• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Introduction to Linguistics

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
Department of Philology
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе данного курса студенты формируют отношение к языку как сложному механизму, функционирование которого обусловленo как конструктивными, так и когнитивными факторами. В задачи курса входит освоение следующих фундаментальных для дальнейшей программы элементов филологической специальности: пользование дескриптивным аппаратом, в параметрах которого осуществляется научное описание языка; формирование первичного понятия об основных компонентах строения языка и категориях его функционирования в обществе; изучение более специальных проблем, связанных с теоретической лингвистикой и знаковым изучением культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с базовыми теоретическими понятиями современной лингвистики, необходимыми для дальнейшего более углубленного и специализированного лингвистического образования.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент знаком с начальными положениями теории языка как системы знаков, параметрами, по которым различаются языки, имеет начальные представления о языковой карте мира
  • Студент знаком с базовыми понятиями социолингвистики, сравнительно-исторического языкознания, дискурсивной лингвистики, знаком с основными терминами, относящимися к изучению коммуникативной структуры высказывания, простейшей классификацией речевых актов, понятием и средствами текстовой связности. Студент ориентируется в генетической классификации языков мира.
  • Студент владеет фонетической транскрипцией, умеет давать характеристику звукам в соответствии с Международным фонетическим алфавитом
  • Студент владеет фонологической транскрипцией, умеет анализировать языковой материал на основании типов дистрибуции, определяя фонологический статус фонетических различий.
  • Студент владеет понятийным аппаратом, позволяющим оперировать единицами различного типа на линейно-синтагматическом и аддитивно-фузионном континууме, а также противопоставлять словообразовательные и словоизменительные показатели. Студент умеет применять полученные знания к языковому материалу, умеет читать глоссы и глоссировать языковой материал.
  • Студент владеет базовыми понятиями морфологического анализа и умеет применять их к языковому материалу
  • Студент умеет строить синтаксические деревья зависимостей и составляющих, владеет достаточным теоретическим аппаратом, чтобы аргументировать принимаемые при этом решения
  • Студент знает основные синтаксические единицы и явления, умеет анализировать с их помощью языковой материал
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • (1курс) Язык как предмет лингвистики
    Язык как знаковая система, языковое разнообразие
  • (2018 год поступления и ранее, 2 курс) Основные подходы к устройству синтаксических структур
    Вербоцентризм и альтернативные подходы, структура зависимостей, структура составляющих
  • (2019 год поступления и далее, 1курс) Введение в лингвистические дисциплины
    Разнообразие лингвистических дисциплин, язык и социум, языковое родство, язык и коммуникация
  • (2018 год поступления и ранее, 2курс) Основные синтаксические единицы и явления
    Лексические классы и валентности, синтаксические отношения, кореферентность и анафора, полипредикативные конструкции, синтаксические нули
  • (1курс) Фонетика
    Акустические и артикуляционные параметры, классификация звуков речи
  • (1курс) Фонология
    Фонология и фонетика. Понятие фонемы и дифференциального признака. Фонема и ее варианты. Понятие дистрибуции. Интонационная фонология. Фонологические структуры и фонологические универсалии
  • (1курс) Морфемика
    Объект морфологии, морфема и слово, аддитивная модель морфологии, корни и аффиксы, типы аффиксов, глоссирование, словообразование и словоизменение
  • (2019 год поступления и далее, 1курс) Устройство морфологических категорий
    Граммема, морфологическая категория, парадигма, грамматическое значение
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Домашнее задание
  • неблокирующий Created with Sketch. Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Домашнее задание + 0.6 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Домашнее задание + 0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Davies, A., & Elder, C. (2004). The Handbook of Applied Linguistics. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108713
  • Куликова И.С., Салмина Д.В.-ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2016-705-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-6455-4, 978-5-9916-6594-0, 978-5-9916-6595-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-v-2-t-389011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aronoff, M., & Rees-Miller, J. (2017). The Handbook of Linguistics (Vol. Second edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1484987
  • Pawley, A. (2015). Review of The Oxford handbook of linguistic fieldwork. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4487142A