• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

German

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1-4 module

Instructors


Kuleshova, Julia


Шедлих Алишья

Программа дисциплины

Аннотация

1 КУРС. Курс «Немецкий язык» относится к дисциплинам профессионального цикла, входит в блок дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную часть подготовки (Б.ПЦ. Б) бакалавров. Изучение учебной дисциплины на 1 курсе студенты начинают без начальных знаний и достигают к концу 1 курса уровня А 1+/ А 2 по классификации CEFR по всем видам речевой деятельности.Отдельное внимание уделяется формированию базовых грамматических навыков и работе с текстом как основе для дальнейшего использования полученных языковых знаний в предметах профессионального цикла. Основные положения при изучении дисциплины могут быть поддержаны знаниями и умениями, получаемыми студентами в рамках изучения дисциплин «Английский язык», «Введение в языкознание», «Латинский язык». Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Третий иностранный язык (французский)», «Ключевые тексты на немецком языке», «Грамматика немецкого языка в синхронии и диахронии». 2 КУРС. Курс «Немецкий язык» относится к дисциплинам профессионального цикла, входит в блок дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную часть подготовки (Б.ПЦ. Б) бакалавров ОП Филология. Изучение учебной дисциплины студенты начинают после 1 года обучения с уровня A1+. Основные положения при изучении дисциплины могут быть поддержаны знаниями и умениями, получаемыми студентами в рамках изучения дисциплин «Английский язык», «Введение в языкознание», «Латинский язык». Студенты, успешно освоившие программу курса, приобретают первичные навыки по работе с иноязычными текстами в части поиска, анализа и представления полученной информации, используя приемы аннотирования, реферирования и конспектирования, которые необходимы для перехода на следующий этап и для последующей работы с научной литературой в оригинале при изучении следующих дисциплин: «Ключевые тексты на немецком языке», «Грамматика немецкого языка в синхронии и диахронии». Умение писать эссе различной проблематики и сравнивать различные точки зрения, описывать возможные плюсы и минусы, аргументируя свое мнение, станет залогом успешного участия в дискуссиях и групповых исследовательских проектах. 3 КУРС. Курс «Немецкий язык» относится к дисциплинам профессионального цикла, входит в блок дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную часть подготовки (Б.ПЦ. Б) бакалавров. Студенты достигают к концу 3 курса уровня B2 по классификации CEFR по всем видам речевой деятельности. Основные положения при изучении дисциплины могут быть поддержаны знаниями и умениями, получаемыми студентами в рамках изучения дисциплин «Английский язык», «Введение в языкознание», «Латинский язык». Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Третий иностранный язык (французский)», «Ключевые тексты на немецком языке», «Грамматика немецкого языка в синхронии и диахронии». Формат изучения дисциплины - без использования онлайн курса. 4 КУРС. Данная программа рассчитана на студентов 7-го семестра направления «Филология», изучающих немецкий язык в качестве второго (третьего) иностранного языка на продвинутом этапе обучения. Студенты в течение предыдущих 6 семестров овладели немецким языком, как минимум, на уровне В1 (по Общеевропейской шкале уровней владения иностранным языком) или выше, в зависимости от индивидуальной траектории обучения. Поскольку данная программа является завершением процесса овладения немецким языком в рамках предусмотренного в НИУ ВШЭ курса, то ожидается, что студенты систематизируют свои предыдущие знания немецкого языка, применят и углубят свои знания для обсуждения тем из области литературоведения и лингвистики, а также получат опыт использования немецкого языка для академического и профессионального будущего в ходе организации проектной деятельности. Данный курс также дает возможность студентам-филологам познакомиться с современной немецкоязычной литературой и получить опыт чтения и анализа литературных произведений на языке оригинала.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1 КУРС. Основной целью освоения дисциплины «Немецкий язык» является формирование иноязычной коммуникативной компетенции на предпороговом уровне A1+/ А2 (по Общеевропейской шкале уровней). Что предполагает: 1.комплексный подход к формированию и развитию коммуникативных умений (речевой/прагматической компетенции) в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме) с учетом планирования речевого поведения адекватно различным коммуникативным ситуациям; 2.формирование и развитие языковой (лингвистической) компетенции, направленной на овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) на основе аутентичного материала; 3.развитие социокультурной (социолингвистической) компетенции и формирование объема знаний / совершенствование умений, необходимых для использования языка в ситуациях общения с представителями иноязычной культуры; 4.развитие компенсаторной компетенции и умения решать коммуникативную задачу в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации; 5.развитие когнитивных и исследовательских умений при использовании ресурсов на иностранном языке с целью поиска и систематизации необходимой информации; 6. развитие учебно-познавательной компетенции, формирование навыков и умений самостоятельной работы, в том числе с использованием информационных технологий, повышение уровня учебной автономии и выработки индивидуальных эффективных стратегий выполнения образовательных задач, готовности соблюдать установленные сроки отчета по курсу, развитие способности к самообразованию; 7.развитие умений работать в команде, выполнять групповые проекты, выстраивая при этом эффективную коммуникацию.
  • 2 КУРС. Основной целью освоения дисциплины «Немецкий язык» является формирование иноязычной коммуникативной компетенции на уровне не ниже A 2 по итогам 2 модуля/ В 1 по итогам 4 модуля (по Общеевропейской шкале уровней). Что предполагает: 1.комплексный подход к формированию и развитию коммуникативных умений (речевой/прагматической компетенции) в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме) с учетом планирования речевого поведения адекватно различным коммуникативным ситуациям; 2.формирование и развитие языковой (лингвистической) компетенции, направленной на овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) на основе аутентичного материала; 3.развитие социокультурной (социолингвистической) компетенции и формирование объема знаний / совершенствование умений, необходимых для использования языка в ситуациях общения с представителями иноязычной культуры; 4.развитие компенсаторной компетенции и умения решать коммуникативную задачу в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации; 5.развитие когнитивных и исследовательских умений при использовании ресурсов на иностранном языке с целью поиска и систематизации необходимой информации; 6. развитие учебно-познавательной компетенции, формирование навыков и умений самостоятельной работы, в том числе с использованием информационных технологий, повышение уровня учебной автономии и выработки индивидуальных эффективных стратегий выполнения образовательных задач, готовности соблюдать установленные сроки отчета по курсу, развитие способности к самообразованию; 7.развитие умений работать в команде, выполнять групповые проекты, выстраивая при этом эффективную коммуникацию.
  • 3 КУРС. УМЕТЬ: говорить достаточно быстро и спонтанно, чтобы общаться с носителями языка без затруднений для любой из сторон; понимать общее содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе узкоспециальные тексты, а также художественную прозу; понимать развернутые доклады и лекции на знакомую тематику и содержащуюся в них даже сложную аргументацию: аргументировано излагать свою точку зрения на проблемы, обосновывать преимущества и недостатки разных мнений; писать понятные подробные сообщения по широкому кругу вопросов, эссе и доклады, освещая вопросы или аргументируя точку зрения "за" или "против"; делать четкие, подробные сообщения на различные темы; ЗНАТЬ: достаточный словарный запас, позволяющий описывать что-либо, выражать точку зрения по общим вопросам без явного поиска подходящего выражения. сложные синтаксические конструкции; ВЛАДЕТЬ: всеми видами речевой деятельности: говорением, чтением, аудированием, письмом; функциональными стилями немецкого языка; всеми видами чтения - ознакомительным, просмотровым, изучающим - с целью извлечения нужной информации; высоким уровнем контроля грамматической правильности (не делает ошибок, которые могут привести к непониманию, и может исправить большинство собственных ошибок); основами публичной речи - выступать с подготовленным монологическим сообщением, аргументированно излагая свою позицию и используя вспомогательные средства (графики, таблицы, диаграммы, Power-Point и т.д.); языковыми, культурно-историческими реалиями немецкоязычных стран; системой представлений об истории и культуре немецкоязычных стран.
  • 4 КУРС. Цель курса "Немецкий язык" на 4 курсе обучения (7 семестр) - формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции, входящей в состав профессиональной компетенции бакалавра в области филологии. Ее целью также являются развитие общекультурной и социальной компетенции, необходимой для филолога, а также развитие креативного мышления и умения осуществлять свои идеи благодаря владению немецким языком. Языковой целью освоения дисциплины «Немецкий язык» является формирование иноязычной коммуникативной компетенции на уровне не ниже B2.1 (по Общеевропейской шкале уровней владения иностранным языком).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • выступать с подготовленным (7 мин) монологическим сообщением проблемной тематики, аргументированно излагая свою позицию и используя вспомогательные средства ( слайды Power-Point) (модуль 3-4)
  • давать оценку событиям и явлениям : выражать свои предпочтения/неприятие, обосновывать свой выбор и свое мнение
  • запрашивать информацию и формулировать ответ на запрос информации в устной и письменной форме в ситуативных контекстах уровня А 2 (модуль 1-2)/ В 1 (модуль 3-4)
  • запрашивать информацию и формулировать ответ на запрос информации в устной и письменной форме в ситуативных контекстах уровня А1/А 2
  • извлекать информацию из аутентичных текстов уровня А 1/ А 2, используя приемы ознакомительного, просмотрового, изучающего чтения, в том числе, представленных в виде аудио- или видеоряда, интерпретировать ее/реагировать на нее в соответствии с коммуникативной задачей
  • извлекать информацию из аутентичных текстов уровня А 2/ В 1(модуль 1-2)/ В1/В2 (модуль 3-4), в том числе, представленных в виде аудио- или видеоряда, интерпретировать ее/реагировать на нее в соответствии с коммуникативной задачей.
  • излагать свою точку зрения и кратко аргументировать ее в устной и письменной форме в ситуативных контекстах уровня А 1/ А 2, обозначая причинно-следственные связи
  • написать небольшие (min.10 фраз) тексты описательного характера с опорой на представленную информацию (визуальный ряд, опорные слова), освещая заданный основной тезис или вопрос и используя элементы предположения
  • написать небольшие (min.80 слов) блоги/эссе, освещая заданный основной тезис или вопрос, сравнивая различные точки зрения и аргументируя свое мнение
  • описывать и интерпретировать статистические данные , представленные в виде таблиц, графиков, инфографики
  • представлять результаты работы с текстом в виде краткого реферата по его содержанию в устной и письменной форме с учетом принятых в стране изучаемого языка академических норм и требований к оформлению соответствующих текстов ( модуль 1-2)
  • распознавать и применять лексические и грамматические структуры уровня А 1/А 2 в соответствии с коммуникативной задачей
  • распознавать и применять лексические и грамматические структуры уровня А 2 (модуль1-2) / B 1 (модуль 3-4) в соответствии с коммуникативной задачей
  • распознавать и применять основные правила немецкой графики и орфографии, нормативное произношение и ритм речи с учетом особенностей артикуляционной базы немецкого языка
  • сравнивать различные точки зрения и аргументировать +/- в устной и письменной форме в ситуативных контекстах уровня А 2/В 1
  • строить неподготовленное диалогическое высказывание в ситуативных контекстах уровня А 2/В1: формулировать предложения, реагировать на предложения собеседника, аргументированно соглашаться/отказываться, формулировать встречное предложение; выражать свои предпочтения/неприятие, обосновывать свой выбор и свое мнение
  • строить неподготовленное диалогическое высказывание, выражая определённые коммуникативные намерения в ситуативных контекстах уровня А1/А 2
  • - persönliche Beziehungen detailliert beschreiben, - den lnhalt eines Zeitungsartikels mündlich zusammenfassen, - über eigene Erlebnisse und Erfahrungen mit Freunden berichten - Präsentationsfolien klar gestalten, eine Präsentation frei vortragen, Feedback geben und nachfragen, - eigene Meinung zu einem Animationsfilm formulieren
  • - über den Verlauf eines Studiums und Tätigkeiten im Studium sprechen; - ein Angebot einer Hochschule bewerten; - auf Bewertungen anderer reagieren; - persönliche Voraussetzungen für ein Auslandsstudium genau beschreiben; - über Lebensunterhaltungskosten von Studierendensprechen; - Auskunft über Verdienstmöglichkeiten geben.
  • - eigene Meinung zu einer Zeitschriftkampagne formulieren, - Vor- und Nachteile der Arbeit als Fotomodel darstellen - eine bestimmte Meinung vertreten, - jemandem Ratschläge erteilen - einen Fitnesstest nach schriftlichen Anleitungen durchführen, - eine eigene Anzeige zur Sportpartnersuche verfassen, auf eine Anzeige zur Sportpartnersuche reagieren.
  • - für Touristen mit unterschiedlichen Interessen passende Angebote finden, - für ein Quiz Fragen und Alternativantworten verfassen, - einen Stadtteil detailliert beschreiben, - detaillierte Informationen zu verschiedenen Städten erschließen, - einen Vorschlag für ein kostenloses Freizeitangebot machen und begründen, - Nachfragen stellen und beantworten, - Bedenken äußern und entkräften, mit anderen zu einer Einigung kommen, - detaillierte Informationen zu einer Sportart verstehen.
  • выступать с подготовленным и неподготовленным монологическим сообщением на профессиональную или академическую тему, аргументированно излагая свою позицию и используя лексико-грамматическую базу по теме;
  • принимать участие в дискуссии, обосновывать и аргументировать свою точку зрения на профессиональные и академические темы из разделов литературоведения и лингвистики, учитывая социокультурные аспекты ситуации общения;
  • писать небольшие эссе, освещая заданный основной тезис или вопрос филологической проблематики с опорой на изученную лексико-грамматическую базу и критическое мышление;
  • писать рецензию («обзор») на прочитанное художественное или документальное произведение современной немецкоязычной литературы и комментировать рецензии коллег;
  • планировать, реализовывать, презентовать и оценивать проектную деятельность на немецком языке, связанную с академическими или профессиональными интересами студента.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 4 КУРС. Sprache, mögliche Themen:
  • Контрольная работа 1
  • 4 КУРС. Literatur, mögliche Themen:
  • Экзамен
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий форма контроля 1
    (ПРО1, ПРО2, ПРО3, ПРО4) 25% Контрольные работы: промежуточные письменные работы любых видов (тестовые задания по пройденному лексическому, грамматическому материалу, тесты на чтение и аудирование, задания на написание эссе, пр.). Контрольные работы проводятся не реже, чем 1 раз в ходе изучения одной темы. В конце 1 модуля проводится контрольная работа 1 модуля, которая может включать тест на чтение, тест на аудирование, лексико-грамматический тест, задание на письмо.
  • неблокирующий форма контроля 2
    (ПРО1, ПРО2, ПРО5) 20% Устный контроль: любые виды заданий на проверку неподготовленной устной речи: ответы на задания, ответы на вопросы, участие в дискуссиях, комментарии по презентации, пр. За модуль студент должен иметь не менее двух оценок за полноценные устные неподготовленные ответы.
  • неблокирующий Форма контроля 3
    (ПРО1, ПРО2, ПРО3, ПОР4, ПРО5) 30% Самостоятельная работа: проекты, написание рецензии (обзора) на прочитанную книгу, любые виды подготовленных устных и письменных ответов. Задания, требующие устной проверки, могут проверяться выборочно. За модуль студент должен иметь не менее двух оценок за самостоятельные работы. Виды самостоятельных работ и общее количество обязательных оценок за самостоятельную работу устанавливается преподавателем в зависимости от уровня группы. 2 темы проектов на выбор студентам: 1) Тема «Язык»: проведение занятия, встречи разговорного клуба, дискуссии, мастер-класса, круглого стола, игры, конкурса, эксперимента, опроса, исследования, фотовыставки, написание статьи, запись подкаста (видео, аудио) и пр. 2) Тема «Литература»: встреча литературного клуба, дискуссия, перевод художественного текста, написание статьи, создание художественного произведения, писательская мастерская, фотовыставка, подкаст, бук-трейлер, блог, экранизация произведения и пр. Во время занятия либо консультации с преподавателем студент или команда студентов формулирует более узкую тему в рамках одного из двух направлений (язык, литература) и определяет форму проекта в зависимости от своих интересов. Далее студент или команда студентов изучает тему и собирает материал, планирует проведение проекта, заполняя формуляр, проводит проект и для оценивания предоставляет отчет о проведенном проекте (форма с обоснованием проекта, документация проекта, рефлексия проведенного проекта) на немецком языке.
  • неблокирующий Форма контроля 4
    (ПРО1, ПРО2, ПРО3, ПРО4, ПРО5). 25%: экзамен Экзамен включает задания на чтение, аудирование, задание на письмо (50%) и задания на проверку неподготовленной устной речи (50%). Все текущие оценки округляются до десятых долей в течение 1 и 2 модуля. Итоговая оценка за данный курс округляется до целого числа только в конце курса, после экзамена. Итоговая оценка за общий курс немецкого языка в течение всего периода обучения является средним арифметическим оценок по немецкому языку за семь семестров изучения предмета.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2019/2020 учебный год 2 модуль
    Опромеж. = k1*Оаудиторная. + k2* Осам.работа + k3* Описьм экзамен + k4*Омонолог + k5*Одиалог, где k1 = 0.3, k2 = 0.3, k3 = 0.2,. k4 = 0,1, k5 = 0,1. О аудиторная=cредняя оценка (без округления) за разные формы текущего контроля по 10-ти балльной шкале О сам. работа=средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу О письм экзамен.=оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за контрольную экзаменационную работу с ответом в письменной форме. О монолог = средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за контроль монологической речи на экзамене Одиалог= средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за контроль диалогической речи на экзамене. В случае получения студентом неудовлетворительной оценки и проведения пересдачи промежуточная оценка по дисциплине Опромеж. выводится по первоначальной формуле, но с учетом новых оценок по пересданным элементам. Оценки по элементам контроля, не подлежащим пересдаче Оаудиторная и Осам. работа остаются прежними и входят в формулу с изначально объявленным весом.
  • 2019/2020 учебный год 4 модуль
    Опромеж. = k1*Оаудиторная. + k2* Осам.работа + k3* Описьм экзамен + k4*Омонолог + k5*Одиалог, где k1 = 0.3, k2 = 0.3, k3 = 0.2,. k4 = 0,1, k5 = 0,1. О аудиторная=cредняя оценка (без округления) за разные формы текущего контроля по 10-ти балльной шкале О сам. работа=средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу О письм экзамен.=оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за контрольную экзаменационную работу с ответом в письменной форме. О монолог = средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за контроль монологической речи на экзамене Одиалог= средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за контроль диалогической речи на экзамене. В случае получения студентом неудовлетворительной оценки и проведения пересдачи промежуточная оценка по дисциплине Опромеж. выводится по первоначальной формуле, но с учетом новых оценок по пересданным элементам. Оценки по элементам контроля, не подлежащим пересдаче Оаудиторная и Осам. работа остаются прежними и входят в формулу с изначально объявленным весом.
  • 2020/2021 учебный год 2 модуль
    Опромеж. = k1*Оаудиторная. + k2* Осам.работа + k3* ОЭкзам.устн.+ k4* Oэкз.письм. , где k1 = 0.3, k2 = 0.3, k3 = 0.2, k4= 0,2 О аудиторная=cредняя оценка (без округления) за разные формы текущего контроля по 10-ти балльной шкале О сам. работа=Средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу О экзамен.=Средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за ответ на экзамене определяется после написания контрольной экзаменационной работы и ответа в устной форме
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    Опромеж. = k1*Оаудиторная. + k2* Осам.работа + k3* ОЭкзам.устн.+ k4* Oэкз.письм. , где k1 = 0.3, k2 = 0.3, k3 = 0.2, k4= 0,2 О аудиторная=cредняя оценка (без округления) за разные формы текущего контроля по 10-ти балльной шкале О сам. работа=Средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу О экзамен.=Средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за ответ на экзамене определяется после написания контрольной экзаменационной работы и ответа в устной форме
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    Опромеж. = k1*Оаудиторная. + k2* Осам.дом.работа + k3* ОЭкзам.устн.+ k4* Oэкз.письм. , где k1 = 0.3, k2 = 0.3, k3 = 0.2, k4= 0,2 О аудиторная=cредняя оценка (без округления) за разные формы текущего контроля по 10-ти балльной шкале О сам. работа=Средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу О экзамен.=Средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за ответ на экзамене определяется после написания контрольной экзаменационной работы и ответа в устной форме 0.300 Индивидуальная синхронная работа с ответом в письменной /устной форме форме в дистанционной форме 0.300 Самостоятельная дистанционная асинхронная работа с ответом в письменной / устной форме 0.200 Контроль монологической речи в дистанционном формате 0.200 Письменная контрольная экзаменационная работа в дистанционном формате
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * форма контроля 2 + 0.25 * Форма контроля 4 + 0.25 * форма контроля 1 + 0.3 * Форма контроля 3
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.25 * Форма контроля 4 + 0.3 * Форма контроля 3 + 0.25 * форма контроля 1 + 0.2 * форма контроля 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ивлева Г. Г. - СПРАВОЧНИК ПО ГРАММАТИКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 145с. - ISBN: 978-5-534-09955-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/spravochnik-po-grammatike-nemeckogo-yazyka-434170
  • Осипян Л. Г., Тканова А. В. - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТУРИЗМ, ГЕОГРАФИЮ И РЕГИОНОВЕДЕНИЕ (A2-B2). Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 182с. - ISBN: 978-5-534-10649-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nemeckiy-yazyk-dlya-izuchayuschih-turizm-geografiyu-i-regionovedenie-a2-b2-444433

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Иванов А. В. - ИСТОРИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА: ТЕСТЫ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 208с. - ISBN: 978-5-534-00133-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-nemeckogo-yazyka-testy-437908
  • Ивлева Г. Г. - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 264с. - ISBN: 978-5-534-08697-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nemeckiy-yazyk-432182