• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Key Texts of the Russian Literature

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен изучению ключевых текстов русской литературы с применением литературоведческих и лингвистических подходов. В ходе первой части курса студенты знакомятся с основными понятиями и методами филологического анализа текста, базовыми понятиями анализа, нарратологической теории. Во второй части рассматриваются подходы к автоматическому и квантитативному (статистическому) анализу текста, задачи и методы стилеметрии, методы анализа лексических особенностей текстов, построение частотных словарей, автоматический анализ динамики текста, изучаются компьютерные программы, позволяющие производить автоматический анализ текстов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными понятиями и методами филологического анализа текста на материале прозаических и поэтических текстов XVIII-XX веков
  • Знакомство студентов с методами компьютерного анализа художественного текста на материале прозаических и поэтических текстов XVIII-XX веков
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент рассматривает литературный текст с точки зрения его системных характеристик
  • Студент выявляет пространственно-временную структуру текста
  • Студент анализирует структуру литературного персонажа текста в рамках установленных требований
  • Студент выявляет особенности фабулы и сюжета литературного текста
  • Студент анализирует и систематизирует типы повествования
  • Студент различает основные направления автоматического анализа художественного текста
  • Студент анализирует лексические особенности текста, разрабатывает частотный словарь и конкорданс.
  • Студент использует основные методы стилеметрии.
  • Студент использует методы автоматического анализа структуры текста
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Природа и особенности литературного текста.
    Базовые понятия и способы анализа. Природа литературного текста. Системность – основное качество литературного текста. Понятие границ текста. Композиционные уровни и архитектонический план. Взаимодействие текстов и интертекстуальность.
  • Внутренний мир произведения. Понятие хронотопа.
    Время и пространство как категории художественного текста, их взаимосвязь у М.М. Бахтина и Ю.М. Лотман. Разные типы времени. Основные виды хронотопа. Хронотоп и жанр. Пространство как точка зрения, проблема перспективы. Пространство и границы, преодоление границ как культурный сюжет. Категория события. Пространство и персонаж. Композиционные приемы обозначения пространства и времени в тексте.
  • Персонаж
    Соотношение автора и героя. Автор как герой текста. Герой, персонаж, характер, тип. Поименование персонажа, способы введения. Персонаж и действие. Система персонажей, ее варианты. Логика повествовательных возможностей с точки зрения персонажа.
  • Фабула-сюжет-мотив.
    Проблема соотношения фабулы и сюжета. Формалисты о фабуле и сюжете. Универсальные фабулы и бродячие сюжеты. Разграничение фабулы и сюжета как глубинной и поверхностной структуры. Композиция сюжета. Экспозиция, ее виды и формы. Завязка, кульминация, развязка, исход. Понятие мотива и проблема происхождения мотивов. Мотив как элемент сюжета.
  • Понятие «точки зрения». Формы повествования.
    Понятие «точки зрения» в литературном тексте. Повествование как структурная единица. Лирическая, эпическая и драматическая наррации. Формы повествования. Повествователь-рассказчик-нарратор. Типология нарратора. Нарративные маски.
  • Возможности компьютерного анализа литературных текстов.
    Digital Humanities. Расширение возможности анализа литературных текстов в компьютерную эпоху. Основные методы и подходы применения автоматического анализа текстов
  • Лексические особенности текста. Частотные словари.
    Компьютерные программы, используемые для анализа лексики текста, построения частотных словарей и конкордансов, выявление "ключевых слов" текста статистическим методом.
  • Подходы и методы стилеметрии.
    История возникновения стилеметрии. Современные методы и основные направления стилеметрии. Анализ синтаксической сложности.
  • Методы автоматического анализа структуры и динамики текста.
    Обзор современных методов автоматического анализа структуры текста. Взаимодействие количественных параметров и содержательных элементов. Изменение количественных показателей текста в динамике.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проверочная работа
    Выполняется письменно в аудитории, представлена по вариантам. Вопросы проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Не разрешается пользоваться никакими источниками. Время выполнения – 45 минут в ходе аудиторной работы.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на семинаре предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной из предложенных тем, соответствующих темам лекционных занятий.
  • неблокирующий Контрольная работа №1
    Выполняется письменно в аудитории, представлена по вариантам. Вопросы проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Не разрешается пользоваться никакими источниками. Время выполнения – 90 минут.
  • неблокирующий Практическая работа № 1
    Выполняется письменно в компьютерном классе. Работа с литературным корпусом CLIC Dickens - (открытый ресурс) (если специально не оговорено, определяем для всего текста/subsets). Время выполнения – 20 минут.
  • неблокирующий Практическая работа № 2
    Цель работы — оценить навыки студентов в использовании корпусного менеджера AntConc. Выполняется письменно в компьютерном классе. Время выполнения – 20 минут.
  • неблокирующий Контрольная экзаменационная работа
    Контрольная экзаменационная работа во 2-м модуле выполняется письменно, внеаудиторно, на компьютере, с использованием программ обработки текстовых данных. Работа выполняется студентами на разных текстах, при сдаче идентичных работ разными студентами, все такие работы оцениваются как 0. Плагиат оценивается как 0.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Аудиторная работа + 0.3 * Контрольная работа №1 + 0.3 * Контрольная экзаменационная работа + 0.1 * Практическая работа № 1 + 0.1 * Практическая работа № 2 + 0.1 * Проверочная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Васильев, В. К. Сюжетная типология русской литературы XI–XX веков (Архетипы русской культуры). От Средневековья к Новому времени [Электронный ресурс] : Монография / В. К. Васильев. - Красноярск : ИПК СФУ, 2009. - 260 с. - ISBN 978-5-7638-1932-8.
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Lappin, S., Fox, C., & Clark, A. (2010). The Handbook of Computational Linguistics and Natural Language Processing. Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=330500
  • Stone, J. (2013). Historical Dictionary of Russian Literature. Lanham, Maryland: Scarecrow Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=547995
  • Сабиржанов Равшан Анварович. (n.d.). Компьютерная Лингвистика Как Наука Автоматической Обработки Информации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fkompyuternaya-lingvistika-kak-nauka-avtomaticheskoy-obrabotki-informatsii