс. Создание СНГ. Проблема суверенитета в России и других бывших республиках СССР. Революции на постсоветском пространстве. Особенности становления рыночной экономики в постсоветской России. Политика приватизации в Российской Федерации в 1991 – 2000 гг. Социальные последствия нового экономического курса в 1990-х гг. Чеченский кризис: причины и способы разрешения. Внешнеполитические приоритеты российской дипломатии. Российская Федерация и НАТО. Становление и развитие политической системы Российской Федерации. Тема 8. Россия 90-х гг. Конституционный кризис 1993 года. Экономические проблемы начала 1990-х гг. Политика «большого шока». Угроза сепаратизма. Первая и вторая чеченские кампании. Развитие российского парламентаризма. Федерализация и регионализация в Российской Федерации в 1990-е гг.: причины и содержание. Дефолт 1998 года. Укрепление вертикали власти. Тема 9. Россия в современном мире: итоги XX века. Становление новых приоритетов во внутренней и внешней политики Российской Федерации на стыке тысячелетий. Становление «вертикали власти». Трансформация выборного законодательства. Кризис во взаимоотношениях с европейскими странами в рамках ОБСЕ. Новые вызовы в области ядерного нераспространения: договоры ПРО, СНВ-2, СНП, СНВ-3 – проблемы подписания, ратификации и реализации. Поиск новой идентичности на пространстве СНГ и воплощение идей евразийской интеграции: ЕврАзЭС, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, Единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание представляет собой письменное задание, содержащее 2 вопроса, письменный ответ на которые должен иметь объём не менее 1000 слов. Вопросы задания могут повторять вопросы из билетов итогового экзамена, чтобы аспирант в процессе выполнения домашнего задания ознакомился с предъявляемыми требованиями к ответу на итоговом контроле в форме экзамена, а также получил представление о достаточности/недостаточности собственного уровня освоения пройденного материала.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа, выполняется письменно в течение 40 минут, содержит 2 вопроса, письменный ответ на которые должен иметь объём не менее 1000 слов. Вопросы задания могут повторять вопросы из билетов итогового экзамена, чтобы аспирант в процессе выполнения контрольной работы ознакомился с предъявляемыми требованиями к ответу на итоговом контроле в форме экзамена, а также получил представление о достаточности/недостаточности собственного уровня освоения пройденного материала. Проведение контрольной работы в ограниченный период времени позволяет отработать подготовку ответа в условиях, приближенных к условиям проведения итогового контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль производится в форме экзамена. Экзамен проводится в устной форме по билетам. Аспирант имеет 30 минут на подготовку и должен дать развёрнутый ответ на представленные в билете вопросы, в соответствии с материалами учебной программы. Каждый билет содержит два экзаменационных вопроса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (II семестр)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ходяков М.В. - отв. ред. - ИСТОРИЯ РОССИИ (1914—2015) 8-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2017 - 553с. - ISBN: 978-5-534-04440-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-rossii-1914-2015-406275

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gerasimov, I., Glebov, S., Kusber, J., Mogilner, M., & Semyonov, A. (2010). Novaia imperskaia istoriia i vyzovy imperii. Ab Imperio, (1), 19–52. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=52945212
  • Gerasimov, I., Kusber, J., & Semyonov, A. (2009). Empire Speaks Out : Languages of Rationalization and Self-description in the Russian Empire. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=351006
  • SEMYONOV, A. (2017). How Five Empires Shaped the World and How This Process Shaped Those Empires. Ab Imperio, 18(4), 27–51. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=128449757