• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Problems in the Theory and Philosophy of Discourse

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
9
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 1-3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса делается упор на истории и философских основах таких направлений, как лингвистический структурализм, генеративная грамматика, формальная семантика. В результате освоения дисциплины студент будет понимать основные принципы различных лингвистических концепций, а также динамику их возникновения и развития.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с основными концепциями теоретической и дискурсивной лингвистики в историческом и философском срезе, основными теориями и методами анализа устного дискурса, фонологическом аспекте дискурсивного анализа, основных методических подходов к анализу акустических характеристик и интонации как элементов дискурса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент понимает основные принципы лингвистических учений до XX века, способен интерпретировать теоретические проблемы грамматики и семантики с точки зрения различных лингвистических учений.
  • Студент понимает основные принципы структурализма, способен интерпретировать теоретические проблемы морфологии и синтаксиса с точки зрения различных структуралистских концепций.
  • Студент понимает различия между разными версиями генеративной грамматики, способен интерпретировать теоретические проблемы морфологии и синтаксиса с точки зрения различных структуралистских концепций
  • Студент понимает основные принципы различных негенеративных лингвистических подходов, способен интерпретировать теоретические проблемы морфологии и синтаксиса в рамках этих подходов
  • Студент имеет представление об основых теориях и методах анализа устного дискурса, фонологическом аспекте дискурсивного анализа.
  • Студент понимает различия трех основных методических подходов к анализу интонации как элемента дискурса.
  • Студент способен анализировать акустико-просодические характеристики речи как элемент дискурса.
  • Студент имеет представление об особенностях дискурсивного анализа общей интонационной организации текста.
  • Студент понимает роль регистра и тембра при анализе дискурсивных характеристик высказывания.
  • Студент знаком с основными методами и результатами исследований по автоматическому анализу дискурса спонтанной речи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Философские аспекты истории лингвистики от античности до начала XX века
    Лингвистическое учение стоиков, Лингвистическое учение модистов, «Идеальный язык» Лейбница, Универсальная грамматика, Фреге, Витгенштейн
  • Лингвистический структурализм
    Соссюр и европейский структурализм; американский структурализм: Блумфилд, Харрис; структурализм в СССР
  • История генеративной грамматики
    Ранняя трансформационно-порождающая грамматика, «Аспекты», «Генеративная семантика», от правил к ограничениям, Модель Грамматики Управления и Связывания
  • Интонационная организация текста
    Дискурсивный анализ общей интонационной организации текста.
  • Элементы дискурсивной лингвистики
    Дискурсивный анализ устной речи, особенности разных типов и жанров устной речи, стуктура дискурса, сегментация и структура высказывания
  • Роль просодических компонентов высказывания в дискурсивном анализе
    Высота основного тона, длительность, темп, паузы, просодическая выделенность
  • Обзор исследований по автоматическому анализу дискурса спонтанной речи
    Основные методы и результаты
  • Критика философских аспектов генеративной грамматики. Негенеративные подходы в историческом срезе.
    Психологическое понимание реальности, нативизм. Лексикалисткие подходы, Конструкционные подходы, Стохастические подходы и Теория оптимальности.
  • Регистр и тембр
    Роль регистра и тембра при анализе дискурсивных характеристик высказывания
  • Роль интонации в организации дискурса
    Три основных методических подхода к анализу интонации как элемента дискурса, значения интонационных контуров в интерпретции дискурсивных характеристик высказывания
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Письменное задание с использованием материалов, предлагаемых для изучения курса
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется в аудитории, не допускается использование каких-либо источников. Дайте развернутый (1000 -1500 слов) письменный ответ на любые два из представленных вопросов.
  • неблокирующий Экзамен
    Дайте развернутый (1000 – 1500 слов) письменный ответ на любые три из представленных вопросов. Выполняется в аудитории, не допускается использование каких-либо источников.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.55 * Домашнее задание + 0.45 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.15 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольная работа + 0.35 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Joseph, J. E. (2002). From Whitney to Chomsky : Essays in the History of American Linguistics. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=395313
  • The languages and linguistics of Europe : a comprehensive guide / ed. by Bernd Kortmann . (2011). Berlin [u.a.]: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.313154872

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gibbon, F. E., Laver, J., & Hardcastle, W. J. (2012). The Handbook of Phonetic Sciences. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=466208
  • Koerner, E. F. K. (2002). Toward a History of American Linguistics. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=97957