• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory and History of Verse

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Philology
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов-филологов с наиболее распространенными системами версификации, существовавшими в разное время и у разных народов, с генезисом различных стихотворных форм, основными методами их исследования, важнейшими теоретическими направлениями в стиховедении и поэтике, современными приемами сравнительного и типологического изучения стихотворных текстов, новыми направлениями в изучении структуры стиха и ее связи со смыслом произведения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение студентами знаний о структуре и прагматике научной коммуникации, особенностях научного стиля, принципах организации научных текстов
  • Освоение студентами методов исследования стихотворных форм, понимание их генезиса
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Понимает предмет, направления, понятий аппарат, понимает полидсциплинарность стиховедения. Ориентируется в основных понятиях, специализированных изданиях, направлениях науки.
  • Имеет представление об истории возникновения метрики, о методах исторического стиховедения; понимает, как возникли ранние образцы античного стихосложения (основные гипотезы), как устроен квантитативный стих.
  • Имеет представление о развитии средневекового стихосложения, о появлении рифмы и твердых форм.
  • Владеет основными гипотезами о возникновении и развитии германской тоники в английской, немецкой и скандинавской поэзии, понимает, что такое аллитерационный стих.
  • Имеет представления об истории возникновения фламандской, голландской и английской силлабо-тоники.
  • Знает, как складывалась и развивалась немецкая ямбическая версификация.
  • Имеет представление о становлении славянской силлабики, тоники и силлабо-тоники.
  • Знает о том, как у разных народов проходил распад силлабо-тоники и появление новых форм тонического и свободного стиха.
  • Имеет представление об основных современных стиховедческих методах.
  • Умеет использовать современные компьютерные методы для анализа стиха прозы в сравнительных исследованиях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Стиховедение как современная научная дисциплина
    Предмет стиховедения. Стиховедение на стыке наук. Стих и язык. Лингвистика стиха. Основные формы версификации. Отличие стиха от прозы. Генезис стиха с точки зрения исторической поэтики. Понятия «стих» и «проза» в диахронии и в синхронии. Что мы сегодня называем стихом? Основные стихотворные формы. Переходные формы. Проблемы типологии. Как организуется стих? Сравнительно- историческое стиховедение. От просодии к метрике и от метрики к просодии.
  • Сравнительно-историческая метрика и древние стихотворные формы. Квантитативная метрика
    История возникновения сравнительной метрики. Общеиндоевропейские древние формы стихосложения. Древняя силлабика. Квантитативность внутри силлабики. Реконструкции в стиховедении. Гипотеза А. Мейе. Проблема генезиса древнегреческого стиха. Вопрос о генетической связи древнеиндийских и древнегреческих метров. Эолийская метрика. Квантитативный греческий и латинский стих. Чистая» квантитативная метрика и ее распад в европейском стихе. Сохранение квантитативности «для глаза».
  • Новая силлабика. Романское стихосложение. Рифма и возникновение твердых форм
    «Реставрация» силлабики. «Ритмические» стихи. Книжная и народная силлабика. Метрическая бедность и богатство строфики. Возникновение рифмы и ее генезис. Типы рифмовок. Строфическая структура стиха. Византийский и латинский молитвословный стих. Переход на национальные языки. Языковые или культурные причины развития новой силлабической версификации. Вопрос о стихе, как о самоорганизующейся системе. Ранние формы провансальского стихосложения. Средневековая народная французская и испанская поэзия. Стихотворная организация французского и испанского эпоса. Малые жанры средневековой поэзии. Победа силлабики. Итальянская книжная поэзия. Итальянский 11-сложник. Французский александрийский стих. Жанры и строфика в итальянском и французском стихе. Романские твердые формы. Французский и итальянский сонет. «Новая» версификация. Белый стих. Борьба за рифму. Версификация смешанных форм (вольный стих).
  • Германский тонический стих. Аллитерационная рифма
    Вопросы генезиса германского стиха. Особенности германской тоники в эпических жанрах. Аллитерационный стих. Появление «твердых форм» аллитерационного стиха на севере Европы. Миннезанг. Формы народного немецкого стихосложения. Книттельферс. Колебания между более урегулированной и менее урегулированной тоникой. Английские, немецкие и скандинавские формы аллитерационного стиха. Распад аллитерационной версификации.
  • Силлабо-тоническая реформа в Англии и в Нидерландах. Новые образцы твердых форм. Английский сонет.
    Английская поэзия Средневековья и Ренессанса. Средневековая силлабо-тоника в английском, нидерландском и немецком стихе. Творчество Дж. Гоуэра и Дж. Чосера. Ранняя фламандская и брабантская силлабо-тоника. Зарождение континентальных форм силлабо-тонической версификации. В чем отличие британской и континентальной силлабо-тоники? Распространение ямбической версификации в Европе. Народный и литературный хорей. Стихосложение У. Шекспира и Дж. Донна. «Жесткая» организация стиха и принцип «чистоты» метра. Переакцентуация в английском стихе. Нидерландские переводы английской поэзии.
  • Немецкая силлабо-тоника
    От нидерландской силлабо-тоники к немецкой. М. Опиц и первый опыт теории силлабо-тонической версификации. Связь силлабо-тоники с античной традицией. Что привело к зарождению, распространению и господству силлабо-тоники в северо-европейском и восточно-европейском ареале? Британская и континентальная силлабо-тоника: типология форм.
  • Славянский стих. Русская силлабика и силлабо-тоника
    Генезис славянского стиха. Гипотеза Р. Якобсона. Общеславянская народная силлабика. Русские былины. Образцы старославянского книжного стиха. Славянский молитвословный стих. Зарождение светской версификации в русской литературе XVII века. Поэзия славянского барокко. Силлабо-тоническая реформа в России. В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков. Генезис и эволюция русского ямба. Русский стих на рубеже XVIII и XIX вв. Формы отечественной версификации XIX – XX вв. Чешский и польский стих. Сербский и болгарский стих. Украинский и белорусский ямб и хорей. Влияние русского стихосложения в восточной и юго-восточной Европе.
  • Распад континентальной силлабо-тоники. Новые и новейшие формы стиха
    Строгость» метра и «строгость» ритма. Переакцентуация и степени ее допустимости на континенте. Безударная рифма. Полноударность и борьба за «чистоту» реализации метра. Эксперименты Ломоносова и Сумарокова. Допустимая мера «чистоты» стиха. Ритмика в борьбе с метрикой. Альтернация метрическая и альтернация ритмическая. От «рамочного» профиля ударности к «альтернирующему». Очередной распад «жестких» форм. Новый книттельферс. Русский дольник. Акцентный стих. Переход к свободному стиху.
  • Стиховедческие методы и практики
    Разница во взглядах на природу стиха. Разница языкового материала. Просодическая немецкая школа и ее традиции. Русская формальная школа и «русский метод». Размывание теории стиха. Генеративная метрика. Математическое стиховедение. Модели стиха. Компьютерные методы в стиховедении. Потребность новой теории. Стих как самоорганизующаяся система. Языковая система метра. Современные модели поэтики и реконструкция стихотворных форм, а также процессов их порождения и восприятия. Когнитивное стиховедение. Различные теории метра. От теории метра к ритмике текста. Просодика стиха. Взаимодействие метра и языка. Вопрос о первичности ритма. Просодический анализ текста. Изучение ритмики стиха на фоне прозы. Языковые модели метра. Ритмические словари. Разработка правил адекватного ритмического представления разноязычного стихотворного материала. Путь к сравнительной ритмике. Типология ритма. Методы анализа метрически организованных текстов на разных языках.
  • Современные компьютерные методы исследования стихотворной речи. Работа с корпусами текстов на разных языках
    Компьютерные методы в стиховедении и реконструктивное моделирование процессов порождения и восприятия стихотворного текста. Корпусное стиховедение и создание текстовых корпусов. Работа с корпусами, наведение статистики. Профили ударности. Сравнительное направление в стиховедении. Сравнительная ритмика. О синергетической природе стиха. Когнитивный подход. Современные работы по когнитивной поэтике. Семантический ореол метра. Связь ритма с семантикой. Роль ритмики в процессе порождения и восприятия текста.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях, обсуждение прочитанных текстов, компаративный и критический подход к обсуждаемым идеям.
  • неблокирующий Доклад
    Каждый студент должен подготовить один доклад, который не должен занимать более 5-10 минут и представлять собой краткий критический анализ той или иной теоретико-литературной идеи (категории, концепции) либо ее приложение к конкретному литературному тексту. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Доклад представляет собой самостоятельный анализ научных текстов или фрагментов текстов, предложенных преподавателем либо подобранных самостоятельно студентом.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой собеседование по вопросам, которые тематически связаны с разделами курса и с теоретическими трудами, обсуждавшимися в ходе курса. Оценки выставляются по 10-тибалльной шкале, по критериям ясности понимания проблемы, логичности аргументов, критического и сопоставительного подхода к теоретическим идеям, четкости изложения.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.3 * Доклад + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Федотов О.И. — Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2-х кн. Кн. 1 : Метрика и ритмика - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-89349-311-5 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/109588
  • - Федотов О.И. — Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2-х кн. Кн. 2 : Строфика - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-89349-365-8 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/109589

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Правила пиитические, о стихотворении российском и латинском : электронная репродукция / : Издательские архивы, 1790. — 181 с. — URL: https://book.ru/book/913396 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Стихотворный текст: междисциплинарная интерпретация : монография / Л.Н. Синельникова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 267 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5bf2857d4ef7c7.78706997. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/991858