• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

European Modernism Poetry

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 3 module

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Поэзия европейского модернизма» посвящен одному из интереснейших явлений мировой литературы, возникшему на рубеже XIX-го и XX-го веков. Сформировавшееся под воздействием широкого мировоззренческого кризиса, охватившего европейское общество к концу XIX-го века, течение модернизма проявилось во множестве литературных и интеллектуальных практик, характеризуемых общей эстетической доминантой: переосмыслением эпистемологических оснований искусства и установкой на поиск новых, «модернистских» форм репрезентации действительности. Основными характеристиками модернистской поэзии становятся подрыв эстетических и социальных конвенций между писателем и читателем; фрагментизация как ведущий эстетический принцип, передающий представление о распаде целостности мира; возросшая роль автономности искусства и индивидуального творческого сознания как единственного критерия истинности и ценности поэтического произведения. В этом курсе мы сосредоточимся на обсуждении важнейших характеристик основных течений европейской модернистской поэзии (символизм, футуризм, имажизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм и др.), а также на обсуждении индивидуальных художественных систем ключевых поэтов европейского модернизма (У. Б. Йейтс, Т. С. Элиот, Э. Паунд, Р.-М. Рильке и др.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить слушателей курса c основными течениями поэзии европейского модернизма ипоэтическими системами главных представителей поэзии европейского модернизма.
  • Дать представление о различных методах анализа поэтических и теоретических текстов на основе их формальных и идеологических характеристик, привлекая научную литературу.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент разбирается в основных понятиях модернизма. Знает основных представителей поэзии модерна. Способен охарактеризовать виды модернизации. Понимает амбивалентное отношение поэзии модернизма к модерности.
  • Студент имеет представление об истории символа. Ориентируется в теории соответствия. Владеет понятиями синестезия, фантасмагорический современный город и пр.
  • Студент понимает ключевые различия символизма и пост-символизма. Знает, что такое культ будущего, технического прогресса. Разбирается в ономатопеи и типографике.
  • Студент имеет представление о понятии образа и зрении как ведущей сигнальной системы. Понимает влияние дальневосточной и античной поэзии.
  • Студент имеет представление об универсализации негативных сторон модерности. Знает наиболее часто встречаемые примеры.
  • Студент имеет представление о кризисе модерности и о влиянии событий ХХ века на поэзию модернизма.
  • Студент понимает сущность дадаизма приложимо к поэзии модернизма. Разбирается в причинах возникновения сюрреализма и его отражении в поэзии.
  • Студент знает об "ирландском возрождении", понимает влияние оккультизма на литературные памятники ХХ века. Способен дискутировать на тему лавирования поэзии между автономностью искусства и его социальной ролью
  • Студент понимает, в чем состоит системный подрыв поэтических конвенций.
  • Студент понимает влияние культуры и живописи на развитие поэзии, различает понятия "вещи" и "стихотворения-вещи". Осведомлен о мистическом модернизме.
  • Студент имеет представление об истории символа. Ориентируется в теории соответствий. Владеет понятиями синестезия, фантасмагорический современный город и пр.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: эпоха модернизма, модерность (modernity) и поэзия европейского модернизма.
    Определение терминологии: эпоха модернизма, modernity/модерность/«современность», модерн/art nouveau/Jugendstil. Технологическая, социальная и интеллектуальная модернизация; К. Маркс, Ч. Дарвин, Ф. Ницше; амбивалентное отношение поэзии модернизма к модерности.
  • Символизм
    История символа; неоплатонизм; теория соответствий; синестезия; фантасмагорический современный город; социальные роли модернистского поэта: дэнди, богема, фланер; формальные новшества: стихотворения в прозе, свободный стих (vers libre), суггестивная поэтика Ст. Малларме.
  • Футуризм
    Символизм versus пост-символизм; модернизм versus авангард; Ф. Маринетти; культ будущего, технического прогресса, молодости, войны; «первый манифест футуризма»; «технический манифест футуризма»; «Parole in libertà» («слова на свободе»); ономатопея и типографика.
  • Имажизм, вортицизм
    Понятие образа; доминанта зрения, а не слуха; «несколько запретов» Э. Паунда; влияние дальневосточной и античной поэзии; влияние философии Анри Бергсона; «музыкальная фраза» versus традиционная метрика; журнал «Blast»; понятие «vortex».
  • Экспрессионизм
    Универсализация негативных сторон модерности: отчужденный человек во враждебном мире; апокалипсическое мироощущение; деформация изображения под воздействием эмоционального состояния автора.
  • Первая мировая война и поэзия европейского модернизма
    Первая «тотальная война» как начало «короткого двадцатого века» (Э. Хобсбаум); кризис модерности; «окопная поэзия» между «георгеанцами» (Georgian poets) и поэзией авангарда; поэзия и shellshock.
  • Дадаизм, сюрреализм
    Дадаизм: искусство отрицания; отрицание эстетизма, индивидуализма, буржуазной морали; «Кабаре Вольтер»; коллаж; «симультанные поэмы». Сюрреализм: влияние психоанализа; воссоединение сна и реальности в сверх-реальности; левая идеология; автоматическое письмо; абсурд, алогизм.
  • Уильям Батлер Йейтс
    Ирландское возрождение; увлечение оккультизмом; первый национальный ирландский поэт; эволюция от символизма к пост-символизму; Пасхальное восстание 1916 г.; «ужасная красота» - амбивалентность модерности; реакционный модернизм Йейтса: между автономностью искусства и его социальной ролью.
  • Томас Стернз Элиот
    Системный подрыв поэтических конвенций: антиромантизм, анти-индивидуализм, антиклаймакс, (само)ирония, поток сознания, полифония, полиритмия; кризисное послевоенное сознание; интертекстуальность; мифология; «объективный коррелят»; традиция как инновация.
  • Р.-М. Рильке
    Значение России; влияние скульптуры и живописи; понятия «вещи» и «стихотворения-вещи»; Париж Бодлера и Рильке; бытие и смерть; мистический модернизм.
  • Эзра Паунд(9)
    Органицистское понимание культуры. Взаимосвязь поэтической и переводческой деятельности. Поэзия и политика. «Hugh Selwyn Mauberley» (1920): место поэта в современном мире; анти-капиталистический и анти-либеральный ответ на кризис модерности. «The Cantos»: архаика и модернисткий эпос.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Экзамен (эссе)
    Письменная работа, которая требует привлечения текстов разных жанров в рамках рассмотрения той или иной теоретически значимой проблемы(темы) (объемом около 10 тыс. знак). Эссе выполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Презентация + 0.4 * Экзамен (эссе)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • BRAIN, R. M. (2011). Genealogy of “ZANG TUMB TUMB”: Experimental Phonetics, Vers Libre, and Modernist Sound Art. Grey Room, 43, 88–117. https://doi.org/10.1162/GREY_a_00026
  • Grabarek, D., Minkel, W., & Donitz-Goldstein, H. J. (2003). The Norton Anthology of Modern and Contemporary Poetry (Book). School Library Journal, 49(10), 106. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=11071321
  • Kingsbury, P. (2003). The Norton Anthology of Modern and Contemporary Poetry (Book). Library Journal, 128(11), 76.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jansen, M. M., & Somigli, L. (2016). The “necessary modernisation” of Sacred Art : A “double vision” on Modernism and Modernity. Netherlands, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B34FAD28
  • NORGATE, P. (1989). Wilfred Owen and the Soldier Poets. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.972001CB
  • Stallworthy, J. (2014). War Poet. Carcanet Poetry.
  • Thacker, A., & British Council. (2011). Imagist Poets. Liverpool University Press.