• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Problems of Contemporary Linguistics"

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
Department of Philology
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1-3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Вопросы современной лингвистики» посвящен знакомству студентов с различными методами получения и обработки лингвистических данных. На занятиях слушатели также учатся адекватно понимать и определять, насколько успешно были получены данные в тех или иных языковых исследованиях, а также приобретают навык использования всех изученных методов для получения необходимых лингвистических данных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Вопросы современной лингвистики» является знакомство студентов с различными методами получения и обработки лингвистических данных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает основные способы получения данных в лингвистике и умеет применять наиболее базовые способы обработки и представления лингвистических данных, включая статистические.
  • Студент умеет пользоваться типологическими базами данных, грамматиками и типологическими анкетами для получения данных о различных языках.
  • Студент умеет получать из корпуса данные о языковых явлениях
  • Студент умеет проводить опрос носителей
  • Студент понимает общие принципы установления фонетических соответ- ствий, знаком с существующими способами записи сравнительно- исторических данных.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие принципы работы с лингвистическими данными(1)
    Типы лингвистических данных; сбор данных: наблюдение, элицитация, интроспекция; выбор методов сбора и статистической обработки данных. Основы обработки данных в статистической среде R.
  • Типологические ресурсы
    Работа с типологическими анкетами. Типологические базы данных
  • Извлечение и обработка корпусных данных.(3)
    Поиск в корпусах: подстановочные символы, языки запросов к корпусу, регулярные выражения. Создание мини-корпусов c помощью доступных программных средств (BootCat). Обработка корпусных данных. Корпусные менеджеры.
  • Экспериментальные методы(4)
    Опрос носителей, представление о существующих оценках грамматичности, экспериментальных методиках. Социолингвистические методы. Методы онто- и психолингвистики
  • Работа с диахроническими данными
    Сравнительно- исторический метод
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и проверяет усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте.
  • неблокирующий Доклад
    Доклад представляет собой презентацию под одной из тем, предложенных преподавателем. Длительность сообщения - 7-10 минут. Доклад должен быть хорошо структурирован, содержать примеры.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен сдается заочно, в качестве экзаменационной работы студентов предоставляется письменная исследовательская работа объемом около 20 тыс. знаков.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.4 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Aronoff, M., & Rees-Miller, J. (2017). The Handbook of Linguistics (Vol. Second edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1484987

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Фаттахова Н.Н., Кулькова М.А. — Народные приметы: синтаксис и прагматика (на материале русского, татарского и немецкого языков) - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - ISBN: 978-5-9765-1960-2 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/63050
  • Baker, P. (2009). Contemporary Corpus Linguistics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344364