• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
198099 Saint Petersburg
17 Promyshlennaya Ulitsa, Room 107

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190008 Saint Petersburg
16 Soyuza Pechatnikov Ulitsa
 

 Facebook

Administration
Department Head Alexander Semyonov
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
From Cotton and Smoke: Łódź – Industrial City and Discourses of Asynchronous Modernity 1897–1994

Zysiak A., Śmiechowski K., Każmierska K. et al.

Lodz University Press, Jagiellonian University Press, distributed by Columbia University Press, 2018.

Article
Courts and Court Hierarchy in Novgorod the Great in the Late 16–Early 17th Centuries

Selin A. A., Iablokova I. V.

Canadian-American Slavic Studies. 2020. Vol. 54. No. 4. P. 432-445.

Book chapter
Climate Change from the Arctic People’s Point of View: Rhythms of Everyday Life, Infrastructures and Landscapes

Rakhmanova Lidia, Kolesnichenko L., Kirpotin S. et al.

In bk.: The Arctic: Current Issues and Challenges. Iss. Arctic region and antarctica issues and research. NY: Nova Science Publishers, Inc., 2020. Ch. 2. P. 15-55.

Working paper
THE ISSUES OF CULTURAL HIERARCHIES IN EARLY MODERN ETHNOGRAPHY BASED ON THE ACCOUNTS BY PETRUS PETREJUS, PAUL RYCAUT, FYNES MORYSON, AND JOHN DAVIES

Selin A. A., Байгушев С. В., Levin F. et al.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. No. 197.

Archaeology

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructor

Щеглова Ольга Алексеевна

Щеглова Ольга Алексеевна

Программа дисциплины

Аннотация

Целью изучения учебной дисциплины «Археология». является усвоение студентами общих знаний об основных понятиях, методах, подходах и разделах современной археологической науки, а также об основных этапах её развития, течениях и открытиях. Ориентированный на студентов 1 года обучения курс включает рассмотрение вопросов, связанных с ролью археологии в современном обществе, с экспонированием археологических объектов в музеях, с дидактической составляющей функционирования археологических образовательных центров в профильных и исторических музеях. В результате изучения дисциплины «Археология» студенты должны знать содержание курса, в том числе фундаментальные понятия археологии и музееведения, основные методы полевой и кабинетной работы археолога, ориентироваться в системе основных разделов археологической науки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студент воспроизводит основные понятия, термины, факты, формулирует задачи дисциплины, определяет её предмет и объект.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен работать в команде
  • Студент объясняет роль археологического источниковедения и историографии для исследования. Различает особенности процедуры исторического и археологического исследования. Использует понятия в исследовательских ситуациях.
  • Студент воспроизводит основные понятия, термины, факты, способен сформулировать определения и установить взаимосвязи между понятиями.
  • Студент воспроизводит основные термины и понятия, знает основные характеристики видов археологических памятников. Распознает виды археологических памятников по визуальным признакам.
  • Студент воспроизводит основные термины и понятия, представляет процедуру полевого исследования памятников, знает общие требования к оформлению полевой документации, способен вести полевой дневник археологической практики.
  • Студент воспроизводит основные термины и понятия. Применяет разные формы датирования и периодизации в конкретных ситуациях. Определяет принципы построения различных периодизаций. Имеет представление о принципах решения стратиграфических задач.
  • Студент знает основные вехи истории мировой и отечественной археологии, ориентируется в течениях, осведомлен об основных институциях и изданиях. Знает наиболее крупные археологические открытия XIX и XX вв., имена и достижения основателей археологических школ.
  • Студент знает основные эпохи археологической периодизации, может дать их характеристику. Может назвать наиболее яркие археологические культуры Евразии, обозначить ведущие типы древностей, показать интерпретационные возможности археологических материалов для реконструкций в истории и антропологии.
  • Студент знает типы археологических музеев и особенности экспонирования археологических материалов, историю археологических музеев и опыт наиболее значимых из современных.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Археология как научная дисциплина
  • Археологические источники.
    Специфика археологических источников по сохранности и объективности представленной в них информации. Внешняя и внутренняя критика археологических источников: констатация разрыва во времени и традиции. Процедура работы археолога от раскопок до культурных и социально-исторических обобщений. Виды археологических источников – обзор. Особенности извлечения из них информации.
  • Основные понятия археологической науки
    Артефакт. Признак. Тип. Археологический комплекс. Культурный слой. Культура. Эпоха. Традиция. Замкнутый комплекс и комплекс длительного накопления. Археологическая культура: Содержание понятия в археологии. Хронологические рамки применения понятия. Способы выделения археологических культур. Пространственные и хронологические границы. Направленность в изучении материальной культуры в пространстве (картографический метод). Дискуссия о содержании и интерпретации понятия «археологическая культура». Актуальные проблемы интерпретации: археологическая культура и этнос, хозяйственно-культурный тип, историко-культурная общность. Понятие культурогенеза в археологии и в других гуманитарных дисциплинах Понятие культурного слоя. Понятие стратиграфии. Сходство и различие понятия стратиграфии в геологии и археологии. Периодизация в археологии.
  • Виды археологических памятников, их классификация.
    Поселения, погребения, клады, следы деятельности – их виды, распознавание в полевых условиях
  • Методы полевой археологии.
    Методы поисков, раскопок и фиксации объектов. Применение методов естественных наук в полевой археологии. Процедура разведок и раскопок. Реставрация и реконструкция артефактов. Полевая документация, её виды. Требования к полевому дневнику и отчету.
  • Методы кабинетной археологии
    Археологическое вещеведение. Подходы и методы археологической типологии: сериация, кластерный метод. Дескриптивная археология. Типологический метод в археологии. Стилистический метод анализа и археология. Рождение типологического метода. Направленность в изучении материальной культуры во времени, на подступах к понятию тип. Распространение типов в пространстве. Основные направления интерпретации. Миграции, торговля, диффузия. Археологическое вещеведение: изделия из камня, керамики, металла, органических материалов, как археологические источники. Особенности изучения, классификации, применения естественно-научных методов и реставрации.
  • Синхронизация и датирование в археологии
    Первая археологическая периодизация истории человечества. К. Томпсен – рождение системы трех веков, метод анализа вещей по комплексам, новые принципы экспозиции археологического материала; деятельность Е. Я. А. Ворсо – подтверждение системы трех веков, стратиграфический метод, метод исторических привязок. Традиционные методы датирования: Становление хронологии Древнего Египта и Месопотамии. Роль археологии в верификации данных письменных источников. Перенос исторических дат на другие территории – метод перекрестных датировок. Естественнонаучные методы датирования: Методы датирования геологических слоев. Дендрохронология. Радиоуглеродное датирование.
  • Основные вехи истории археологии
    Древности и их функции в культуре от первобытности до Нового времени. Зарождение классической археологии. Винкельман. Начало первобытной «музейной археологии» . Выдающиеся археологические открытия 19 века. Эволюционизм, диффузионизм, миграционизм. – основные направления археологической науки 19 и начала 20 вв. Географическая школа, германская археологическая школа Г. Косины, «новая археология» в США и Европе, процессуальная и постпроцессуальная археология – основные течения археологической науки 20 века. Основные вехи истории Российской археологии. Указы Петра I, академические экспедиции, начало изучения первобытных и классических древностей в 18 веке. Деятели российской археологии: З. Доленга-Ходаковский, А.С. Уваров, И.Е. Забелин. От археологических обществ к императорской Комиссии. А.А. Спицын и В.А. Городцов. Создание ГАИМК, её задачи, структура и деятельность. Н.Я. Марр, В.И. Равдоникас. Марксистская теория и позитивизм в советской археологии. Успехи полевой советской археологии, основные парадигмы интерпретации источников.
  • Основные археологические эпохи и культуры.
    Археологические данные и проблема происхождения человека. Формирование современных представлений о ранних этапах антропогенеза. Памятники эпохи палеолита. Периодизация палеолита. 2. Памятники эпохи неолита. Региональные особенности лесных неолитических культур и культур южных регионов. Археологические данные о неолитической революции. 3. Эпоха бронзы. Археологические данные по реконструкции металлургии бронзы. Основные культурные провинции и очаги металлургии и металлообработки. Периодизация эпохи бронзы. 4. Эпоха железа. Периодизация эпохи железа. Металлургия железа, как фактор исторического развития. Культуры эпохи железа Евразии. Скифские археологические памятники. «Скифская триада». Памятники античной археологии. Гальштатт и Латен – эпохи и памятники. Древности финно-угорских народов. 5.Археологические культуры исторической эпохи: памятники римского времени, эпохи Великого переселения народов, раннего средневековья. Соотнесение археологических и исторических данных, его возможности и ограничения. 6. Археология Средневековья и Нового времени. Древнерусскоий город. Археологические памятники на территории Санкт-Петербурга.
  • Археология в музеях
    Принципы экспонирования археологических памятников и находок. Музеи под открытым небом, археологические заповедники. Археологические экспозиции в музеях мира: естественно-научных, специализированных, исторических, региональных разного уровня. Археологические экспозиции в музеях России. Археология в музеях Петербурга: хранение и экспонирование. Археология в Государственном Эрмитаже: экспедиционная, исследовательская, хранительская деятельность; экспонирование. Принципы построения археологической экспозиции. Просветительская, учебная деятельность археологических музейных центров. Музей, как центр археологических исследований.
  • Археология и современное общество.
    Структура современных археологических служб в странах мира. Международные археологические организации. Современные археологические центры России: академические, образовательные и музейные. Целевые научные и охранные исследования, их регламентация. Законодательство о памятниках археологии. Феномен «черной археологии». Деятельность реконструкторских и волонтерских центров, как позитивная альтернатива кладоискательству.. Основные подразделения археологии настоящего (мусорная археология, этноархеология, экспериментальная археология). Связь с традиционной археологией. Археология и современная историческая наука. Археология в контексте современной культуры. Археология и популярная культура. Археология и политика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий текущая
    оценка текущего контроля активности на семинарах, включая блиц-тесты
  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий доклад с презентацией
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.14 * доклад с презентацией + 0.21 * текущая + 0.14 * Тест + 0.3 * Экзамен + 0.21 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • ВИШНЯЦКИЙ ЛЕОНИД БОРИСОВИЧ. (1999). ИСТОРИЯ ОДНОЙ СЛУЧАЙНОСТИ, или ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.599E3675

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ананьев Виталий Геннадьевич. (n.d.). История Зарубежной Музеологии Как Часть Истории Культуры: Основные Интеллектуальные Парадигмы Развития. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fistoriya-zarubezhnoy-muzeologii-kak-chast-istorii-kultury-osnovnye-intellektualnye-paradigmy-razvitiya
  • КЛЕЙН ЛЕВ САМОЙЛОВИЧ. (1999). Миграция: Археологические Признаки. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C09767CF