• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Latin

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors


Vorobyev, Grigory


Kostyleva, Tatiana


Shmarakov, Roman

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе дисциплины "Латинский язык" слушатели знакомятся с фонетикой, морфологией, синтаксисом, лексикологией и стилистикой латинского языка посредством чтения латинских текстов. В ракурс курса попадают принципы латинского стихосложения, а также языковые и художественные особенности прозаического текста на латыни. Важную роль в курсу играет ознакомление со вторичными источниками и справочной литературе по латинскому языку и античной культуре.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование базовых знаний латинской грамматики, фонетики, лексики.
  • Обучение основам анализа и приёмам комментирования оригинального и адаптированного текста на латинском языке.
  • Приобретение и развитие навыков чтения оригинальных текстов на латинском языке классического периода – ораторской и философской прозы и стихотворных фрагментов.
  • Знакомство с периодизацией истории латинского языка, его месте в индоевропейской семье языков, роли в формировании европейской и мировой культуры, а также с основными культурными реалиями римско-латинского мира.
  • Получение опыта работы со справочно-библиографической литературой по латинскому языку (знакомство с принципами организации двуязычных словарей, принятой системой сокращений).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Перечисляет этапы периодизации истории латинского языка, называет его место в индоевропейской семье языков и на роль латыни в формировании европейской культуры. Приводит пример культурной реалии римского быта.
  • Грамотно спрягает глаголы, опознает, переводит и строит грамматические конструкции
  • Называет грамматические категории латинских частей речи. Грамотно склоняет существительные, прилагательные, местоимения. Объясняет значение и употребление основных предлогов.
  • Опознает, понимает, переводит синтаксические конструкции и элементы синтаксической связи в предложении. Осуществляет простейшие грамматико-синтакические трансформации (e.g. перевод прямой речи в косвенную).
  • Определяет значение, грамотно образует и употребляет числительные. Объясняет смысл и употребление модальных глаголов и модальности в языке.
  • Читает и переводит со словарем прозу Цицерона, Цезаря, Тита Ливия, поэзию Вергилия, Горация, Овидия. Пользуется дополнительными справочными источниками и вторичной литературой для пониманию смысла латинского текста. Комментирует текст с языковой и культурно-исторической точек зрения.
  • Объясняет суть долготы слога в латинском языке. Применяет орфоэпические нормы при чтении, знает латинский алфавит.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Некоторые сведения из истории латинского языка.
    Алфавит. Орфоэпия. Долгота и краткость слогов.
  • Глагол
    Грамматические категории глагола. Основные формы глагола. Praesens indicativi activi.
  • Имя существительное.
    Грамматические категории имени. Первое склонение (существительные, прилагательные, притяжательные местоимения). Предлоги. Praesens indicativi active глагола esse. Некоторые функции падежей.
  • Глаголы третьего спряжения
    Accusativus cum infinitivo. Некоторые функции падежей.
  • Второе склонение
    Существительные, прилагательные второго склонения. Притяжательные местоимения.
  • Praesens indicativi passivi.
    Активный и страдательный залог. Некоторые функции падежей. Образование префиксальных глаголов.
  • Perfectum indicativi passivi
    Причастие. Герундив. Личные местоимения.
  • Третье склонение существительных.
    Некоторые функции падежей.
  • Указательные местоимения.
    Инфинитив. Некоторые функции падежей.
  • Imperfectum indicativi activi et passivi.
    Отложительные и полуотложительные глаголы. Герундий. Некоторые функции падежей.
  • Третье склонение существительных.
    Ablativus absolutus.
  • Perfectum indicativi activi.
    Некоторые функции падежей.
  • Сослагательное наклонение.
    Praesens coniunctivi activi et passivi. Ut (ne) finale.
  • Прилагательные третьего склонения.
    Participium praesentis activi. Некоторые функции падежей.
  • Четвёртое склонение существительных.
    Plusquamperfectum indicativi activi et passivi. Nominativus cum infinitivo. Некоторые функции падежей.
  • Пятое склонение существительных.
    Plusquamperfectum coniunctivi activi et passivi. Некоторые функции падежей.
  • Функции падежей (обобщение).
    Степени сравнения прилагательных. Некоторые функции падежей. Ut и quod explicativum.
  • Конъюнктив в независимом предложении.
    Глагол fero. Некоторые функции падежей.
  • Будущее время.
    Глагол eo. Придаточные предложения причины.
  • Согласование времён.
    Косвенный вопрос.
  • Недостаточные глаголы.
    Придаточные предложения дополнительные. Придаточные предложения следствия. Придаточные определительные.
  • Числительные.
    Глаголы volo, nolo, malo.
  • Условные придаточные предложения.
    Косвенная речь.
  • Чтение авторов.
    Цицерон, Цезарь, Тит Ливий, Вергилий, Гораций, Овидий
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
    Выполняется письменно и состоит из небольших грамматических и лексических упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Проверочная работа (грамматика)
    Проверочная работа выполняется письменно в аудитории. Время проведения проверочной работы - 45 минут. Задания для проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Вариант проверочного задания один. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Лексический диктант
    Лексический диктант проводится в аудитории, выполняется письменно. Задания для лексического диктанта разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо. Время выполнение лексического диктанта – 15 минут. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (перевод текста, дополнительные задания), на платформе Zoom или Skype (см. в расписании сессии; https://zoom.us/; https://www.skype.com/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom/Skype. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию; при ответе включить камеру и микрофон; при работе в Zoom по просьбе экзаменатора включать демонстрацию экрана. Во время экзамена студенту разрешено: пользоваться конспектом, учебником и другими справочными материалами по грамматике. Во время экзамена студенту запрещено: выключать камеру или микрофон; пользоваться подсказками посторонних; вводить отдельные слова или тексты при помощи клавиатуры; использовать электронные устройства за исключением того, на котором включен Skype/Zoom. Во время экзамена преподаватель имеет право вести запись видеоконференции. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее тридцати секунд. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение в тридцать секунд и более. При долговременном нарушении связи студенту предлагается новое задание. При повторном долговременном нарушении связи назначается пересдача. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Блокирующей является неудовлетворительная оценка за экзамен.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.12 * Домашняя работа + 0.24 * Лексический диктант + 0.24 * Проверочная работа (грамматика) + 0.4 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.07 * Домашняя работа + 0.14 * Лексический диктант + 0.14 * Проверочная работа (грамматика) + 0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.15 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Петрученко О. А. - ЛАТИНСКО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ОТ A ДО M - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 410с. - ISBN: 978-5-534-04863-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/latinsko-russkiy-slovar-v-2-ch-chast-1-ot-a-do-m-441238
  • Петрученко О. А. - ЛАТИНСКО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ОТ N ДО Z - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 412с. - ISBN: 978-5-534-04862-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/latinsko-russkiy-slovar-v-2-ch-chast-2-ot-n-do-z-441241
  • Тронский И. М. - ОЧЕРКИ ИЗ ИСТОРИИ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 273с. - ISBN: 978-5-534-04861-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ocherki-iz-istorii-latinskogo-yazyka-441224

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Латинский язык. Часть I. Теория и практика: Учебное пособие / Григорьев А.В., Романовская Г.А. - М.:Прометей, 2011. - 252 с. ISBN 978-5-4263-0057-6
  • Латинский язык. Часть II: Практика: Учебное пособие / Григорьев А.В., Романовская Г.А. - М.:Прометей, 2013. - 138 с. ISBN 978-5-7042-2489-1