• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar " Ideology and Poetics in Dostoevsky's Later Novels ("the Demons" and "the Brothers Karamazov")"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor


Nemirovskiy, Igor

Программа дисциплины

Аннотация

Спецкурс будет посвящен анализу художественных средств, которые Достоевский использовал для выражения различных типов идеологии. Творческая история «Бесов» представляет для этого исключительные возможности, поскольку позволяет проследить трансформацию самого жанра романа, от «романа – памфлета» к «роману – трагедии», происходившую в прямой зависимости от того, какого рода идеологию писатель предполагал в нем отразить. Анализ романа «Братья Карамазовы», предлагаемый в рамках курса, призван продемонстрировать другой подход Достоевского к построению романной структуры. Здесь писатель считал своей задачей отразить в романе не текущую идеологию, а экзистенциальные проблемы. Сквозной темой курса станет размышление о том, что такое идеология в литературе и как она проявляет себя через поэтику художественного текста.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Рассмотреть сопутствующие замыслы писателя, такие как замысел создания «фантастического» романа о Парижской комунне в жанре альтернативной истории
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза.
  • Вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества.
  • Создавать тексты различных типов для научно-исследовательских, деловых, проектных и иных целей на русском и иностранных языках.
  • Создавать тексты различных научных жанров, в том числе научные обзоры, аннотации, рефераты по тематике проводимых научных исследований.
  • Составлять на основе различных стандартов библиографические списки и обзоры, используя библиографический аппарат на традиционных и новейших носителях информации.
  • Участвовать в научных дискуссиях, выступать с сообщениями и докладами, представлять материалы собственных исследований в устной и письменной форме, в том числе с использованием компьютерных технологий.
  • Аннотировать и реферировать документы, научные труды и художественные произведения на иностранных языках.
  • Создавать на основе стандартных методик различные тексты аналитического и реферативного характера.
  • Участвовать в разработке и документальном сопровождении индивидуального или коллективного проекта, определять его цели задачи, сроки выполнения.
  • Участвовать в последовательной реализации индивидуального или коллективного проекта.
  • Обеспечивать аналитическими и прочими документами и материалами, координировать и организовывать работу малых коллективов в ходе реализации научно-исследовательских, деловых и иных проектов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Идеологический роман или роман идей: структурной полифонии.
    Анализ Проблем поэтики Достоевского. М. М. Бахтин в русской культуре XX века. Бахтин и анти-Бахтин.
  • Творческая история «Бесов»: от романа-памфлета к роману-трагедии.
    Литературоведческий комментарий. H. Ф. Буданова, Т. И. Орнатская, Н. Л . Сухачев, В. А. Туниманов, комментарии к Бесам.
  • Стихия пародии в Бесах.
    Бесы. Степан Петрович Верховенский.
  • Бесы как антинигилистический роман.
    Петр Степанович Верховенский. Достоевский и Чернышевский. Сердюченко В. Л., Достоевский и Чернышевский: Крайности единства.
  • Проблема прототипов в романе.
    Человек-демон Николай Ставрогин. Парсамов В. П. Николай Ставрогин: его «предки» и «потомки»
  • Великий писатель Кармазинов.
    Еще раз о пародии. Достоевский и Тургенев. Буданова Н.Ф. Достоевский и Тургенев: Творческий диалог.
  • Достоевский – феминист.
    Проблема женского поведения в Бесах.
  • Роман Подросток в структуре «романного пятикнижия» Достоевского.
    Долинин А.С., Последние романы Достоевского: Как создавались Подросток и Братья Карамазовы.
  • Братья Карамазовы: фигура рассказчика и принципы романного нарратива.
    Бэгби, Льюис, Первые слова: о предисловиях Достоевского.
  • Федор Павлович Карамазов – человек пушкинского поколения.
    Федор Павлович Карамазов — человек пушкинской эпохи Пушкин — либертен и пророк.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    Для участия в экзамене студент обязан: к указанной в расписании дате направить на электронную почту преподавателя эссе по одной из предложенных тем, объемом 5 тысячи слов. При отсутствии уважительной причины отправленные позже срока работы не принимаются
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    "Экзамен проводится в письменной форме (эссе) в дистанционном формате с использованием электронной почты. Для участия в экзамене студент обязан: к указанной в расписании дате направить на электронную почту преподавателя эссе по одной из предложенных тем, объемом 3 тысячи слов. При отсутствии уважительной причины отправленные позже срока эссе не принимаются, студент направляется на пересдачу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.24 * Аудиторная работа + 0.56 * Реферат + 0.2 * Экзамен