• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Sociological Theory

2017/2018
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
13
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: • базовые понятия социологии; • ключевые этапы истории социологии; • основные положения классических и современных социологических теорий и школ; • различные методологические основания социологического исследования, предлагаемые основными парадигмами социологического знания; • теоретические основы отраслевых социологических дисциплин; • специфику теоретического анализа комплексных социальных процессов и механизмов функционирования основных социальных общностей различными социологическими школами; • основные теоретические модели и методы исследования, описывающие соци-альное действие, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие на микро- и макроуровнях. Уметь: • использовать полученные знания для осмысления и решения социальных проблем; • применять полученные знания для формулировки исследовательского вопроса; • знать основные конвенции проверки гипотез, сформулированные в рамках того или иного предметного поля; • иметь базовые представления о классических социологических истоках различных предметных областей; • применять социологическое воображение для экспликации и теоретического анализа латентных социальных механизмов генезиса и развития современных социальных проблем; • применять различные социологические теории для построения программы социологического исследования, включающей общие вопросы выбора методологии и концептуального аппарата исследования; • использовать теоретические конструкты для интерпретации результатов эмпирических исследований, вторичного анализа существующих социально-экономических данных; • описывать специфику тех или иных культурных форм и влияние этой специфики на социальные и политические процессы. Иметь навыки (приобрести опыт): • наблюдения, понимания и научной интерпретации процесса производства социологических работ; • получения социологической информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу; • аналитической работы с научной литературой по социологии, в том числе на иностранных языках; • написания аналитических текстов (рефератов, эссе, reaction paper) с использованием словаря и объяснительных ресурсов современных социологических теорий; • распознания и оценки парадигм и способов социологического теоретизирования; • применения широкого спектра изученных методологических подходов в эмпириче-ских исследованиях на микро- и макроуровнях; • работы с источниками различных жанров, которые вводят в научный обиход соответствующие подходы в современной социологической теории (от традиционных источников, теоретических трактатов и статей, - до поэзии, от мемуаров и писем - до живописных и скульптурных изображений).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить студентов с трудами, задающими образцы анализа в социальной теории и создающими новые перспективы в исследовании современного общества
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дает определения основных понятий курса, использует новую терминологию, распознает различные теоретические подходы к пониманию, высказывает свою точку зрения.
  • Умеет обобщить и воспроизвести прочитанный материал, оценить его, высказать/написать свою точку зрения, предлагает свою трактовку, интерпретацию.
  • Успешно подготавливает программу исследования; умеет реализовать поставленные в программе цели и задачи; понимает новизну и ограничения своего исследования.
  • Демонстрирует умение вести диалог с одногруппниками, распределять функции и выполнять задание.
  • Демонстрирует навыки групповой работы, и построения грамотной дискуссии.
  • Умеет обобщить и воспроизвести прочитанный материал, оценить его, высказать/написать свою точку зрения, предлагает свою трактовку, интерпретацию
  • Владеет способами поиска и переработки информации, что проявляется в форме составления списка источников и материалов, презентации результатов чтения и анализа
  • Владеет материалом и применяет полученные знания основных социологических теорий для выполнения заданий
  • Интерпретирует предложенные материалы для анализа (результаты наблюдений, данные интервью, документальные данные)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Социальные факты.
    Объекты социологического исследования: индивиды, группы, общества. Примеры: брак и семья, здоровье и болезнь, самоубийство. Социальный факт Дюркгейма.
  • Бедность.
    Классические британские исследования бедности и лейбористы. Дебаты о минимальном уровне заработной платы. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. Культура бедности. Депривация.
  • Город и неравенство.
    Экологический подход к социологии города. Естественный отбор, конкуренция и симбиоз. Аккомодации. Сукцессии. Интерстициальные зоны. Теория развития города Э. Берджеса. Точечные карты.
  • Городские институты и неравенство.
    Институты и базовые социальные потребности. Теорема Томаса. Определение ситуации. Сообщество и его функции. Естественный ареал. Городские банды. Этническая сегрегация. Зонирование.
  • Миграция, этничность, неравенство.
    Дебаты о расе. Таксономия расовых признаков. Процессы миграции и интеграции. Старые и новые направления миграции: юг-север, восток-запад, юг-юг. Ассимиляция. Мигрантские ниши. Этническое предпринимательство. Сегментированная ассимиляция.
  • Образование и неравенство.
    Образование как институт поддержания социального неравенства. Парсонс: школа как система аллокации агентов в социальном пространстве. Приписанные статусы и уровень самостоятельности как входные параметры. Достигаемые статусы в школе. Неравенство и социальное происхождение. Основные выводы Доклада Коулмэна. Языковые коды Бернстайна. Скрытая программа
  • Социальная стратификация. Класс и статус.
    Понятие статуса М. Вебера. Класс, статус, власть. Экономическое, социальное и политическое измерения неравенства. Статусная группа. Статусная герметизации. Механизмы конверсии статуса, класса и политического участия. Статус и занятость. Престиж занятости.
  • Социальная стратификация. Формы капитала.
    Понятие класса К. Маркса. Классовая схема П. Бурдье. Вкус. Легитимное искусство. Культурный капитал: инкорпорированный, институционализированный, объективированный. Экономический капитал. Социальный капитал.
  • Социальная стратификация. Репутационный подход.
    Классовая схема. У.Л. Уорнера. Исследование сообществ. Взаимодействие социального происхождения, расы, этничности, дохода, занятости, места проживания и типа жилья. Статусные символы. Клики и клубы.
  • Неравенство и социальная мобильность.
    П. Сорокин: тезисы о свойствах социальной мобильности и каналы вертикальной циркуляции. Межпоколенческая и интрагенарационная мобильность. Мобильность и трансформации рынка труда. Сравнительные исследования мобильности в западных обществах.
  • Элиты.
    Классики об элитах: циркуляция элит Парето, правящий класс Моска, железный закон олигархии Михельса. Властвующая элита Миллза: политическая, экономическая, военная фракции. Подходы к определению элит: позиционный и репутационный. Вертикальная и горизонтальная интеграция элиты. Механизмы герметизации элиты.
  • Неравенство и гендер.
    Пол и гендер. Биология и социальное конструирование. Исторические трансформации гендера. Патриархат. Женские движения. Позиции в социальных институтах. Шансы на рынках труда.
  • Неравенство и потребление.
    Производственные товары и потребительские товары. Фордизм и фордистская революция. Демонстративное потребление. Престижное потребление. «Продолжительность жизни» вещи и циклы моды. Макдональдизация.
  • Семья и брак.
    Вариации форм брака и семьи. Структура семьи. Функции семьи и брака. Репродуктивная и эмотивная функции. Семья и сообщество. Конфликты в семье. Семья и жизненные шансы.
  • Государство и политические институты.
    Понятие государства. Модели государства и дебаты об уникальности эмпирических случаев. Типы государственной деятельности и соответствующие институты по Ч. Тилли. Понятие власти. Типы господства. Государство и экономика. Национальные государства.
  • Тотальные и дисциплинарные институты.
    Карцерные организации. М. Фуко и понятие дисциплин. Дисциплинарные функции пространства и времени. Тотальные институты. Исключение в социальных обязательствах. Дискультурация и аккультурация. Вторичные приспособления.
  • Медицинские институты и здоровье.
    Социальные причины и социальные последствия болезни. Институты медицины и социология профессий. Социальное поведение медицинских работников. Политика в области здравоохранения. Вклад структурных функционалистов и символических и второй чикагской школы.
  • Школьные системы.
    Структуры образовательных систем и их укорененность в национальных экономических и политических системах. Сходства и различия образовательных систем. Спонсорские и соревновательные системы. Стратификация институтов в рамках одной системы. Системы трэкинга. Системы развитых и развивающихся стран.
  • Религия.
    Классика социологии религии: М. Вебер и Э. Дюркгейм. Хозяйственные этики мировых религий. Религиозные идеи и повседневная практика. Потусторонние и посюсторонние религии. Религиозный ритуал как средство интеграции. Современные направления исследования религий.
  • Университеты и высшее образование.
    Историческое развитие организационных форм университетов. Британская, французская, немецкая и американская системы. Игроки в поле высшего образования. Стейкхолдеры в университете. Группы интересов и сила голоса отдельных групп. Экономика высшего образования. Академически и студенческие культры.
  • Искусство и культурное производство.
    Историческая социология искусства. Функции объектов искусства как символов классового статуса и идеологического инструмента. Институты производства искусства: гильдии и цеха, академии и салоны, публичные музеи. Государственная поддержка искусства и культурное предпринимательство.
  • Культурные индустрии и мода.
    Дихотомия высокое (элитарное) искусство vs. массовое искусство. Голливуд как индустрия производства массового культурного продукта. Системы классификации искусства и классовые идеологии. Искусство и инструменты исключения и эксплуатации. Приемы культуриндустрии: упрощение сюжетов, сиквелы, «цепочки» производства, звезды и т.д. Цикл моды.
  • СМИ.
    Социология производства новостей. Политэкономия индустрии новостей. Социальная организация производства новостей: социология организаций и исследования профессий. Нормы журналистской профессии. Типологии новостей: рутинная новость vs. скандал. Создатели и промоутеры новостей.
  • Социализация.
    Понятия социализации и ресоциализации. Институты социализации: семья, школа, организации, профессиональные ассоциации, пир-группы, субкультуры. Функционалистская (выучивание ролей), интеракционистская (формирование Я-концепции) и критическая (роль власти и неравенства) перспективы.
  • Цивилизация.
    Цивилизационный процесс. Человек раннего средневековья. Регулирование аффектов. Высшие классы, ситуация соперничества и регулирование поведения. Книги об этикете как исследовательский материал. Придворное общество. Монополия на насилие, увеличение цепочек взаимозависимости между людьми и их последствия. Реорганизация отношений и структуры личности.
  • Трансформации сексуальности.
    Эссенциалистские и конструктивистские подходы к изучению сексуальности. Историческая социология сексуальности. Сексуальность и религия. Сексуальность и законодательство. Методы исследования сексуальности. Сексуальность, феминность и маскулинность. Гомосексуальность.
  • Революции и социальные движения.
    Архивные исторические работы. Работы в антропологической стилистике (наблюдение; case-study). Анализ количественных данных. Естественно-исторический и функционалистский подходы к исследованию революций. Роль государства. Агенты, которые производят революции. Последствия революций.
  • Урбанизация.
    Вирт: урбанизм как образ жизни. Гетерогенность. Плотность. Фрагментация. Дифференциация и специализация. Толерантность. Неомарксисты: конфликты и трансформации в городе. Этапы урбанизации. Метрополизация. Конурбации. Субурбанизация. Дженрификация.
  • Миграция и интеграция.
    Модели миграции. Возможности и ограничения для мигрантов. Негативные и позитивные следствия миграции для принимающего общества. Теория притяжения выталкивания. Теория миграционных систем. Теория миграционной сети. Кумулятивные эффекты миграции. Институты миграции.
  • Структурный функционализм.
    Понятия системы и функции. Биологическая метафора. Основные идеи Т. Парсонса и Р. Мертона. Схема AGIL. Интеграция, адаптация, достижение целей и активация культурных образцов. Функции стратификации, школы, СМИ, религии, ритуалов и т.д.
  • Символический интеракционизм.
    Взаимодействия лицом к лицу как единицы наблюдения. Микроанализ. Формы сокрытия, лжи, само-стилизации, мистификации, манипуляции «фасадами». Искренние и циничные исполнения. Сцена и закулисье. Работа над лицом. Ритуалы интеракции.
  • Этнометодология.
    Социальный порядок как центральный вопрос. Как сделать обыденные сцены заметными: этнометодологический эксперимент. Изучение нравственного закона «вне нас» как техническая задача. Фоновые ожидания. Свойства обыденного дискурса. Управление повседневностью. Стремление нормализовать возникающие несоответствия. Повседневное достижение желаемого социального статуса. Случай Агнесс и ситуации статусного перехода. Принудительность социальных категорий.
  • Социальные сети.
    История сетевого анализа. Вклад социальных психологов и антропологов. Связи между агентами как единицы анализа. Многоуровневость сетевого анализа. Тесный мир Милгрэма. Мультиплексность. Гомофилия. Политические, сексуальные, артистически и другие сети.
  • Теория конфликта.
    Концепции Козера, Дарендорфа, Боулдинга. Борьба за ценности и статус. Неравенство и распределение власти. Изменение социальной структуры. Статический и динамический аспекты конфликта.
  • Социальный капитал.
    Определения Коулмэна, Бурдье, Портеса. Источники социального капитала: ограниченная солидарность и обеспеченное доверие. Политические последствия дефицита социального капитала: боулинг в одиночестве.
  • Группа.
    Определение Р. Мертона: взаимодействие, идентичность, идентификация. Первичная и вторичная группы. Динамические процессы в группе: давление, конформизм, выделение ролей. Структура группы. Функции группы.
  • Организация.
    Бюрократии. Черты идеалотипической бюрократии и ее преимущества. едостатки, «патологии» и «отклонения» бюрократии от идеального типа. Функции правил в организации. Рациональный и иррациональный конфликт в организациях. Альтернативы бюрократиям.
  • Социальное действие.
    Интерпретативная теория социального действия. Целерациональное, ценностнорациональное, традиционное и аффективное действие. Функционалистская теория социального действия. Утилитаристская теория социального действия. Когнитивная теория социального действия.
  • Институт.
    Определения: институт как набор правил и как стабильные образцы отношений. Типы институтов. Формальные и неформальные институты. Экономические, политические и др. институты. Эффекты институтов. Механизмы институционального изменения.
  • Статус.
    Два базовых значения термина «статус». Статусные переходы. Статусная группа. Приписанные и достигаемые статусы. Теория статусных ожиданий/характеристик. Статусная кристаллизация, статусная консистентность и инконсистентность. Характеристики статусных переходов (Глейзер и Стросс). Агенты, контролирующие статусные переходы: гейткиперы и гиды.
  • Роль.
    Термин «роль» в структурно-функционалистской, интеракционисткой и объединительной (Тернер) перспективах. Роль и статус. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Ролевое напряжение. «Создание роли» (role making).
  • Нормы.
    Определение Дж. Хоманса: обязательность, кондициональность, отсылка к поведению, агенты. Разделяемость норм. Поведенческая регулярность. Санкционирование. Нормы vs. законы. Измерение норм.
  • Ценности.
    Составляющие понятия «ценности»: ценимый объект, суждение, носители ценности. Нормализация ценностей. Система ценностей. Консистентность и инконсистентность в ценностной системе. Приобретение и поддержание ценностей. Эмпирическая фиксация ценностей.
  • Идентичность.
    Социальная идентичность как ролевая идентичность. Ситуационная идентичность. Персональная идентичность. Коллективная идентичность. Кризис идентичности. Работа над идентичностью.
  • Доверие.
    Упрощение кооперации. Сокращение издержек на контроль и санкционирование. Генерализованное доверие. Доверительные отношения. Надежность партнера по коммуникации. Уязвимость доверителя. Герметизация отношений. Обеспеченное доверие. Связывающий и связующий социальный капитал
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Промежуточный экзамен
  • неблокирующий Итоговый за 1 курс
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашняя работа + 0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Промежуточный экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Домашняя работа + 0.2 * Итоговый за 1 курс + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Промежуточная аттестация (2 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Головин Н. А.-СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-461-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-07033-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sovremennye-sociologicheskie-teorii-433199

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кравченко С. А.-СОЦИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.1. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-584-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-3823-4, 978-5-9916-3825-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sociologiya-v-2-t-t-1-klassicheskie-teorii-cherez-prizmu-sociologicheskogo-voobrazheniya-426172
  • Кравченко С. А.-СОЦИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.2. НОВЫЕ И НОВЕЙШИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-636-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-3824-1, 978-5-9916-3825-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sociologiya-v-2-t-t-2-novye-i-noveyshie-sociologicheskie-teorii-cherez-prizmu-sociologicheskogo-voobrazheniya-426190