• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Introduction to Linguistics

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
Department of Philology
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors


Blinova, Olga V.


Герасимов Дмитрий Валентинович


Мищенко Дарья Федоровна


Kholodilova, Maria

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса "Введение в языкознание" студенты формируют отношение к языку как сложному механизму, функционирование которого обусловленo как конструктивными, так и когнитивными факторами. В задачи курса входит освоение следующих фундаментальных для дальнейшей программы элементов филологической специальности: пользование дескриптивным аппаратом, в параметрах которого осуществляется научное описание языка; формирование первичного понятия об основных компонентах строения языка и категориях его функционирования в обществе; изучение более специальных проблем, связанных с теоретической лингвистикой и знаковым изучением культуры. Первая часть дисциплины "Введение в языкознание знакомит студентов с системой лингвистических дисциплин а также с проблемами фонетики, морфологии и синтаксиса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с базовыми теоретическими понятиями современной лингвистики, необходимыми для дальнейшего более углубленного и специализированного лингвистического образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент воспроизводит начальные положения теории языка как системы знаков, называет параметры, по которым различаются языки, описывает языковую карту мира
  • Студент формулирует с базовые понятия социолингвистики, сравнительно-исторического языкознания, дискурсивной лингвистики, оперирует основными терминами, относящимися к изучению коммуникативной структуры высказывания, простейшей классификацией речевых актов, понятиям и средствам текстовой связности. Студент описывает генетическую классификацию языков мира.
  • Студент владеет фонетической транскрипцией, дает характеристику звукам в соответствии с Международным фонетическим алфавитом
  • Студент владеет фонологической транскрипцией, анализирует языковой материал на основании типов дистрибуции, определяет фонологический статус фонетических различий.
  • Пользуясь соответствующим понятийным аппаратом, студент оперирует единицами различного типа на линейно-синтагматическом и аддитивно-фузионном континууме, противопоставляет словообразовательные и словоизменительные показатели. Студент умеет применять полученные знания к языковому материалу, читает глоссы и глоссирует языковой материал.
  • Внятно излагает существующие в языках наборы грамматических категорий и показывает связь между морфологическим и иными уровнями языковых явлений
  • Студент строит синтаксические деревья зависимостей и составляющих, аргументирует принимаемые при этом решения.
  • Студент идентифицирует основные синтаксические единицы и явления, анализирует с их помощью языковой материал
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Язык как предмет лингвистики
    Язык как знаковая система, языковое разнообразие
  • Введение в лингвистические дисциплины
    Разнообразие лингвистических дисциплин, язык и социум, языковое родство, язык и коммуникация
  • Фонетика
    Акустические и артикуляционные параметры, классификация звуков речи
  • Фонология
    Фонология и фонетика. Понятие фонемы и дифференциального признака. Фонема и ее варианты. Понятие дистрибуции. Интонационная фонология. Фонологические структуры и фонологические универсалии
  • Морфемика
    Объект морфологии, морфема и слово, аддитивная модель морфологии, корни и аффиксы, типы аффиксов, глоссирование, словообразование и словоизменение
  • Устройство морфологических категорий
    Граммема, морфологическая категория, парадигма, грамматическое значение
  • Основные подходы к устройству синтаксических структур
    Вербоцентризм и альтернативные подходы, структура зависимостей, структура составляющих
  • Основные синтаксические единицы и явления
    Лексические классы и валентности, синтаксические отношения, кореферентность и анафора, полипредикативные конструкции, синтаксические нули
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из заданий, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится письменно в аудитории. и состоит нескольких заданий. Задания к экзамену разработаны на основе пройденного материала. На экзамене не разрешается пользоваться никакими источниками. На написание экзамена отводится 160 минут. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Домашнее задание + 0.6 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Домашнее задание + 0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Davies, A., & Elder, C. (2004). The Handbook of Applied Linguistics. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108713
  • Куликова И.С., Салмина Д.В.-ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2016-705-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-6455-4, 978-5-9916-6594-0, 978-5-9916-6595-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-v-2-t-389011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aronoff, M., & Rees-Miller, J. (2017). The Handbook of Linguistics (Vol. Second edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1484987
  • Chelliah, S. L., & Reuse, W. J. de. (2011). Handbook of Descriptive Linguistic Fieldwork. Springer.