• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory and Typology of World Folklore

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Philology
Course type:
Elective course
When:
2 year, 2, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Фольклористическая ориентация на "народ" и "традицию" делает фольклор темой болезненного теоретизирования. Все более многочисленные определения термина "фольклор" свидетельствуют здесь, по-видимому, все же не столько о "хаосе в головах практикующих фольклористов относительно предмета их так называемой науки" (по ядовитому замечанию Фрэнсиса Атли), сколько об актуальной открытости возможных критериев эвристической репрезентации "традиции" и "народа". В отвлечении от национальных, конфессиональных, тематических и иных аспектов фольклористики, ее общим ориентиром является сегодня то, или даже только то (обстоятельство, собственно, и позволяющее говорить о фольклористике как об интернациональной дисциплине), что объект фольклора полагается относящимся к традиции и специфическим способам ее коллективной ("народной") экспликации. Итак, вопрос заключается в том, что считать фольклорной традицией и каким образом она себя обнаруживает? Возможно ли ее "аутентичное" описание? Курс «Теория и типология фольклора» адресован тем, кого интересуют взаимосвязи коллективного и индивидуального, традиционного и инновативного в культуре и текущей повседневности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление слушателей курса с современным состоянием теоретического знания о фольклоре
  • Формирование навыков применения теоретических знаний к анализу фольклора, массовых текстов и символических практик
  • Формирование представления о жанрах фольклора, о его связи с ментальностью, культурной историей и социальным порядком
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент ознакомлен с предметом фольклористики. Ориентируется во взаимодействии фольклористики со смежными дисциплинами: культурной антропологией, этнолингивстикой.
  • Знает жанры и специфику фольклора
  • Имеет представление о коллективном и индивидуальном начале, устойчивости и вариативности, способе бытования.
  • Осведомлен о проблеме синкретизма.
  • Студент ориентируется в типологии магико-ритуальных форм.
  • Имеет представление о социальной и мировоззренческой природе магии.
  • Понимает принципы подобия и пратиципации.
  • Знает виды магического этикета, его временную и пространственную обусловленность.
  • Разбирается в календарных обрядах и их связи с ритуальным фольклором.
  • Различает циклическое и векторное время и их репрезентации в тексте.
  • Знает основные черты традиционного календаря.
  • Разбирается в ритуальных темах и предикатах фольклора: культ мертвых, культ растений, трапезы, праздничные миграции, травестия, шествия, жертвы и дары.
  • Знает особенности обрядов жизненного цикла.
  • Понимает половозрастную структуру традиционного общества и структуру переходного обряда.
  • Имеет представление о лиминальности.
  • Способен сопоставить возрастные кризисы и обряды посвящения.
  • Знает, что такое, коммунитас и каковы его формы в традиционных и современных обществах
  • Разбирается в традиционных представлениях о смерти, загробном мире, душах и их отражении в похоронном обряде и фольклорном нарративе.
  • Имеет представление о культе мертвых в похоронной и календарной обрядности.
  • Ориентируется в жанре фольклора «причитания».
  • Понимает различия между мифом и сказкой.
  • Ознакомлен с мифологическим мышлением, мифическим нарративом и теорией «основного мифа».
  • Знает и умеет идентифицировать в нарративе мифа основные архетипы.
  • Понимает мировоззренческие основы сказочной прозы.
  • Ориентируется в истории собирания и изучения сказок.
  • Ориентируется в сказочных жанрах.
  • Владеет пониманием структуры волшебной сказки. Умеет идентифицировать в тексте формулу волшебной сказки.
  • Знает о зоо- и орнитоморфных метафорах в мировом искусстве.
  • Понимает особенности бытовой или сатирической сказки.
  • Способен дискутировать на тему роли трикстера в фольклоре.
  • Имеет представление о функциях устной прозы в системе культуры.
  • Владеет понимание форм бытования: мемората, фабулата, свидетельства.
  • Ориентируется в «низшей мифологии» в фольклористике.
  • Знает основные типы исторических преданий, имеет представление об их месте в составе древних летописей и хроник.
  • Имеет представление об эпических традициях, ознакомлен с историей их становления.
  • Ориентируется в поэтике эпоса.
  • Владеет законом хронологической несовместимости.
  • Ориентируется в русских былинах.
  • Владеет «эпической формулой».
  • Владеет пониманием балладного конфликта и балладной топики.
  • Ориентируется в темах и сюжетах славянских баллад.
  • Понимает различие между балладой и эпосом.
  • Владеет понимание мелодраматической модальности.
  • Владеет принципами классификации фольклорной лирики.
  • Ознакомлен с проблемой лирического сюжета в народной песне.
  • Ориентируется в поэтике фольлорной лирики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фольклор как предмет филологической науки
    Фольклор как предмет филологической науки. Фольклористика и смежные дисциплины: эт-нография, культурная антропология, этнолингвистика. Функции фольклора в системе социальной практики. Понятие жанра в фольклоре: поэтика, семантика и прагматика; характеристика существую-щей классификации фольклорных жанров. Специфика фольклора. Коллективное и индивидуальное начало, устойчивость и вариативность, понятие традиционности, способ бытования. Проблема син-кретизма. Фольклор в отношении к представлениям и верованиям. Взаимоотношение фольклора и литературы.
  • Понятие ритуала
    Понятие ритуала. Типология магико-ритуальных форм. Социальная и мировоззренческая природа магии. Принципы подобия и пратиципации. Коммуникативная природа магии. Виды маги-ческого этикета, его временная и пространственная обусловленность. Оберег, его вербальные и не-вербальные формы. Заговор: единство слова, действия и предмета в магической деятельности. Структура традиционного заговорного текста, его образы.
  • Календарные обряды и ритуальный фольклор
    Календарные обряды и ритуальный фольклор. Понятие иерофании и иеротопии в работах Мирча Элиаде и Роже Кайуа. Циклическое и векторное время. Основные черты традиционного календаря: солнечный и лунный циклы в календарной обрядности народов Европы. Ритуальные темы и предикаты: культ мертвых, культ растений, трапезы, праздничные миграции, травестия, шествия, жертвы и дары.
  • Обряды жизненного цикла
    Обряды жизненного цикла. Половозрастная структура традиционного общества. Структура переходного обряда. Лиминальность. Социальный и биологический возраст: возрастные кризисы и обряды посвящения. Понятие коммунитас. Формы коммунитас в традиционных и современных обществах.
  • Традиционные представления о смерти, загробном мире, душе и их отражения в похоронном обряде и фольклорном нарративе
    Традиционные представления о смерти, загробном мире, душе и их отражения в похоронном обряде и фольклорном нарративе. Культ мертвых в похоронной и календарной обрядности. Похоронный обряд. Структура и ход обряда. Жанр причитаний: литературные памятники и живые традиции. Традиционное и импровизационное начало в плачах. Поэтика причитаний. Язык мертвых.
  • Мифы и сказки
    Мифы и сказки. Миф: язык, речь и личностная форма. Мифологическое мышление, мифические нарративы и теория "основного мифа". Мифы и архетипы. Мировоззренческие основы сказочной прозы: сказка и действительность. История собирания и изучения сказок. Указатели сказочных сюжетов. Сказка как речевой жанр.
  • Сказочные жанры
    Сказка. Классификация сказочных жанров, предложенная В. Я. Проппом. Другие подходы к жанру сказки: работы А. Н. Никифорова, Н. М. Герасимовой, Е.С.Новик. Типо-логия мотива и морфология текста. Сказочные жанры. Волшебная сказка: общая характеристика, основные сюжеты, морфоло-гия, состав персонажей. Формулы волшебной сказки. Сказки о животных: основные сюжеты, персонажи. композиция. Зоо- и орнитоморфные мета-форы в мировом искусстве. Бытовая или сатирическая сказка: сюжетные типы, характеристика. Роль трикстера. Вопрос о ее происхождении. Новеллистические сказки.
  • Устные нарративы
    Устные нарративы. Функции устной прозы в системе культуры. Формы бытования: меморат, фабулат, свидетельство. Мифологическое представление, мифологический рассказ и понятие «низ-шей мифологии» в фольклористике. Демоны границ. Исторические предания, их основные типы. Предания в составе древних летописей и хроник. Предания и категория истории. Понятие медленного времени. Легенда: проблемы происхождения, формы бытования, функции. Легенда и религиозные практики.
  • Эпические традиции, история становления понятия
    Эпические традиции, история становления понятия. Эпические памятники и живые эпические традиции. Эподы. Поэтика эпоса: пространство, время, былинные герои, характер конфликта, эпи-ческий язык. Закон хронологической несовместимости. Русские былины.
  • Фольклорные баллады
    Фольклорные баллады. Балладный конфликт и балладная топика. Темы и сюжеты славянских народных баллад. Старая баллада и эпос. Лирическое и эпическое начало в балладном жанре. новая баллада и жестокий романс. Понятие мелодраматической модальности.
  • Фольклорная лирика
    Фольклорная лирика. Принципы классификации. Проблема лирического сюжета в народной песне и проблема целостности традиционного текста. Поэтика фольклорной лирики: эпитеты, психологический параллелизм, метафора, композиционные особенности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
    Тема презентации может быть выбрана студентом из списка предложенных тем или выбрана самостоятельно, по согласованию с преподавателем. Длительность сообщения – 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках темы, для раскрытия темы в презентации. Требования к презентациям: 1) Внятная формулировка исследовательской задачи 2) Ее наглядное обоснование 3) Акцент на перспективах дальнейшей работы в решении поставленной задачи
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Эссе выполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках выбранной темы эссе, для её раскрытия в работе. Требование к эссе (6-7 страниц текста шрифтом Times New Roman, шрифт 12, через полтора интервала): Ясная формулировка исследовательской задачи; выдвижение гипотезы. Причинно-следственное обоснование демонстрируемого материала с опорой на уже имеющийся опыт его аналитической интерпретации Вывод Библиография/литература вопроса. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.32 * Аудиторная работа + 0.48 * Презентация + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Погребная Я.В. — Актуальные проблемы современной мифопоэтики: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-1135-4 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/79270
  • - Язык фольклора: хрестоматия - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - ISBN: 978-5-89349-706-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/109606
  • Русская цивилизация и фольклор. Мир сказки : монография / А.А. Гагаев, П.А. Гагаев. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 202 с. — (Научная мысль). — DOI: https://doi.org/10.12737/3777. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/772494

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Хангалов М.Н. — Балаганский сборник: сказки, поверья и некоторые обряды у северных бурят - Издательство "Лань" - 2014 - ISBN: 978-5-507-40945-7 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/52789