• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Comparative Aspects of European and Russian Modernism

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3, 4 module

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Сравнительные аспекты европейского и русского модернизма» предлагает студентам изучение широкой панорамы европейского модернизма, рассмотренной в компаративистском аспекте. Вместе с изучением контактных связей (прямых и опосредованных) и типологических схождений между творчеством отдельных писателей-модернистов и в целом модернистских течений в курсе рассматриваются интермидиальные влияния и пересечения, выходящие за рамки отдельных национальных культур. Среди целей курса – изучить широкую вовлеченность русского модернизма в общеевропейский поток художественных открытий и инноваций, которыми характеризовался период модернизма. Курс также формирует навыки для изучения межъязыковых, межлитературных и межкультурных контактов, необходимые не только в области компаративистики, но и в области художественного перевода.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение понятийным аппаратом современных компаративистских и интермедиальных исследований на материале литературы и искусства модернизма.
  • Формирование у студентов целостного представления о закономерностях межлитературных и межкультурных связей в период модернизма.
  • Умение определять аспекты национального своеобразия и транснационального сходства сравниваемых литератур и искусств.
  • Проблематизация традиционных литературоведческих и искусствоведческих подходов в рамках отдельных национальных литератур и искусств.
  • Формирование аналитического осмысления литературы и искусства модернизма в рамках взаимодействия культур.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Критическое осмысление современных компаративистских и междисциплинарных методов в гуманитарных науках.
  • Овладение практическими навыками использования различных компаративистских и междисциплинарных методов для анализа литературы и искусства.
  • Осмысление разнообразной включенности русской литературы и искусства в контекст европейского модернизма.
  • Развитие навыков ведения свободной дискуссии по актуальным проблемам истории литературы и сравнительного литературоведения.
  • Умение анализировать литературный и художественный материал, используя широкий общественный и философский контекст эпохи модерна.
  • Умение применять компаративные и междисциплинарные подходы, использованные в течение курса, в других областях гуманитарного знания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение.
  • Изучение модернизма как целостного транснационального движения.
  • Введение в сравнительные и интермедиальные исследования модернизма.
  • Зарождение модернизма во Франции и Англии
  • Движение «Искусств и ремесел».
  • Интермедиальное влияние творчества прерафаэлитов на символистов.
  • Рецепция творчества Ш. Бодлера в Европе и Англии.
  • Искусство и идеология fien de siècle.
  • Зарождение русского символизма в сравнительной перспективе.
  • Творчество Ш. Бодлера и русский символизм.
  • Постсимволизм.
  • Модернистская поэзия Первой мировой войны.
  • Сравнительные аспекты модернистского кюнстлеромана.
  • Сравнительные аспекты нарративов о «детстве поэта» в модернистской прозе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной из предложенных тем. Презентация не должна занимать более 10-12 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Желательно, чтобы студент сопровождал устную презентацию слайдами PowerPoint, в которых был бы представлен сравнительный анализ рассматриваемых произведений.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение нескольких тем по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Эссе
    Письменная работа, которая требует привлечения текстов разных жанров в рамках рассмотрения той или иной теоретически значимой проблемы(темы) (объемом около 12 тыс. знак). Эссе выполняется студентом вне аудитории по самостоятельно выбранной теме. Источники для раскрытия темы эссе также подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Экзамен
    Письменная работа, которая требует ответа на 20 вопросов по материалам лекций и обязательной литературы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.3 * Экзамен + 0.3 * Эссе + 0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бодлер, Ш.  Цветы зла / Ш. Бодлер ; переводчик В. Г. Шершеневич. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 249 с. — (Памятники литературы). — ISBN 978-5-534-10664-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456783 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Портрет художника в юности : Литературно-художественное издание / : Художественная классика, — 144 с. — URL: https://book.ru/book/901654 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Balakian, A. (1984). The Symbolist Movement in the Literature of European Languages. John Benjamins Publishing Co.
  • Behdad, A., & Thomas, D. R. D. (2011). A Companion to Comparative Literature (Vol. 1st ed). Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=391356
  • Charles Bernheimer, T. Jefferson Kline, & Naomi Schor. (2002). Decadent Subjects : The Idea of Decadence in Art, Literature, Philosophy, and Culture of the Fin De Siècle in Europe. Johns Hopkins University Press.
  • Swinburne, A. C. 1837-1909., & Gosse, E. 1849-1928. (1985). Les fleurs du mal and other studies /.
  • Душенко К. (n.d.). Нежинская Розина. Саломея: Образ Роковой Женщины, Которой Не Было.
  • ЖАТКИН ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ. (2015). Данте Габриэль Россетти И Серебряный Век Русской Литературы (Н. М. Минский, З. А. Венгерова). Известия Высших Учебных Заведений. Поволжский Регион. Гуманитарные Науки, 2 (34).