• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Sociological Theory

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: • базовые понятия социологии; • ключевые этапы истории социологии; • основные положения классических и современных социологических теорий и школ; • различные методологические основания социологического исследования, предлагаемые основными парадигмами социологического знания; • теоретические основы отраслевых социологических дисциплин; • специфику теоретического анализа комплексных социальных процессов и механизмов функционирования основных социальных общностей различными социологическими школами; • основные теоретические модели и методы исследования, описывающие соци-альное действие, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие на микро- и макроуровнях. Уметь: • использовать полученные знания для осмысления и решения социальных проблем; • применять полученные знания для формулировки исследовательского вопроса; • знать основные конвенции проверки гипотез, сформулированные в рамках того или иного предметного поля; • иметь базовые представления о классических социологических истоках различных предметных областей; • применять социологическое воображение для экспликации и теоретического анализа латентных социальных механизмов генезиса и развития современных социальных проблем; • применять различные социологические теории для построения программы социологического исследования, включающей общие вопросы выбора методологии и концептуального аппарата исследования; • использовать теоретические конструкты для интерпретации результатов эмпирических исследований, вторичного анализа существующих социально-экономических данных; • описывать специфику тех или иных культурных форм и влияние этой специфики на социальные и политические процессы. Иметь навыки (приобрести опыт): • наблюдения, понимания и научной интерпретации процесса производства социологических работ; • получения социологической информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу; • аналитической работы с научной литературой по социологии, в том числе на иностранных языках; • написания аналитических текстов (рефератов, эссе, reaction paper) с использованием словаря и объяснительных ресурсов современных социологических теорий; • распознания и оценки парадигм и способов социологического теоретизирования; • применения широкого спектра изученных методологических подходов в эмпириче-ских исследованиях на микро- и макроуровнях; • работы с источниками различных жанров, которые вводят в научный обиход соответствующие подходы в современной социологической теории (от традиционных источников, теоретических трактатов и статей, - до поэзии, от мемуаров и писем - до живописных и скульптурных изображений).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить студентов с трудами, задающими образцы анализа в социальной теории и создающими новые перспективы в исследовании современного общества
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент дает определения основных понятий курса, использует новую терминологию, распознает различные теоретические подходы к пониманию, высказывает свою точку зрения.
  • Студент умеет обобщить и воспроизвести прочитанный материал, оценить его, высказать/написать свою точку зрения, предлагает свою трактовку, интерпретацию.
  • Студент успешно подготавливает программу исследования; умеет реализовать поставленные в программе цели и задачи; понимает новизну и ограничения своего исследования.
  • Студент демонстрирует умение вести диалог с одногруппниками, распределять функции и выполнять задание.
  • Студент демонстрирует навыки групповой работы, и построения грамотной дискуссии.
  • Студент владеет способами поиска и переработки информации, что про-является в форме составления списка источников и материалов, презентации результатов чтения и анализа
  • Студент владеет материалом и применяет полученные знания основных социологических теорий для выполнения заданий
  • Студент интерпретирует предложенные материалы для анализа (результаты наблюдений, данные интервью, документальные данные)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Природа социального объяснения. Теории среднего уровня.
    Что такое аналитическая социология? Что значит давать объяснения? Типы плохих объяснений. Типы хороших объяснений. Теории среднего уровня VS. большие теории. Теории среднего уровня и социальное объяснение.
  • Роль эмоций в (рациональном) выборе.
    Рациональный выбор и эмоциональный выбор. Имеют ли эмоции прямое влияние на действие? Влияние эмоций на значимые предпочтения. Влияние эмоций на формальные предпочтения. Влияние эмоций на формирование верований и сбор информации.
  • Природа и роль верований.
    Роль категоризации в формировании верований. Роль индукции в формировании верований. Аналогизм. Роль социального влияния в формировании верований. Диссонанс и стремление к консистентности.
  • Предпочтения (желания).
    Что такое предпочтения? Предпочтения и личность. У кого есть предпочтения? Формирование и изменение предпочтений. Срочность и нетерпение.
  • Структура возможностей.
    Возможности выборов. Возможности и неравенство: предпочтения и таланты. Карьерные возможности для наемных работников: ригидная структура возможностей. Накопление возможностей: расширение и ограничение возможностей. Законодательные ограничения.
  • Социальные нормы.
    Нормы и действие. Социальные и моральные нормы, квази-нормы, квази-моральные нормы, легальные нормы, конвенции. Как функционируют социальные нормы? Рабочие нормы, нормы чаевых, очереди, справедливости и политические нормы. Роль эмоций презрения и стыда. Социальные нормы, опосредующие воздействие эмоций на поведение.
  • Процесс конкретизации. Концепты и номологические сети.
    Процесс конкретизации. Разделяемые значения, добавочные значения и номологические сети. Практические стратегии спецификации концептуальных определений. Многомерные конструкты. Создание конструктов. Пример спецификации концептуальных определений. Операционализация.
  • Мысленные эксперименты в социальных науках. Природа связей.
    Мысленные эксперименты для связей в обоснованной и эмерджентной теории. Описание связей с помощью переменных разного типа. Мысленные эксперименты для связей между категориальными переменными. Мысленные эксперименты для связей между количественными переменными. Мысленные эксперименты для связей между категориальными и количественными переменными. Мысленные эксперименты для опосредованных связей. Расширенное использование гипотетического факторного дизайна в мысленных экспериментах.
  • Каузальные отношения. Определение каузальности.
    Два типа связей: предсказательные и каузальные. Каузальность и обоснованная/эмерджентнаая теория. Типы каузальных отношений. Определение результирующих переменных. Определение прямых предпосылок. Непрямые каузальных отношений. Реципрокная или двунаправленная каузальность. Ложные связи. Необнаруженные связи. Расширение теории. Перспективы конструирования каузальных теорий.
  • Создание каузальных диаграмм.
    Практическое применение мысленных экспериментов и каузальных теорий.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Тесты
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Домашние задания + 0.1 * Работа на семинарах + 0.3 * Тесты + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Головин Н. А. - СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 461с. - ISBN: 978-5-534-07033-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennye-sociologicheskie-teorii-433199
  • Кравченко С. А. - СОЦИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.1. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 584с. - ISBN: 978-5-9916-3823-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-v-2-t-t-1-klassicheskie-teorii-cherez-prizmu-sociologicheskogo-voobrazheniya-426172

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кравченко С. А. - СОЦИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.2. НОВЫЕ И НОВЕЙШИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 636с. - ISBN: 978-5-9916-3824-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-v-2-t-t-2-novye-i-noveyshie-sociologicheskie-teorii-cherez-prizmu-sociologicheskogo-voobrazheniya-426190