• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Antique Literature

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
Department of Philology
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1-3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Студенты получат представление о жанровых конвенциях, эпических и прочих топосах, о средствах создания комического, о композиции повествовательного фрагмента и т.п., познакомятся с современным состоянием исследований в этой области, проанализируют ряд работ, посвященных лингвистическим аспектам анализа текста.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с основными жанрами и персоналиями латинской литературы, а также освоение базового понятийного аппарата, применяющегося при лингвистическом анализе текстов.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент имеет представление об эпосе доклассического периода, разбирается в литературе на данную тему.
  • Студент владеет пониманием способом контаминации и переработки греческих сюжетов, способен трактовать мифологический материал.
  • Студент разбирается в дидактической литературе, ориентируется в работах Витрувия, Плиния Старшего , Катона Старшего и пр.
  • Студент имеет представление об особенностях римской риторики.
  • Студент понимает особенности письма как жанра, способен проиллюстрировать примеры разными текстами.
  • Студент разбирается в рецепции греческого жанра, понимает специфику вергилиевской эпохи
  • Студент знаком с традициями александрийской поэзии
  • Студент имеет представление о рецепции жанров философской литературы, ориентируется в текстах Сенеки.
  • Студент владеет пониманием проблемы "романа с ключом", способен дискутировать на данную тему.
  • Студент понимает особенности раннехристианской литературы, агиогафии в ее отношении к иным жанрам римской литературы.
  • Студент ознакомлен с работами Витрувия и Плиния Старшего.
  • Студент знаком с основами агиографии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Эпос доклассическогопериода.
    Энний. Жанровая специфика, топосы, константы римского эпоса.
  • Способы контаминации и переработки греческих сюжетов, трактовка мифологического материала.
    Римская комедиография. Плавт
  • Дидактическая литература. Катон Старший.
    Научный трактат. Витрувий. Плиний Старший. Трактаты о земледелии, их стилистические черты.
  • Римская риторика, ее понятийный инструментарий.
    Риторические трактаты. Риторика к Гереннию
  • Письмо как образец неформальной латыни.
    Эпистолярный жанр. Цицерон, Плиний Младший, Симмах.
  • Рецепция греческого жанра, специфика вергилиевской эклоги, панегирические черты.
    Буколика. Вергилий, Кальпурний Сикул, Эйнзидльские эклоги.
  • Традиции александрийской поэзии.
    Элегия. Проперций.
  • Научный трактат.
    Витрувий. Плиний Старший
  • «Новый стиль», рецепция греческих жанров философской литературы.
    Протрептик. Сенека Философ.
  • Пародийные аспекты. Проблема «романа с ключом».
    Роман. Петроний.
  • Раннехристианская литература.
    Жанры Acta и Passiones. Агиография в ее отношении к иным жанрам римской литературы.
  • Агиография.
    Сульпций Север.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Презентация
    Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента в рамках темы семинара. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Работа на семинаре
  • неблокирующий Эссе
    Эссе пишется на тему, либо выбранную студентом из предложенного преподавателем списка, либо сформулированную самим студентом по согласованию с преподавателем. Объем эссе – 2,5 – 3 тысячи слов. Эссе выполняется студентом внеаудиторно. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках выбранной темы для подготовки эссе, для её раскрытия в работе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.15 * Контрольная работа + 0.2 * Презентация + 0.15 * Работа на семинаре + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • James Noel Adams (ed.): An Anthology of Informal Latin, 200 BC – AD 900. Fifty Texts with Translations and Linguistic Commentary Oxford:Oxford University Press ,2016 9781107039773. (2018). Plekos, 20, 427–430. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.repository.ubn.ru.nl.2066.196310
  • Античная литература: Учебное пособие / Никола М.И., - 3-е изд., дополн. - М.:Прометей, 2011. - 336 с. ISBN 978-5-4263-0070-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/557906
  • МАЛЬЧУКОВА ТАТЬЯНА ГЕОРГИЕВНА. (2016). О Фантастическом В Античной Словесности. Проблемы Исторической Поэтики, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16935009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fantham, E. (2011). Roman Readings : Roman Response to Greek Literature From Plautus to Statius and Quintilian. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=388137
  • Nagy, G. (1996). Homeric Questions (Vol. 1st ed). Austin: University of Texas Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=157576