• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Old Church Slavonic

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 2, 3 module

Instructor


Sutorius, Konstantin

Программа дисциплины

Аннотация

Старославянский язык это древнейший литературный язык славян, создание которого относится ко второй половине IX в. и традиционно связывается с деятельностью братьев Кирилла и Мефодия. Этот книжный язык, созданный на базе южнославянских (болгаро-македонских) диалектов, был общим письменным языком принявших христианство славянских княжеств (Slavia Christiana). На него осуществлялись переводы с греческого языка христианских текстов (Евангелие, Псалтырь, агиографическая литература и др.). Курс знакомит с представлением о родстве славянских языков между собой, о понятии «праславянский язык», с основными инструментами и терминами сравнительно-исторического метода, с помощью которого, на основе письменных источников и данных живых славянских языков реконструируется как исходная система старославянского языка, так и устанавливается связь его с другими индоевропейскими языками. Обсуждаются дефиниции «старославянский язык», «церковнославянский язык», «древнерусский язык», их генезис и функции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить слушателей курса с современным состоянием теоретического знания о старославянском языке и написанных на нём текстах; дать навыки применения теоретических знаний к анализу написанных на старославянском языке текстов; дать целостное представление о фонетическом, грамматическом, лексическом и синтаксическом строе старославянского языка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент аргументированно обосновывает понимание принципов лексического заимствования.
  • Студент демонстрирует знание основных категорий современной рефлексии о литературе
  • Студент имеет представление о методологических импликациях тех или иных концепций литературного текста
  • Студент называет и формулирует грамматические категории и формы глагола.
  • Студент оперирует фактами развития старославянского языка.
  • Студент описывает систему имени существительного, и имени прилагательного.
  • Студент опознаёт глаголическую и кириллическую письменность, характеризует и сравнивает их.
  • Студент определяет разряды, а также распознаёт именные и полные формы.
  • Студент осведомлен об основнополагающих текстах, в которых вводятся те или иные категории теоретического знания о литературе
  • Студент показывает умение анализировать произведения, используя обсуждавшиеся на курсе теоретические работы
  • Студент различает деятельность и роль Кирилла и Мефодия в развитии старославянской письменности.
  • Студент различает систему гласных и систему согласных старославянского языка.
  • Студент распознаёт место и роль славянского языка в ходе исторического и языкового развития.
  • Студент распознаёт характерные грамматические черты местоимения.
  • Студент распознаёт характерные черты причастий, отличает принципы их образования, способен разотождествить краткие и полные формы
  • Студент способен сформулировать «закон» открытого слога и «закон» слогового сингармонизма.
  • Студент способен формулировать понимание основных словообразовательных моделей и их продуктивности в современном русском языке.
  • Студент способен формулировать целостное представление о синтаксисе старославянского языка.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Старославянский язык как объект лингвистического и культурно- исторического изучения. (1)
  • История возникновения и развития старославянской письменности. (2)
  • Основы сравнительно-исторического метода. Понятие «Праславянский язык». Фонетика. (3)
  • Морфология. (4)
  • Глагол.(5)
  • Причастия.(6)
  • Лексика и словообразование.(7)
  • Важнейшие особенности старославянского синтаксиса. (8)
  • Структура простого предложения.(9)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории без вариантов. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Во время написания работы разрешается пользоваться только указанными в варианте источниками.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа с текстами, ответы на вопросы, участие в обсуждении. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: Стационарный компьютер или ноутбук, Операционная система Windows (версии 7, 8, 8.1, 10) или Mac OS X Yosemite 10.10 и выше (https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: покидать зону видимости веб-камерой во время тестирования, отключать микрофон и снижать его уровень чувствительности к звуку во время тестирования, использовать более одного средства вывода изображения (монитор, ТВ, проектор), одну клавиатуру, один манипулятор (компьютерную мышь, трекпойнт и др.), привлекать помощь третьих лиц во время тестирования, предоставлять доступ к компьютеру посторонним лицам во время тестирования, вступать в разговоры с третьими лицами, дополнительные мониторы и компьютерную технику, кроме той, что непосредственно используется для экзамена, открывать вкладки браузера, пользоваться учебниками, общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться электронным словарем в формате djvu или pdf, пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи проводится в устной форме.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.3 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • ПОПОВ МИХАИЛ БОРИСОВИЧ. (2015). К вопросу о падении редуцированных гласных в древнерусском языке: хронология, фонологический механизм, отражение в памятниках. Ученые Записки Казанского Университета. Серия Гуманитарные Науки, (5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16375024
  • Шулежкова, С. Г. Старославянский язык, древнерусский язык и историческая грамматика русского языка: опыт сопоставительного изучения : учебно-методическое пособие / С. Г. Шулежкова. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 128 с. — ISBN 978-5-9765-0842-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/84330 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jakobson, R., & Rudy, S. (1985). Comparative Slavic Studies. The Cyrillo-Methodian Tradition. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=559428
  • Бондалетов, В. Д. Старославянский язык: Таблицы. Тексты. Учебный словарь : словарь / В. Д. Бондалетов, Н. Г. Самсонов, Л. Н. Самсонова ; под редакцией В. Д. Бондалетова. — 8-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 295 с. — ISBN 978-5-89349-408-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/106824 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.